Три дня из жизни наследника престола
Первыми дым парахода увидели вездесущие мальчишки. «Вон он идёт, вон он!» — закричали они вразнобой. Толпа, собравшаяся у пристани, зашумела, над городом прокатились медные удары тысячепудового колокола. Так в Тобольске вечером 10 июля 1891 года встречали наследника русского престола цесаревича Николая.
В этот день в Тобольске шел проливной дождь и был сильный ветер. Несмотря на непогоду, тысячи горожан заполнили все пространство у Ширковской пристани и прилегающие улицы, празднично украшенные к приезду дорогого гостя.
Обгоняя пароход с будущим императором, прискакал гонец и, тяжело дыша, известил встречающих, что цесаревич уже близко. В 7 часов вечера на горизонте появился силуэт парохода. Через сорок минут он причалил, и гость сошел по трапу на берег...
Отцовская наука
Ко времени прибытия в духовную столицу Сибири Николай находился в пути уже восемь месяцев. Такой экзамен ему устроил отец — российский император Александр III, после того, как цесаревич в 1890 году в возрасте 22-х лет окончил курс наук под руководством «лучших и опытнейших российских ученых».
Как писал публицист Владимир Краузе («По чужим краям и по Сибири. Путешествие Его Императорского Высочества», 1894 год), государю было угодно отправить своего первенца для завершения образования в долгое путешествие по дальним странам и восточным окраинам России, лежащим за Уралом...
К концу апреля 1891 года Николай Александрович уже побывал в Греции, Египте, Индии, Китае и, наконец, прибыл в последний пункт зарубежного турне — Японию. 29 апреля с цесаревичем едва не произошло непоправимое.
Один из японцев по имени Санзо Цуда, который стоял в оцеплении и должен был охранять высокого русского гостя, набросился на наследника с саблей, сумел нанести один удар и ранить Николая. От второго удара цесаревич защитился, а нападавшего скрутили спутники великого князя.
Известие об этом инциденте потрясло Россию. В честь спасения жизни наследника и его скорого выздоровления по всей стране, в том числе в Тобольске, были вознесены благодарственные моления. Можно представить, с каким нетерпением ждали тоболяки приезда цесаревича, чтобы лично убедиться, что с наследником престола все в порядке и будущее России в надежных руках.
Хорошо, но мало
Радость от встречи с его высочеством тоболякам омрачало только одно обстоятельство — уж слишком мало времени Николай проведет у них в гостях.
Еще до приезда наследника губернатора засыпали просьбами из разных уголков Тобольской губернии. «Хоть бы одним глазком увидеть», — примерно таков был смысл большинства прошений.
Местное руководство призадумалось. Ввиду невозможности приема и размещения в Тобольске делегаций от всех населенных пунктов губернатор, в конце концов, разрешил городам выбрать наиболее почетных своих граждан для подношения хлеба и соли. Крестьяне также могли выбрать представителей от каждой волости.
Готовясь к встрече с цесаревичем, тоболяки не скупились на расходы. Даже к такой короткой, казалось бы, церемонии подношения хлеба-соли жители губернии отнеслись со всей серьезностью и устроили сбор средств для покупки... золотого блюда. В результате денег было собрано столь много, что с лихвой хватило и на блюдо, и на солонку, и на строительство временного наплавного моста.
Приезду Николая предшествовали ремонтные работы и праздничная суета. Причем изначально наследника ждали по суше, поэтому приводили в порядок дорожные сооружения. Однако позже стало известно, что Николай приплывет на пароходе.
6 июля Его Высочество отбыл из Томска на теплоходе «Николай» красноярского купца Гадалова в сопровождении конвоя — теплохода «Казанец».
Портрет от цесаревича
8 июля была сделана первая на территории Тобольской губернии остановка — в Сургуте. Как писал впоследствии дипломат и публицист, князь Эспер Ухтомский, сопровождавший Николая в его «восточном» путешествии, крики «Ура!» заглушили даже шум парохода.
К встрече наследника здесь подготовились основательно, построив специальную площадку на горе Белый Яр. Здесь вырос павильон, рядом с которым находились остяцкие юрты с принадлежностями для быта и охоты. К площадке вела лестница, украшенная зеленью. Жаль, но наверх его высочество не изволил подниматься.
С жителями, впрочем, наследник пообщался. Например, он сказал несколько ласковых слов воспитанникам городского училища, а от девчушек из церковно-приходской школы принял подарок.
Вообще в Сургуте цесаревича буквально завалили подношениями. Так, пожилая чета Туполевых, стоя на коленях, одарила гостя старинным образом Николая Чудотворца, передаваемым в семье по наследству. Местные дамы сплели для Николая берестяную корзину и берестяную коробку, положив туда кедровых орехов. Остяки поднесли меха и живую рыбу. А некий мещанин Тетюцкий, родственник старосты, настойчиво предлагал наследнику 10 соболиных шкурок.
В Сургуте у будущего императора произошла короткая, но удивительная встреча. Ему был представлен доктор философии из... Стокгольмского университета господин Мартин. Получилось так, что именно в это время шведский ученый занимался сбором этнографических редкостей для своей коллекции.
Всего час пробыл цесаревич в Сургуте. Перед отъездом он щедро одарил жителей своими дарами. Кто-то получил часы, кто-то — золотые монеты. А старику Туполеву с женой достался главный презент — «портрет Его Императорского Высочества».
В шесть часов вечера Николай отбыл на пароход и принялся за ужин. Корабль отчалил под звуки казачьего оркестра, прибывшего в Сургут из Омска.
Олень в подарок
Следующие часы из-за непогоды наследник провел в каюте, просматривая корреспонденцию и отдыхая. Лишь изредка он поднимался на палубу, но дождь быстро прогонял Николая в трюм. А вот тоболяков стихия не пугала. Экипаж судна на всем протяжении пути слышал крики «Ура!» — это жители окрестных деревень и сел приветствовали пароход с цесаревичем.
9 июля пароход сделал еще одну остановку — у села Самарово. Погода в то утро сначала была ясной, а затем вновь полил дождь и загрохотали раскаты грома. Но толпа на пристани не расходилась.
Николаю Александровичу поднесли хлеб-соль на золотом блюде работы петербургских мастеров с надписью: «Возлюбленному Сыну Царя-Батюшки, Надежде нашему, Государю Наследнику Цесаревичу от верноподданных крестьян Тобольской Губернии».
Николай сошел на берег, на его пути девушки разбрасывали цветы. От подарков, которые принесли местные жители, рябило в глазах. Остяки привели оленя и лисицу, один из крестьян притащил медвежонка, женщины поднесли полотенца и скатерти. Полотенца цесаревич принял, а вот животных велел оставить на берегу. Сам же одарил людей монетами, часами и дал 200 рублей на нужды храма.
Звучали и стихи. Чиновник по фамилии Холкин написал их собственноручно: «Благословен тот год, что мы переживаем, благословенны дни, минуты, каждый миг, когда тебя, царевич, радостно встречаем, когда мы видим твой, для нас священный, лик...» Литературные потуги чиновника были оценены дарственными золотыми запонками.
В Самарово Николаю также хватило часа. В 8 утра пароход двинулся вверх по Иртышу. В селе Демьянское была следующая остановка, но наследник на берег не сходил — принял депутацию на борту корабля. Коллекция цесаревича пополнилась очередным драгоценным блюдом и красочным альбомом. А делегаты получили два перстня — с сапфиром и рубином.
10 июля на рассвете, пополнив запас дров, без гудков — чтобы не разбудить августейшего пассажира — пароход отчалил и взял курс на Тобольск...
Рыбак и рыбка
С берегов на пути судна все так же неслись радостные крики. Женщины вставали на колени и крестились. А крестьяне на лодках пытались приблизиться к кораблю. Но удалось это сделать только одному человеку. Внимание цесаревича привлек мужчина, показывавший издали... огромного осетра.
Николай даже приказал замедлить ход судна, чтобы рыбак смог добраться до парохода и взойти на борт. Невероятно счастливый крестьянин оказался лицом к лицу с наследником российского престола и дрожащими руками передал ему рыбу. Цесаревич сказал: «Спасибо» — и вручил рыбаку две золотые монеты — «детишкам на память».
Наконец к вечеру добрались и до Тобольска. На берегу Николаю четырежды подносили хлеб-соль — на разных блюдах. Затем местное войско проследовало мимо цесаревича парадным шагом, и наследник, пройдя триумфальные ворота, на экипаже в компании губернатора отправился по городским улицам — в Софийский летний собор.
Николай Александрович в этот вечер успел побывать в нескольких местах — губернском музее, саду Ермака. В один из моментов к наследнику подвели 92-летнего седого старца — местного старожила по фамилии Колбин. Оказалось, что этот ветеран полвека назад был гребцом на шлюпке, на которой прибыл в Тобольск Александр Николаевич, в то время сам еще цесаревич, а после император России и дед Николая.
Первый в истории духовной столицы Сибири визит представителя императорской династии состоялся летом 1837 года. В полдень 1 июня к берегу Иртыша причалила шлюпка. Гребцами на ней были бравые воины из Сибирского казачьего линейного войска.
Свою почетную миссию они исполнили превосходно, что отметил и сам Александр. Едва сойдя на берег, он пожаловал рулевому — офицеру Леденеву — золотые часы. (К.Голодников. «Город Тобольск и его окрестности», 1886). Многотысячная толпа встречала цесаревича криками «Ура!»
В Тобольске Его Высочество пробыл с 1 по 4 июня. За это время он успел хорошо познакомиться с городом и его жителями, которые произвели на него самые благоприятные впечатления. А в качестве подарка наследник увез «приветствие в стихах», которое передал Александру учитель словесности местной гимназии Петр Ершов. Тот самый...
«И новой радугой завета ты был, возлюбленный, для нас. И зрели очи свет от света, и слух наш слышал царский глас», — писал Александру Николаевичу тоболяк Ершов.
Александр отблагодарил сибиряков за гостеприимство. Уже в августе того же года по его ходатайству из тобольской ссылки были освобождены 600 человек.
Что касается Николая Александровича, то он сердечно поблагодарил старика-гребца за верную службу отцу и пожаловал ему золотой полуимпериал — монету достоинством в 5 рублей, сумму в то время весьма внушительную.
Позже, когда уже почти стемнело, в помещении Тобольского общественного собрания цесаревич выпил чая, потом — бокал шампанского. Перед отъездом Николай Александрович — прямо на корабле — раздал многочисленные подарки, отужинал, а в первом часу ночи теплоход отчалил от пристани.
Говорят, что на следующий день в Тобольске были объявлены народные гулянья...
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги