Вологжанин Евгений Вельс выпустил альбом произведений своего деда «Наследие Юрия Александрова»
Стараниями внука, на средства правнуков выпущен альбом, посвященный творчеству неизвестного профессионального череповецкого художника Юрия Александрова.
В списках не значится
Вологжанин Евгений Вельс уже давно занимается изучением своей генеалогии. Среди его предков - князья Уэльские, сподвижники Петра Великого, друзья Великих князей, близкие Василия Жуковского, участники героической обороны Севастополя, педагоги и лесничие... С детства он с любопытством рассматривал картины своего деда - выпускника Санкт-Петербургской академии художеств Ю.И.Александрова. На них были запечатлены родственники, друзья, суровая северная природа, виды Череповца, картины городского быта 1920-х годов...
Часть произведений, в основном написанных маслом, к нашему времени потеряла свой первоначальный вид. Одержимый идеей их как-то отреставрировать, два года назад Евгений Вельс принес работы деда в Вологодскую картинную галерею. Посмотрев их, искусствоведы просто ахнули от изумления! О существовании художника Ю.И.Александрова, чьи картины высокого профессионального уровня могут украсить любой художественный музей страны, вообще никто не знал в Вологодской области. Имя Юрия Ивановича известно лишь в Пензе, где Александров учился в художественном училище до переезда в столицу. Сегодня в музее этого учебного заведения хранятся пять работ нашего земляка. Вологодская коллекция Е.А.Вельса насчитывает 45 карандашных набросков, акварельных зарисовок, графических работ и картин маслом. Еще 25 работ находятся в Ленинградской области и семье других родственников Ю.И. Александрова.
Жизнь, полная невзгод
З0 декабря 1887 года в семье преподавателя Александровского технического училища города Череповца - будущего директора этого учебного заведения Ивана Павловича Александрова и потомственной дворянки Софьи Александровны Желоминской-Александровой родился сын Юрий. Рос он слабым и болезненным, отчего пользовался особой любовью и заботой у родителей, четырех сестер, брата и взятой в семью в работницы сиротки Агапки...
Слабое здоровье Юрия, постоянные желудочные боли подвигли отца, благо зарплата педагога это позволяла, возвести в 40 верстах от Череповца на реке Ворон, в нынешнем Кадуйском районе, большой дом. Семья Александровых подолгу и зимой и летом жила в этом живописном местечке, названном в честь сына Юрьевкой. Именно здесь впервые Юрий взялся за карандаш, зарисовывая на бумагу окрестные виды, деревенскую природу, местных крестьян.
В 1905 году после окончания Череповецкой гимназии засобирался любимый сын в Пензу - поступать в художественное училище для одаренных детей, находящееся в ведении Императорской академии художеств и Министерства Императорского двора. С грустью снарядили родители больного сына в дальнюю дорогу. Приезжал он в Череповец только на каникулы. В один из таких приездов, сославшись на ухудшение здоровья, попросил отпустить с ним в Пензу Агапку, к тому времени получившую на семейном совете более благородное имя - Галина. Мать с радостью пошла на это - будет кому за сыном приглядеть. Письма приходили в Юрьевку регулярно, а вот приезды в отчий дом прекратились вовсе. Обеспокоенные родители нагрянули в Пензу нежданно-негаданно... Увиденное вызвало у них и шок, и радость одновременно. В небольшой комнатке проживали больной Юрий, Галина и… две их дочки-погодки. Иван Павлович принял решение забрать всех в Череповец. Здесь молодые были повенчаны. Кстати, потомственная дворянка Софья Александровна и бывшая крепостная Агафия-Галина Венедиктовна до конца дней своих оставались лучшими подругами.
В 1912 году Юрий был отправлен отцом учиться в Петербург. После окончания Академии художеств он вернулся домой.
В 1917 году настали трудные времена. Пенсия Ивана Павловича, к тому времени носившего чин статского советника, была отменена новыми властями. Семья была вынуждена перебраться на постоянное место жительства в Кадуй. Болезнь Юрия то отступала, то вновь прогрессировала. Он подолгу лежал в череповецкой больнице, рисуя соседей по палате. Иногда зарабатывал написанием портретов на заказ, кое-какие средства приносило изготовление декораций для постановок местного Камерного театра. Выручала Галина. Она не только успевала все делать по дому, ухаживать за мужем, но и стала, говоря современным языком, профессиональным фотографом. Заказов от клиентов хватало на то, чтобы сводить концы с концами.
В один из майских дней 1926 года у 38-летнего Юрия Ивановича случился приступ язвы. Он умер по дороге в череповецкую больницу. Похоронили художника на городском Коржавском кладбище. Через шесть лет рядом с сыном упокоился и Иван Павлович Александров.
Сегодня от дома в Юрьевке остался только фундамент. На месте могил отца и сына Александровых сейчас располагаются площадь Металлургов и парк Ленинского комсомола... Бывая в Череповце, Евгений Вельс обязательно приходит сюда, чтобы поклониться деду и прадеду.
Чтобы помнили
Евгений к 125-летию со дня рождения деда задумал выпустить альбом произведений под названием «Наследие Юрия Александрова». Переписка с родственниками, Пензенским художественным училищем, государственными архивами заняла около двух лет. Евгений Александрович сам подбирал иллюстрации, писал к ним аннотации. Цветной каталог работ художника, выполненный на высоком профессиональном уровне, вышел из печати 5 августа 2012 года. На форзаце его начертано: «Юрию Ивановичу Александрову от благодарных потомков и чтобы помнили».
К сожалению, тираж издания - всего 13 экземпляров. По одному экземпляру альбома автор намерен безвозмездно передать на хранение в Вологодскую картинную галерею, Череповецкое музейное объединение, в Вологодский музей-заповедник, в Пензенское художественное училище, в Вологодскую областную библиотеку имени И.В. Бабушкина. Остальные каталоги будут подарены потомкам Юрия Ивановича.
Еще раньше при содействии Евгения Вельса и сотрудника Вологодской картинной галереи, искусствоведа Елизаветы Коноваловой появилась небольшая статья о Ю.И. Александрове в библиографическом словаре «Художники Вологодской области ХХ - начала ХХI века», который был издан при содействии Правительства Вологодской области.
При жизни у художника Александрова была всего одна персональная выставка - в начале 1920-х годов. Картины, представленные на ней, пропали. Евгений Вельс очень надеется, что часть из них обязательно найдется на бескрайних просторах России. О своем желании провести в будущем персональные выставки работ неизвестного широкому кругу любителей живописи художника Александрова уже заявили Вологодская картинная галерея и Череповецкое музейное объединение.
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги