Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

Из князи в имамы

04.08.2012

Исследуя свое генеалогическое древо, имам шахтерского города Осинники Анвар Аширов добрался до эпохи Смутного времени, а затем выяснил, где жили пращуры в период падения Казанского ханства. Увлечение родословной помогло имаму отыскать дальних и близких родственников, которых судьба разбросала по стране в переломные моменты истории.



Мурза князь Мангушев с товарищи…



Первый документ, где упоминается предок имама Осинников по мужской линии в 12 колене Ямаш мурза князь Мангушев, датирован 1613 годом. Это охранная грамота воевод князей Д. Трубецкого и Д. Пожарского, данная по приговору т.н. Совета всей земли после прихода нижегородского ополчения в Москву.



В грамоте речь идет об имевшем место сражении татар-мишарей с ногайцами в 1612 году, говорится, что по велению воеводы Андрея Хилкова мурзы Баюш Разгильдеев и Ямаш Мангушев собрали алатырских татар, мордву и служилых людей, и пошли на ногайских воинских людей. В районе деревни Чукалы дали решительный бой, при этом был убит предводитель ногайцев Курмамет.



Воеводы от имени Совета всей земли дали будущему царю наказ предоставить алатырским татарам тарханную грамоту, с красною печатью, подобную тем, какие имели темниковские, кадомские, касимовские татары. Царь Михаил Федорович, первый самодержец из династии Романовых, выполнил сей наказ: в 1618 г. на имя Баюша мурзы Разгильдеева и Ямаша мурзы сына Мангушева была дана грамота, узаконивающая поселение татар в Арзамасском уезде.



Начинается сей документ с упоминания предка кузбасского имама: «Божиею милостию мы Великий Государь Царь и Великий Князь Михаил Федорович Всея России Самодержец пожаловали есьми Алатырскаго города Князей и Мурз и Татар: Князя Баюша Разгильдеева да Ямаша Мурзу Князь Мангушева с товарищи…».



Заслуженных мурз наделили княжеским званием, им пожаловали грамоты на поместья, освободили от ряда податей, размеры окладов были увеличены в пять и более раз.



Из князи в имамы



Последующие поколения царей Романовых, как известно, не отличались рвением соблюдать грамоты своих предшественников, и повсеместно нарушали их через издание новых указов, отменяющих действие предыдущих. Уже сын царя Михаила Федоровича самодержец Алексей Михайлович, «ревнуя о распространении православия между татарами и мордвою, приказывали принимавших православную веру татарских мурз и мордовских "панков" писать княжим именем, ...", отмечал Е.П.Карнович.

Мурз, сменивших веру, чтобы сохранить княжеский титул, поместья и имущественное положение стало так много, что крепостные принимали даже простых татар за князей. По данным имама Анвара Аширова, принял крещение и упоминаемый в грамоте соратник его предка мурза Баюш Разгильдеев, став родоначальником крещеных князей Баюшевых, хотя и среди его потомков встречаются мусульманские имена. Сын Баюша Андрей Баюшев вместе с другими алатырскими мурзами и татарами участвовал в боевых действиях против отряда Степана Разина, погиб в сражении.

Предки же имама Аширова сохранили верность исламу. Они предпочли лишиться княжеского титула, власти, земли, но остались мусульманами, перейдя в разряд простых государственных крестьян. После подавления восстания Степана Разина, Мангушевых выдворили из родового села Мангушева. Так потомки мурзы расселились в окрестных татарских селениях, стали животноводами, муллами, ветеринарами.



- Предки построили в селе Ломаты Симбирской губернии (ныне в Мордовии) три мечети и медресе, были людьми очень набожными, - рассказывает имам Аширов. - В советское время все три мечети разобрали, из одной построили больницу в райцентре, из второй - клуб, из третьей - зерноток.



В годы репрессий, опасаясь высылки, дед кузбасского имама Сафиулла взял фамилию Аширов по имени своего деда, однако это не спасло его. Узнав, что он попал в список лиц, подлежащих раскулачиванию, Сафиулла покинул Ломаты, с сыном Калимуллой уехал в Иркутск, чтобы вернуться однажды. В Ломатах остались другие сыновья, в том числе Айся - отец Анвара Аширова.



Первый намаз на море



Татарское село Ломаты в Мордовии, где родился и рос будущий имам Аширов, не обошли стороной веяния советской эпохи.



- В детстве, помню, взрослые отмечали Курбан-байрам, резали овец, ходили читать молитвы на кладбище, а после обеда шли в магазин за горячительным, - рассказывает Анвар. - Аксакалы возмущались, ругались, но это уже вошло в привычку, от которой избавились лишь в перестройку. Религию мне прививала бабушка Алима, прожившая почти 90 лет. Она научила меня коротким сурам, намазу. Мне было лет семь, когда со мной произошла невероятная история. Выйдя однажды во двор, я взглянул на небо, и мне показалось, что оно раскололась, я словно заглянул за небесные врата, все было так отчетливо. Я тут же побежал к бабушке, рассказал, что видел. Она мне тогда и предрекла, что быть мне имамом.



Первый в жизни сознательный намаз Анвар Аширов совершил на корабле. В 1978 году его призвали в армию. Попал потомок мурзы Ямаша на службу в Северный флот. Однажды во время выхода в Баренцево море возникла нештатная ситуация.



- Мичман Гирч сказал тогда: ну, детишки-ребятишки, молитесь, кто, как может, - вспоминает имам. - Положение было крайне тяжелым. Вокруг открытое, холодное море. Каждый молился в душе за спасение, кто-то крестился пальцами, я же впервые прилюдно совершил намаз.



Преклонив колени на палубе, матрос Аширов произносил строки из священного Корана, которым научила его в детстве бабушка Алима, а затем говорил дуа, обращаясь всем сердцем ко Всевышнему.



Как в известной суре Корана, Аллах спас взывающих к Нему в открытом море.



- Не раз в жизни Всевышний Аллах открывал Свои знамения, каждый раз давая понять, что нельзя отходить от религии, - говорит имам. - Наибольшее впечатление на меня произвел хадж, я вернулся назад в Осинники другим человеком, словно заново родившимся.



Это было семь лет назад. Уехав на хадж в декабре 2005 года, Анвар вернулся в январе 2006 г. Он стал первым хаджием Осинников, и после хаджа пенсионеры города, вместе с которыми он раньше совершал намаз, сказали Аширову: все, будешь нашим имамом. В том же году мусульмане Осинников зарегистрировали мусульманскую организацию во главе с имамом и председателем Анваром Ашировым.



По соседству с йети



В Кемеровской области потомок алатырского князя проживает с 1992 года. Приехал с семьей, с супругой Фаизой, детьми Артуром и Мансуром в гости к сестре в Осинники, где влюбился в местную природу, таежные горы. Жена поддержала решение мужа переехать на постоянное жительство в Кузбасс.



- Мы приехали впервые в Осинники перед новым годом, - рассказывает имам. - Меня тогда поразило, что река Кондома здесь не замерзла, течет себе спокойно, словно нет зимы. Откуда я мог знать тогда, что замерзнуть ей не дает Калтанская ГРЭС!



Город Осинники, основанный на месте старинного поселения шорцев, находится в живописном уголке, откуда начинается знаменитая Горная Шория, где вот уже несколько лет исследователи со всего мира ищут снежного человека. Губернатор Аман Тулеев объявил премию за поимку йети в размере 1 миллиона рублей. Не так давно в Кемерово прошла международная конференция, посвященная изучению снежного человека. Ученые из разных стран мира (США, Канады, Швеции и Эстонии) приехали в Кузбасс, и не только заслушали доклады и рассказы очевидцев, но и совершили экспедиционный выезд в места предполагаемого обитания загадочного существа. Обнаружить снежного человека им не удалось, но зато они нашли следы его жизнедеятельности.



…Пока Ашировы переезжали в Кемеровскую область, грянул финансовый кризис. Сорок тысяч рублей, вырученные от продажи квартиры, обесценились. Новые жители Осинников купили старое домишко на горе, глава семьи устроился мастером на бетонный завод, постепенно разрешился и жилищный вопрос.



Анвар Аширов оказался для мусульман Осинников, как нельзя, кстати, нужным, полезным человеком. Он активно участвовал в общественной жизни татарской общины, организовывал сабантуи. Когда в 2001 году в Осинниках образовалась мусульманская община, стал одним из ее активистов.



- В 2006 старики-аксакалы дали мне посох имама, сказали: теперь ты наш хазрат, - говорит имам Аширов. - После хаджа, окрыленный, я готов был работать и работать на благо ислама.



В 2008 году Анвар Аширов совершил еще раз хадж на землю Пророка (мир ему). В 2010 году окончил медресе «Мухаммадия» в Казани и поступил заочно в Российский исламский университет в столице Татарстана.



Мечеть «Нур Ислам»



Мусульманская организации «Нур Ислам» и одноименная мечеть размещаются в здании бывшей городской типографии Осинников, где помещений для общины мусульман хватает с избытком. Диваны и кресла в прихожей, шкафы, зеркало, ажурные шторы и занавески создают какую-то особую домашнюю ауру. Здесь же в прихожей рядом с благодарственными грамотами на стене портрет Амана Тулеева - в знак уважения к губернатору, которого ценят и чтут в Кузбассе.



- Община мусульман города всегда была, как одна семья, - говорит имам Аширов. - А с созданием Духовного управления мусульман Кемеровской области, мы стали частью одной большой семьи.



Поддержка имамов Кузбасса была для семьи Ашировых особенно важной, когда в прошлом году по болезни не стало сына Мансура. Имамы со всей области во главе с муфтием Тагиром Бикчантаевым приехали в Осинники, чтобы сказать слова утешения.



В мечети «Нур Ислам» действует мусульманская воскресная школа, где юные воспитанники изучают основы ислама по книге «Нурислам» своего имама Анвара Аширова. В качестве наглядного пособия в этой книге использованы фотографии самих учащихся воскресной школы, совершающих тахарат, показывающих циклы молитв. Каждому мероприятию имам Осинников стремится придать торжественность. Например, детский конкурс рисунков к женскому дню, имам Аширов назвал конкурсом «Рай под ногами наших матерей».



Мечеть «Нур Ислам» несет свет ислама не только мусульманам Осинников. На джума-намаз сюда приезжают с соседних населенных пунктов - г.Калтан, п.Постоянный, п.Высокий, и даже из города Новокузнецка.



Изучение метрических книг и родословной значительно увеличили число родственников Анвара Аширова. В скором времени имам собирается ехать в Иркутскую область, в поселок Залари, где нашлись дети и внуки дяди Калимуллы Аширова, который покинул Ломаты в период сталинских репрессий. Родственники уже вышли на связь по интернет и сообщили, что дома у них в Залари хранится старинная родословная на арабской вязи. Двоюродные братья имама – Рафаил Аширов и Рашид Аширов - являются известными в Мордовии людьми, занимавшими посты министров здравоохранения и ЖКХ республики. При их поддержке в ставшем для Ашировых столетия назад родовым селе Ломаты построена новая мечеть.

Источник: http://islamrf.ru/news/events/russia/23246/
Все новости

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны