Маршал – тоже человек
«9 июня 1944г.
Дорогая Валечка!
Целую тебя, милая! Захлебываюсь от счастья будущей встречи, думаю, таковая не за горами, в то же время прости – писать много не могу, уже второй час ночи… Наш разговор по телефону воодушевил меня на многое. Слышать твой голос было счастьем. Надеюсь скоро услышать его без электропроводов, а близкий и родной осязательно. Все, что шлю, сама увидишь, если мало, не взыщи, будет больше подарков. Я надеюсь на скорое свидание, в особенности эта надежда возросла сегодня. Я тебе верю, дорогая, прошу – верь мне. Я всегда был, есть и буду с тобой.
Целую. Твой Василий.
Целую Рину и Нелли. Привет всем.»
Сколько таких простых, трогательных, исполненных тоски по дому и родному очагу писем было отправлено с фронта во время Великой Отечественной войны? Миллионы? Десятки миллионов? За каждым из них видишь человека, со своими в чем-то уникальными, в чем-то общими с другими защитниками Родины чертами. Далеко не всем авторам военной корреспонденции посчастливилось дожить до долгожданного Дня великой Победы. Это в полной мере касалось как фронтовиков, так и тех, кто не жалея сил, трудился в тылу.
Автору этого письма повезло. Он закончил войну в Берлине, остался жив. Уцелела и его семья: жена - Валентина Петровна и дочери Рина и Нелли. Звали автора Василий Иванович Чуйков. В распоряжении редакции оказались уникальные, ранее не публиковавшиеся письма военных лет, которые прославленный советский военачальник писал семье, письма членов семьи и знакомых на фронт, в действующую армию.
О жизненном пути маршала, о военной биографии дважды героя Советского Союза Василия Чуйкова написаны десятки книг. Да и сам он многое сказал в своих мемуарах. Но письма – это другое! Это личное. Под тяжестью многих десятков лет, которые отделяют нас от ужасов той войны, благодаря стараниям официальной историографии, склонной оперировать героическими образами и шаблонами, реалии минувшей войны искажаются порой до неузнаваемости. И с каждым годом, с каждым месяцем, с каждым днем остается все меньше тех, кто видел ужасы Великой Отечественной своими глазами.
Война – это не приключение и не захватывающий боевик. Сейчас же в обществе укоренилось значительно упрощенное, лубочное представление о событиях 1941 – 1945 годов. Мы в лучшем случае знаем детали выхолощенной официальной биографии нескольких десятков героев Советского Союза, хронологию основных событий и фамилии ключевых действующих лиц. Индустрия компьютерных игр в значительно мере популяризировала, если так можно выразиться, бренд Второй Мировой войны в глазах молодого поколения. Но никогда, не при каких обстоятельствах нельзя забывать, что война – это не танки, пушки и самолеты. Война – это люди. Миллионы людей, со своими страстями, надеждами и планами, большинству из которых не суждено было сбыться.
Читая письма Василия Чуйкова, прежде всего, видишь не генерала-орденоносца, а простого человека, любящего мужа, заботливого отца. Стоит сказать, что и семья отвечала ему полной взаимностью. Посмотрите, какое исполненное радости, счастья письмо было написано через несколько дней после начала наступления советских войск под Сталинградом.
«Дорогой Вася!
Поздравляем Вас с победой! Желаем еще больших успехов. За все лишения и испытания мстите сильней. Идите вперед, не останавливайтесь, добивайте всех гадов. От всего дома просим передать большое спасибо за победу, за общую радость, которую мы все переживаем, которую вы доставили всем. О нас не беспокойся. Мы все здоровы, настроение трудно передать на словах, какое-то буйное. Самые тяжелые, черные дни остались позади. Стряхните с себя тяжесть этого времени, вздохните свободно, вперед к полной победе. Будь здоров, мой дорогой. До радостной встречи. Целуем тебя. Твои Рина, Нелли, Валентина.
25 ноября 1942 года.»
Вряд ли будет преувеличением сказать, что такие же чувства в те дни испытывала вся страна. Позади остались месяцы огненного ада боев за Сталинград. Закончилось томительное ожидание исхода сражения, державшее в напряжении всех без исключения советских граждан. Любой мало-мальски грамотный человек понимал: там, на правом берегу Волги решается судьба всей страны. На руинах Сталинграда воины-герои 62-й армии Василия Чуйкова в смертельной схватке за каждый дом, каждую воронку от снаряда, ковали будущую победу во всей Великой Отечественной войне.
Поэтому понятна та радость и облегчение, с которой Валентина Петровна пишет мужу. Шутка ли, война повернулась вспять! Отсюда и чистейшая благодарность и самая что ни на есть искренняя гордость. Не только за всю советскую армию вообще, но прежде всего за своего мужа, отца ее детей. Победой под Сталинградом многим, если не всем мы обязаны именно Василию Чуйкову, его полководческому таланту и нестандартному мышлению.
Писали Чуйкову не только домочадцы. Вот еще одно любопытное письмо, датированное 23 января 1943 года. Сталинградская битва все еще продолжалась, но уже стало совершенно понятно, что окруженные немецкие части ждет неминуемый разгром и капитуляция.
«г.Михайлов, Пронская ул.д.№43
Весь мир объят пламенем пожара, и Вы наш спаситель примите от меня низкий русский поклон! Здравствуйте, здравствуйте дорогой милый мой земляк Василий Иванович! Пишет вам дочь вашего учителя Николая Порфирьевича Ефанова Лида. Не знаю, получите ли вы это письмо, но если бы вы знали, как хочется передать вам то чувство гордости и радости, которые сейчас особенно переживает мой отец и все мы. Вы, наверное, знали, что вся наша семья: папа, мама (Любовь Матвеевна), я, муж и двое моих детишек (Юрик – 10 лет и Валерик – 1,5 года) жили в Ленинграде. Сейчас спасены от блокады и живем в Михайлове. Были 2 недели в плену у немцев, как мы спаслись и все остались живы – чудо! Но на папу повлияло все пережитое, и сейчас он лежит больной от истощения. И вот в эти дни тяжелых испытаний папа услышал по радио о Вас, о своем ученике – любимце, о Вашем героическом участии в разгроме фашистов под Сталинградом. Папа заплакал сладкими и горькими слезами радости. На него это так подействовало, что мы все плакали, на него глядя. Если бы вы знали, как окрылила его эта весть о вас. Ведь жизнь его теперь прожита, и он на пороге ее заката, в таком положении, больной вдруг слышит о своем ученике-орле, такую настоящую живую действительность. Он гордится вами и я так рада за него. Вчера послал ходатайство о том, чтобы Пронской улице присвоили Ваше имя. Чтобы молодые последующие поколения следовали Вашему примеру…
Примите от меня, моих детишек и мамы привет, а от папочки сладкий учительский крепкий поцелуй…»
Войну Василий Иванович Чуйков вместе со своей, ставшей после Сталинградской битвы, гвардейской армией закончил в Берлине. На его командном пункте начальник Берлинского гарнизона генерал Вейдлинг подписал приказ о прекращении сопротивления. После Великой Отечественной войны Василий Чуйков был главнокомандующим Группы советских войск в Германии, командовал войсками военного округа, был главнокомандующим Сухопутными войсками Советской Армии. Согласно завещанию похоронен на знаменитом Мамаевом кургане в Волгограде, который он стойко защищал в период Сталинградской битвы.
P.S.
Особая благодарность за помощь в подготовке материала выражается ветерану военной службы, майору в отставке, почетному члену Союза филателистов России, Юлию Соломоновичу Лурье.
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги