Длинные головы были в моде
Результаты антропологических исследований изумляют и даже поражают. Сказать хотя бы, что при раскопках древних захоронений много раз ученые находили сильно деформированные черепа людей. Для чего это делалось в то время?
Все то, чем люди занимаются, как именно они живут и что едят, отображается со временем на их костях. Исследуя их, ученые способны очень много рассказать как о внешнем облике живших некогда людей, так и об образе жизни. Этим и занимаются в отношении древних жителей наших краев специалисты в сфере антропологии, работающие в ВолГУ.
Разное время – разные головы
– Антропологические исследования очень важны для проведения реконструкций в отношении людей, живших в глубокой древности, – говорит заведующая кафедрой археологии и зарубежной истории ВолГУ, кандидат исторических наук Мария Балабанова. – Речь ведь идет о народах, вовсе не имевших письменности, либо о таких, которые имеют очень мало письменных источников. Например, тех же сарматах. Эти исследования позволяют понять, кто были предками того или иного народа, кто их потомками являются сейчас. Можно определить, откуда и куда мигрировали в древности те либо иные народы. Узнать, кто были эти люди по культурно-хозяйственному типу, как на их жизнь влияла экология в то время.
Некоторые результаты антропологических исследований, проводимых на территории нашей области, изумляют и даже поражают. Сказать хотя бы, что при раскопках древних захоронений много раз ученые находили сильно деформированные черепа людей.
– Обычай деформации головы, – поясняет Мария Афанасьевна, – встречается при вскрытии захоронений на территории нашей области и в целом Нижнего Поволжья у представителей как катакомбной (эпоха средней бронзы), так и позднесарматской культуры (первые века нашей эры).
– Мария Афанасьевна, известно ли, для чего это делалось в то время? Был ли такой обычай данью моде, или он нес в себе какую-то особенную знаковую нагрузку?
– В ходе исследований ученые пришли к выводу: изменение формы черепа древних жителей наших краев было, как правило, преднамеренным. Практиковалось оно в ту эпоху не только в Поволжье – оно встречается практически везде. В том числе в Новом Свете, на Американском континенте.
Широко применяли его, например, коренные американские и австралийские, а также переднеазиатские народы. Для этого на голову младенцу накладывалась специальная деформирующая конструкция, в результате череп его рос не нормально, а в определенном направлении. Приобретал, к примеру, башенную форму – был вытянут кверху. У поздних же сарматов – удлиненную, получившую название «макрокефальный» (длинноголовый). Голова при этом у людей приобретала форму усеченного конуса. Известны также случаи кольцевой деформации головы, когда младенцу перевязывали голову тугим бинтом, и ее форма также изменялась странным образом.
Как показывают этнографические материалы, деформирующая конструкция держалась на голове у ребенка от нескольких десятков дней и до нескольких лет. Девочки ее носили до взросления, когда наступало время выдавать их замуж.
Как изгоняли злых духов
– Приходилось также слышать, что при раскопках находили черепа со следами хирургического вмешательства (трепанации). Разве это было возможно в то время?
– Действительно, в элитном погребении среднесарматского периода нами были найдены останки женщины с подобного рода отверстием в черепе. Оно было сквозным, а рядом с ним рядом – «пробные» следы сверления, затронувшие только верхний слой костей черепа.
Встречались трепанации со следами заживления, производившиеся, видимо, в лечебных целях. Но существует мнение, что делалось это и с целью изгнания злых духов.
Встречаются трепанированные черепа и без следов заживления. Обычно такие отверстия делали незадолго до смерти либо уже после нее. Обряд этот был распространен в Центральной Азии, в том числе в Южной Сибири. Из аккуратно вырезанной бляшки плоских костей черепа изготавливались амулеты. У некоторых культур этот обычай был связан с мумификацией тел умерших, а через отверстие в черепе извлекался мозг.
Конечно, очень многое о древних жителях наших краев можно узнать не только по форме их черепа, но и по всем другим их сохранившихся костям. Поэтому антропологи изучают их на предмет патологических отклонений, которые нередко возникают при физических нагрузках.
Например, в антропологии выделен «комплекс всадничества», свидетельствующий о том, что эти люди проводили очень много времени верхом на лошадях. Этот комплекс хорошо представлен, в частности, у сарматов. Проявляется он на местах прикрепления мышц, которые задействованы в наибольшей степени при езде на лошади, то есть на бедренных и на берцовых костях. У всадников высокая нагрузка приходилась также на шейный и поясничный отделы, где определяются у них чрезмерные костные разрастания либо даже срастания – образовывались как бы блоки, состоящие из нескольких позвонков. Таковы последствия тряски, обычной для езды на лошади.
Немало также наблюдается при этом травм (например переломы голеней), характерных для падений с лошади.
У воинов, которым часто приходилось орудовать мечом, изменялась рельефность костей рук. О том же говорят и многочисленные травмы на костях. Довольно часто в костях средних сарматов, найденных при раскопках, обнаруживаются стрелы, тогда как для поздних сарматов характерно обилие рубленых ран: у них были большие длинные мечи, которыми они орудовали при сражениях.
Кого хоронят вниз лицом?
– Мария Афанасьевна, а можно по костям определять, чем древние люди питались?
– Да, антропологи могут по ним восстанавливать диету древних народов. Так, например, у тех из них, что занимались земледелием, зубы часто оказываются поражены кариесом, тогда как у кочевников его можно встретить значительно реже.
Антропологами используются для реконструкции диеты и специальные биохимические исследования костей – возможности ее очень широкие. Но все же чаще всего применяются измерительные методы – измеряются черепа, размер костей. Эти количественные, как и качественные, признаки тоже передаются по наследству. По длинным костям, например, можно определить рост человека, его комплекцию, а также то, насколько много он физически работал.
Следует отметить, что древнее население нашей области было европеоидным вплоть до Средневековья. Но начиная с хазарского времени появляются здесь люди монголоидного облика. А в золотоордынских городах, видимо, жили и немногочисленные негроиды, которые тоже были обнаружены в некрополях. Расовые качества определяются по целому набору признаков черепа – ученым он дает столь же большую информацию, как и лицо человека.
– Да, но откуда негры могли взяться в ту пору в Поволжье?!
– В сущности, это вполне закономерно. В ту пору в Золотой Орде были распространены невольничьи рынки, а негры в то время были очень ценным товаром. Кроме этого, согласно данным письменных источников, они значились в списке подарков золотоордынским ханам. В позднесарматских могильниках найдены были группы погребений, в которых погребенные лежат лицами вниз. Причем их было много.
– Да? И как это можно объяснить?
– С одной стороны, можно предположить, что часть людей погребена была насильственно – найдены целые группы погребений, явно свидетельствующие о том, что у них были связаны руки и ноги. Такие погребения можно рассматривать как жертвоприношение людей. Но есть и группа погребений, которые отличаются от основной массы только тем, что умершие лежат в них вниз лицом. Объяснение этому обряду можно найти в славянской этнографии и этнографии сибирских народов. Известно, что колдунов, как и прочих, так называемых «вредоносных покойников», тоже хоронили вниз лицом.
А у представителей катакомбной культуры практиковались посмертные маски. Причем накладывались они не на лицо умершего, а на череп, заведомо освобожденный от мягких тканей. При помощи такого рода маски как бы формировали заново лицо умершего…
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги