Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

Родные корни в контексте формирования идентичности российской молодежи

20.06.2012

В Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) состоялась конференция, посвященная проекту РГГУ «Родные корни», направленному на изучение студентами истории свой страны через призму истории своей семьи.

Валерий Минаев, и.о. ректора РГГУ, д.э.н., профессор

Этот проект, «Родные корни», абсолютно является для нашего университета органичным. Это попытка найти новые методики воспитания молодежи. Они не совсем новые. Это история. Историей воспитывали всегда, и не всегда удачно, и не всегда той историей, которая была, а той историей, которую представляли власть предержащие. В данном случае эта история истинная, история каждого молодого человека, который занимается этим проектом, это история его семьи. Мне кажется, вполне удачной стала первая попытка проведения такой работы в нашем университете.

Александр Безбородов, директор Историко-архивного института (ИАИ) РГГУ, профессор, д.э.н.

Все мы понимаем важность и необходимость того, что делаем в этом направлении. Но, тем не менее, мы назвали «Родные корни», историю и генеалогию семьи, проектом. А проект – это всегда замысел. Может быть, имеет смысл немножко приоткрыть, что мы под этим замыслом имеем в нашем университете в смысле стратегии. Хотелось бы в первую очередь увидеть в субъектах политики, формирования российской идентичности не только высокую политику, не только наших государственных лидеров, но и еще что-то очень важное. Ведь сегодня национальная идентичность если политизируется, то с точки зрения управления. Политизируется политикой, управляется самыми разными структурами, и мы это прекрасно знаем, государственного и негосударственного профиля, и средствами массовой информации, и сообществами, корпорациями экспертов, и исполнительной и законодательной властью. Мы в этих субъектах политики, управляющих сегодня национальной идентичностью, российской идентичностью у нас в стране, должны увидеть и обозначить с особой силой такие ее субъекты как гуманитарное знание, на мой взгляд, гуманитарное образование, в конце концов, а может, и в первую очередь РГГУ, увидеть его в этом ряду, увидеть через совершенно конкретные проекты. Чрезвычайно важно при этом помнить и наше историческое прошлое, и наше историческое настоящее.

История XX века была очень тяжелой, была очень поучительной и назидательной. Она прошлась очень часто тяжелейшим катком по человеку, по личности, по семье, разбросав, казалось бы, людей очень тяжело, серьезно. А в годы гражданской войны и через семью все это проходило и делало бойцами по разные линии баррикад отца и сына, мать и дочь. Все это нам достаточно хорошо известно. Но в то же время известно и то, что, как и все на свете, человеческая личность уникальна. И ХХ веку с его очень тяжелыми событиями, колоссальным наследием для нашей страны эту личность все-таки не удалось нивелировать, не удалось выровнять, не удалось ее сделать зеркально плоской, отражающее какое-то, может быть, иное бытие, чем история нашей страны. И это очень хорошо показывают рассказы, сочинения, те работы, которые сдают наши студенты первокурсники, вчерашние школьники.

Сегодня социологи, и Жан Терентьевич здесь, как говорится, держит руку на пульсе, политологи, историки, экономисты констатируют тот простой факт, что по сравнению, допустим, с началом 1990-х гг. семейные ценности в русской и российской культуре демонстрируют очевидный рост. И между прочим, не только российской, и не только русской. Хотя мы должны сегодня подчеркнуть, и российская, и русская культура, это аксиоматично, является очень серьезной, принципиально важной, содержательной частью мировой культуры. Вот почему проект подобный нашему, «Родные корни: история и генеалогия семьи», не может быть только внутрироссийским делом, он, конечно же, мировой, он, конечно же, международный. Если у нас найдутся партнеры за границей, может быть, в рамках магистерских программ, а может быть, что-то и более нетривиальное, мы, конечно, будем только приветствовать. Представляете, как интересно – первокурсник немец и первокурсник российский, студент РГГУ, поляк и наш через эту призму формирования национальной польской или национальной российской идентичности.

Евгений Пчелов, заведующий кафедры Вспомогательных и специальных исторических дисциплин ИАИ РГГУ

Мое сообщение будет посвящено некоторым конкретным, предварительным пока результатам осуществления этого проекта РГГУ и тем перспективам, которые может иметь как в общеинститутском, так и в общеуниверситетском пространстве всего нашего Российского Государственного Гуманитарного Университета. Нет необходимости говорить, о том, что генеалогия, изучение истории семьи, изучение истории рода – это один из самых действенных, самых эффективных способов приобщения человека к истории своей культуры, к истории своей страны, своего общества, своей цивилизации. Генеалогия является древнейшей формой исторической памяти. Она связывает прошлое с настоящим и перекидывает определенный мостик в будущее. Путем изучения собственной генеалогии, путем изучения семейной истории, обращения к истории своих предков человек начинает воспринимать историю своей страны, прежде всего, как историю свою, как историю своего рода, своей личности через призму этих конкретных исторических данных. Это чрезвычайно важно сейчас, когда у нас проходит в этом году Год российской истории, когда стоит задача повышения общественного интереса к историческому прошлому нашей страны, популяризации исторического знания и повышения, в целом, исторической культуры нашего общества. Генеалогическая культура, безусловно, является одной из важных частей этой исторической культуры.

Наверное, не будет большим откровением сказать о том, что в ХХ веке по этой культуре, осознанию принадлежности к определенной генеалогической и исторической системе был нанесен в нашей стране довольно существенный удар. Потому что те политические силы, которые пришли к власти в 1917 году поставили задачу создания нового общества, нового человека, во многом лишенного своих исторических корней. Все это способствовало не только разрыву исторической памяти, но и в целом негативному отношению к историческому прошлому нашей страны, к отчуждению человека от истории своей страны, к восприятию этой истории как чего-то внешнего, зачастую совершенно враждебного и не имеющего как бы непосредственного отношения к данной конкретной личности. Сейчас, к счастью, ситуация существенно изменилась, и она меняется и в настоящее время довольно активно. Сейчас изучение генеалогии, изучение семейной истории, изучение истории своих предков, становится важным и зачастую даже чрезвычайно популярным занятием. Но, к сожалению, на этом пути существует очень большая опасность поверхностного, дилетантского отношения к этим вопросам. Если мы возьмем интернет и простейший поиск осуществим, мы увидим огромное количество разного рода интернет-сайтов, где огромное количество рекламных объявлений «Узнайте историю своей фамилии, своей семьи, биографию своих предков» чуть ли не за пять минут. Это, конечно, коммерческий интерес, это, конечно, очень поверхностное отношение. Такие объявления, такие предложения, конечно, отвечают только тем людям, которые действительно лишены этой элементарной исторической, генеалогической культуры. Потому что, безусловно, серьезное исследование родословной, серьезное обращение к семейной истории – это процесс чрезвычайно долгий, это процесс очень тщательный, это процесс, который должен строиться на научных, источниковедческих основаниях. Далеко не всегда, когда мы начинаем заниматься генеалогией какого-то человека, мы можем быть уверены в успехе, потому что сохранность источниковой базы в нашей стране тоже оставляет желать лучшего. Здесь очень важно взаимодействие с архивными учреждениями, с рукописными отделами музеев, библиотек и так далее. Поэтому наша задача состоит не только в том, чтобы пробудить интерес к изучению генеалогической истории, генеалогического прошлого, но и поставить этот интерес в рамки определенной научности, показать серьезность отношения к этому и серьезность таких исследований.

Надо сказать, что в нашем университете накоплен довольно большой опыт в области преподавания и исследовательской работы по генеалогии. Я напомню, что еще с 1930-х гг. в Историко-архивном институте началось преподавание генеалогии в курсе вспомогательных исторических дисциплин, и одним из пионеров этого дела был Николай Петрович Чулков, выдающийся генеалог, историк еще с дореволюционным стажем. В последствии в Историко-архивном институте работали такие выдающиеся исследователи как Степан Борисович Веселовский, Владислав Крескентьевич Лукомский, Александр Александрович Зимин, Владимир Борисович Кобрин, Александр Лазаревич Станиславский, которых нужно здесь, конечно, упомянуть, которые были не просто блестящими исследователями, но которые были также специалистами в области генеалогии, и благодаря которым во многом генеалогия получила импульс для возрождения в конце 80-х гг. В 1989 году мы провели первую в нашей стране научную конференцию по генеалогии в Историко-архивном институте. И теперь изучение и преподавание генеалогии в нашем университете выходит на качественно новый этап. Этот качественно новый этап соответствует научно-образовательной программе «Родные корни: генеалогия устной семейной истории», разработка которой началась благодаря приказу нашего ректора Ефима Иосифовича Пивовара. В реализации этого проекта задействован целый ряд структур РГГУ, в том числе и кафедра Вспомогательных и специальных исторических дисциплин. Наша кафедра разработала несколько учебных курсов по генеалогии. Причем эти курсы носят как общий характер, генеалогия и семейная история в целом, так и более специальный, предназначенный для определенных специальностей. Безусловно, необходимо активизировать работу по реализации этой программы, как углубление ее, так и расширение на различные факультеты РГГУ, охват полностью университета этой программой. Для этого необходимо вести и соответствующие курсы, и соответствующие разделы в общеисторических курсах, для этого важно продолжать разработку учебно-методических пособий. Представляется, что расширение и развитие этой общеуниверситетской программы может стать действенным методом повышения общегуманитарной культуры студентов и приобщения их к истории родины, к истории своей культуры через историю своей семьи, через биографию конкретной личности в очень сложных, очень непростых исторических процессах ХХ века и современности.

Василий Христофоров, начальник Управления регистрации и архивных фондов ФСБ России

По просьбе организаторов круглого стола я буду больше говорить о формировании национальной идентичности, о документальной истории России, и о том, как это влияет на национальную безопасность нашей страны. Реализация такого проекта, ориентированная на формирование национальной идентичности, невозможна без глубокого изучения документальной истории нашей России, а также без изучения вопросов, которые, так или иначе, соприкасаются или влияют на национальную безопасность страны. При этом мы понимаем, что основными составляющими, структурными элементами национальной безопасности являются обеспечение безопасности личности, общества и государства. Всегда на первое место при этом, во главу угла ставим обеспечение безопасности личности. При этом рассматриваем обеспечение безопасности личности в контексте национальной безопасности. Эта идея не нова. Если мы обратимся к трудам Карамзина, то, выражаясь современным языком, мы увидим там его комплексный подход к обеспечению безопасности личности. В одном из трудов он пишет: «Оградите святынею закона неприкосновенность церкви, государя, чиновников и личную безопасность всех россиян. Утвердите связи гражданские между ними, потом займитесь целостностью собственности, наследствами, куплей, завещаниями, залогами и прочее. Наконец, дайте устав для производства дела». Несколько далее он пишет, что «государству для его безопасности нужно не только физическое, но и нравственное могущество. Жертвуя честью, справедливостью, вредим последнему».

В большинстве исторических событий, запечатленных в национальной памяти, мы можем увидеть попытки акцентировать внимание на положительных моментах и игнорировать отрицательные. Полюса оценок одного события могут меняться, если обратиться к памяти другого народа, принимавшего в нем участие. Наличие разных оценок у субъектов исторического пространства – это данность, которую нужно нам всесторонне изучать и понимать. Противоречия в интерпретации прошлого отражаются в целом на межгосударственных отношениях и, следовательно, угрожают национальной безопасности. Многие пытаются возложить историческую ответственность на нашу страну, называя Советский Союз виновником всех национальных трагедий. Так, широко известно, что в начале 20го века вначале украинские, а теперь уже и казахстанские политики, политологи, некоторые историки выдвинули обвинения в адрес России за якобы организованные Советским Союзом в 30-х гг. голодомор украинского, а теперь уже казахстанского народа.

Зачастую к России предъявляются территориальные, экономические притязания, которые фактически становятся одним из инструментов политической борьбы. Противостоять этому возможно только посредством перевода политических притязаний в полноценные научные дискуссии с максимальным использованием исторических источников. Примером может служить тема политических репрессий, которая до сих пор болезненна, как и для нашего общества, так и для населения государств бывших союзных республик. Работа архивистов, связанная с реабилитацией жертв политических репрессий способствует снятию социально-политического напряжения в обществе, а также достижению согласия и консолидации различных общественно-политических течений и в конечном счете является важным фактором обеспечения личной и общественной безопасности. Архивисты ФСБ совместно с научными учреждениями, Академией наук, ведущими вузами страны, крупнейшими федеральными архивами, общественными организациями осуществили публикацию рассекреченных архивных документов по истории политических репрессий. Крупнейшими из таких проектов стали история сталинского ГУЛАГа в семи томах, трагедия советской деревни в пяти томах, высылка вместо расстрела, Шахтинский процесс и другие.

Знаковой работой архивистов ФСБ по изучению истории отечества стала многотомная серия под названием «Совершенно секретно Лубянка Сталину о положении в стране за период 1922-1934 гг.» Эта фондовая публикация архивных документов охватывает почти полтора десятка лет в период, когда фактически формировалась административная командная система управления. В этой работе представлена широкая панорама социальной, политической, экономической жизни страны. Большое внимание уделено, прежде всего, состоянию и настроению общества, отношению рабочих, крестьян, интеллигенции, духовенства к существующей власти. Документально показана история насильственного проведения коллективизации, деятельность различных политических партий, национальные движения в регионах, состояние армии, положение церкви, сопротивление трудящихся мероприятиям правительства и их борьба за улучшение условий жизни. Сборник подробно раскрывает разработанную ОГПУ систему информирования высших органов государственной политической власти. Богатый многоплановый массив документов позволяет исследователям по-новому осмыслить проблемы обеспечения безопасности общества и государства в 20-30-е гг. ХХ века.

К настоящему времени выпущено уже восемь томов за период с 1922 по 1930 год, это в 12 книгах. Работа над следующими томами продолжается. В процессе изучения источников необходимо учитывать, что зачастую память одного народа вступает в противоречие с памятью другого. На таких конфликтах, к сожалению, стараются нажиться недобросовестные ученые, журналисты, политики. В свою очередь, одной из важнейших наших задач должно стать налаживание конструктивного научного диалога с зарубежными коллегами для достижения единого понимания нашего общего прошлого. Это сложная и кропотливая работа, поскольку необходимо услышать и понять позицию другой стороны. Ведь идея национальной идентичности находится в непосредственной зависимости от диалога России с окружающими ее странами. Чем интенсивнее этот диалог, тем теснее научные и культурные связи, тем более объемно формируется российская национальная идентичность. Диалог должен базироваться на корпусе достоверных, репрезентативных источников, объективно освещающих нашу позицию. Именно такие документы являются бесценным ресурсом национальной безопасности нашей страны. Их выявление, оценка, введение в научный оборот и дальнейшая популяризация, это не только научная, но и, в общем, государственная задача.

Ни для кого не секрет, что некоторые события советско-польской истории трактуются в России и Польше совершенно по-разному. Например, советско-польская война 1920 года, поход Красной армии на территорию Западной Украины, Западной Белоруссии в 1939 году, депортация польского населения с территории Западной Украины, Западной Белорусии 1940 года, Варшавское восстание 1944 года. Тем не менее, при конструктивном сотрудничестве российских и польских историков и архивистов даже самые острые сюжеты истории вполне возможно совместно изучать и готовить публикации. Так, в течение 2001-2007 гг. вышли в свет на русском и польском языках три сборника документов. Это «Польское подпольное на территории Западной Украины и Западной Белоруссии», «Депортация польских граждан с территории Западной Украины и Западной Белоруссии» и «Варшавское восстание 1944 года» в документах, архивах спецслужб. Нам удалось достичь компромисса по определенным сложным моментам, и такие сборники документов с хорошим комментированием, предисловием увидели свет. В советско-финских отношениях тоже есть трудные страницы, которые необходимо изучать совместно. Это, конечно же, в первую очередь советско-финляндская война 1939 года. В результате научного сотрудничества российских и финских исследователей-архивистов был подготовлен сборник документов «Зимняя война 1939-1940 гг. Исследования, документы, комментарии». Кроме того, была проведена конференция и по более раннему периоду. Издан сборник научных статей, посвященных 200-летию Фридрихсгамского мирного договора и завершению русско-шведской войны 1808-1809 гг., вхождению Финляндии в состав России в виде великого княжества.

Большинство наших работ мы стараемся передавать в библиотеку РГГУ, чтобы они были доступны для использования в научной и учебной работе. Считаю, что со своих позиций РГГУ в эту работу также может внести весомый вклад. Молодые ученые должны получать уроки конструктивного диалога и взаимного уважения. Университет имеет для этого широкие возможности. Это, во-первых, многонациональный состав учащихся и преподавателей, широкие международные связи, большой опыт в проведении форумов, конференций, круглых столов. В свою очередь мы тоже вносим посильный вклад в деятельность университета. Вот уже три года в Историко-архивном институте читается спецкурс «История советских органов госбезопасности», которая, конечно же, рассматривается в общем контексте истории России. Спецкурс подготовлен на основе рассекреченных архивных документов, в нем мы стараемся объективно показать место ВЧК, ОГПО, НКВД, КГБ в системе государственного аппарата, государственных учреждений; причины образования, реорганизаций, структуры, задачи, функции, компетенция и направление деятельности.

Источник: http://vestikavkaza.ru/articles/obshestvo/molod/61082.html
Все новости

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны