Поразивший змия
6 мая Церковь празднует память одного из самых почитаемых христианских святых — великомученика Георгия Победоносца. С его именем связано много различных, порой не очень согласуемых друг с другом легенд. Исторические мотивы, церковное предание и народные сказания нашли отражение в иконографии святого.
Воин-мученик
Культ святого Георгия зародился в Палестине, в Лидде (Диосполис), где издревле почиталась его гробница, а затем распространился по всей христианской ойкумене. Уже в V веке в Риме была построена церковь во имя святого Георгия, где хранилась часть его мощей, а также его копье и хоругвь. Примерно в это же время стало формироваться и житие святого. Исторических сведений о святом Георгии сохранилось мало, однако уже в венской рукописи IV-V веков мы находим рассказ о его мученичестве. Сохранились также папирусные фрагменты Деяний Георгия VI века.
Вначале Георгий предстает как исповедник христианства, отстаивающий свою веру перед императором Диоклетианом (в народных сказаниях — перед неверным царем Дадианом), но со временем формируется образ Георгия как защитника слабых и угнетенных, что выразилось более всего в сюжете борьбы со змием и освобождении юной девицы. Интересно, что в древнейших сказаниях святой Георгий одерживает победу над змием не оружием, а при помощи молитвы, после чего проповедует народу, и по его слову люди принимают крещение.
Согласно преданию, святой Георгий жил в III веке в Каппадокии (по другим версиям — в Палестине). Был сыном богатых и знатных родителей, исповедовавших христианство, его отец умер как мученик за Христа, когда Георгий был еще ребенком. После кончины матери, в 20-летнем возрасте он поступает на военную службу. Одаренный умом, храбростью, физической силой и красотой, Георгий добился высокого положения, стал военноначальником, близким к императору Диоклетиану. Но когда начались гонения на христиан, Георгий предстал перед императором, объявил себя христианином и обличил Диоклетиана. Его арестовали, подвергли жестоким пыткам, и в 303 (304) году обезглавили.
Покровитель знати
Церковь почитает святого Георгия как великомученика. По всему миру мы встречаем его образы на иконах и картинах, в храмовых росписях и книжной миниатюре, на крестах и панагиях, в геральдике и скульптуре.
Самые ранние изображения святого Георгия сохранились в Египте: это фреска на столпе Северной церкви в Бауите, а также энкаустическая икона «Богоматерь на престоле с архангелами и свв. Феодором и Георгием» из монастыря святой Екатерины на Синае. Оба изображения датируются VI веком. На фреске святой Георгий изображен как воин, во всем боевом облачении, с высоко поднятым мечом, на иконе — в белой тунике, с крестом в руке.
Основная иконография святого Георгия сформировалась в Византии, где он был весьма почитаем. Византийские императоры, часто поставлявшиеся из военной знати, считали святого Георгия своим покровителем. Изображения его были на монетах и печатях династии Комнинов и Палеологов.
В византийском искусстве образ Георгия-воина — в доспехах, со щитом, мечом и копьем — соединялся с символами мученичества — крестом и красным плащом. С самых ранних изображений его облик обретает узнаваемые и устойчивые черты: это безбородый юноша, с миловидным лицом и шапкой кудрявых волос. Георгия часто изображают вместе с другими воинами-мучениками — Димитрием Солунским, Феодором Тироном, Феодором Стратилатом и др.
Не позже конца XII века возникает иконографический извод Георгия, восседающего на троне, но это довольно редкий тип. Также редким является образ Георгия в молении, когда святой изображается в трехчетвертном развороте перед Христом, с поднятыми в молитве руками. Уже в поствизантийский период появляется образ, получивший наименование Кефалофорос, когда святой изображается с усеченной головой в руке. Такой извод был популярен на Крите в XVI-XVII веках.
Змееборец
Но самым излюбленным во всем христианском мире стал образ Георгия на коне, поражающего змея («Чудо Георгия о змии»). Одни из ранних изображений такого типа сохранились на стенах пещерных храмов Каппадокии, в долине Гереме (конец IX — начало X века). Особо популярным святой Георгий-змееборец становится в XIV веке, когда почитание святых воинов обретает смысл духовного сопротивления туркам-османам, теснившим христиан на Балканах. В этот период появляется также образ со спасенным из плена отроком, которого изображают сидящим в седле, позади Георгия («Чудо Георгия с отроком»).
Сюжет «Чудо Георгия о змие» существует во множестве вариантов. Например, в греческих редакциях сказания это чудо описывается как единственное прижизненное, а в славянской традиции оно считается посмертным.
Сказание гласит, что недалеко от места, где родился святой Георгий, возле Бейрута (в ряде текстов называется город Ласия или Гевал, в земле Палестинской), жил змей, пожиравший людей. И жители той местности из страха перед чудищем решили регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя. Ее отвели к берегу озера и привязали. В ужасе она стала ждать появления змея. Когда же страшный зверь вышел из озера и стал приближаться к ней, вдруг появился Георгий на белом коне, поразил змея копьем и спас девицу. Он не только прекратил уничтожение людей в пределах Бейрута, но и обратил ко Христу жителей той страны, которые были язычниками.
«Чудо о змии» хорошо известно во всех христианских странах, но особенно там, где была сильна народная традиция: в Малой Азии, Южной Италии, Грузии и Древней Руси. Особым почитанием святой Георгий был окружен в Грузии, где его считали небесным покровителем страны, само название которой происходит от имении Георгий. Изображения святого, сцены его жития и чудес есть практически в каждой грузинской церкви. Перевод жития святого Георгия на грузинский язык был сделан в IX веке, а уже в XI веке в искусстве Грузии появляется развитый иконографический цикл жития святого. Возможно, сказалось то, что из Каппадокии происходила родом и святая Нина, просветительница Грузии, а согласно преданию, Нина и Георгий состояли в родстве. Одним из самых ранних изображений святого Георгия считается рельеф конца VI века на малой стеле из Брдадзори (Картли, Восточная Грузия). На западном фризе Мартвильского храма (VII век) сохранилось изображение всадника на коне, поражающего человеческую фигуру, которое исследователи также считают образом святого Георгия. Но это сомнительно, потому что такой иконографический извод соответствует святому Димитрию Солунскому, а не Георгию.
Любимый святой русских князей
В Древней Руси великомученик Георгий также был одним из самых почитаемых святых. Он считался покровителем князей и воинов. Многие русские князья носили его имя. Так, сын Владимира Святого, крестителя Руси, киевский князь Ярослав Мудрый в крещении был назван Георгием. Он поставил в Киеве храм в честь своего небесного покровителя. Этот храм был освящен митрополитом Илларионом 26 ноября 1051 года, и день осеннего празднования святого Георгия получил именование Юрьева дня. В Киевском соборе Святой Софии, построенном Ярославом Мудрым, северный придел освящен в честь святого Георгия, и в нем сохранился самый ранний из житийных циклов великомученика (40-е годы XI века). В подражание византийским императорам Ярослав повелел на серебрениках и печатях изображать Георгия. На одной из сохранившихся печатей видна полуфигура воина и греческая надпись: «Господи, помоги рабу твоему Георгию, архонту».
В ранних русских иконах в образе Георгия подчеркивалось его могучее телосложение, физическая красота и твердость в вере. Таков образ на двусторонней иконе XI века из Успенского собора Московского Кремля. Это святой, готовый стоять за веру вплоть до смерти. Он изображен по пояс, в латах, с копьем в правой руке и мечом в левой, на плечи его накинут красный плащ мученика.
К домонгольскому времени относится и икона святого Георгия (ныне в Третьяковской галерее), она происходит из Новгорода, из Георгиевского собора Юрьева монастыря, заложенного в 1119 году правнуком Ярослава Мудрого, Мстиславом Владимировичем, также нареченным в крещении Георгием. Икона больших размеров (230 х 142 см), на ней святой представлен в рост, с копьем в правой руке и мечом в левой, с круглым щитом за левым плечом. Голову Георгия украшает драгоценный венец.
Юрий Долгорукий, глава династии владимиро-суздальских князей и основатель Москвы, также считал своим небесным покровителем великомученика Георгия. В 1152 году он заложил каменную Георгиевскую церковь во Владимире. Образ Георгия украшал княжескую печать Юрия Долгорукого.
Рельефное изображение Георгия на коне встречается на фасаде Димитриевского собора во Владимире (90-е годы XII века). При князе владимирском Георгии Всеволодовиче был построен Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1230-1234).
Егорий Храбрый
К домонгольскому периоду относится и фреска Георгиевского собора в Старой Ладоге (около 1164 года), на которой представлен Георгий на коне. Но всадник не поражает змия, как это бывает обычно, он лишь попирает его, при этом царевна ведет змия на пояске, как на поводке. Такая необычная интерпретация отсылает нас к русскому духовному стиху о Егории Храбром, в котором освобожденная царевна помогает святому Георгию укрощать змия, повязав его шею своим шелковым пояском. В данном случае мы видим, что змий — как символ зла — не повержен, а приручен, зло искореняется путем преображения, а не умерщвления твари. Не случайно в народных легендах Егорию Храброму приписывалось «утверждение на Руси веры православной и искоренение басурманской».
В домонгольский период, характеризующийся высокой княжеской культурой, преобладают изображения святого Георгия как воина-мученика, покровителя князей и воинов. Во времена татарского ига христианская вера глубже проникает в народную среду, и начинает преобладать образ Георгия-змееборца, выражающий чаяния народные на помощь небесных заступников.
Георгий пользовался особой любовью в Новгороде и даже считался одним из покровителей города. В летописи есть рассказ о том, как Георгий помог новгородцам освободиться от осаждающей город чуди. В известной новгородской иконе «Чудо от иконы Знамения» святой Георгий вместе с другими святыми воинами возглавляет конницу, прогоняющую полки суздальцев от стен города.
Один из ранних и ярких примеров представляет новгородская икона I половины XIV века. В ней совмещаются исторический и фольклорный пласты жития: «Чудо Георгия о змии» помещено в среднике и окружено 14 житийными клеймами. Георгий представлен здесь как народный герой: и христианский мученик, и небесный воин-избавитель. Фигура его хрупка и изящна, всем своим юным обликом он схож с ангелом. Конь и всадник легко парят не касаясь земли. Здесь, как и на ладожской фреске, царевна ведет на пояске змия. В клеймах на полях подробно изображены сцены мученичества. Может показаться, что мучения изображены как-то отвлеченно, однако для людей Древней Руси образ прочитывался сквозь призму народных сказаний, в которых многократно и очень поэтически высоко воспевается подвиг Егория Храброго.
Герб, орден и простая копейка
Начиная с XV века иконография «Чудо Георгия о змии» усложняется, обогащаясь все новыми деталями. Появляется образ Христа в небесном сегменте или изображение Его благословляющей десницы, фигурка парящего ангела или двух ангелов, возлагающих венец на главу Георгия. На некоторых иконах изображается конное воинство, выезжающее из городских ворот навстречу Георгию.
На протяжении многих веков иконописцы, скульпторы и художники изображают святого Георгия. Его образ украшает герб Москвы со времен Ивана III. В XVI веке святой Георгий появился на русских монетах. Даже название «копейка» связано с образом великомученика, ведь воин с копьем на Руси звался копейщиком. Орден Святого Георгия был высшей наградой для солдат и унтер-офицеров в дореволюционной России. Образ юного воина, отдавшего жизнь за Христа и готового сразиться со страшным змием, до сих пор вдохновляет иконописцев. Яркий пример — образ святого Георгия современного иконописца Дмитрия Хартунга, в котором соединились черты канонической иконы и отголоски античности.
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги