Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

Истории из истории: Пять имен Троицкого моста

03.05.2012

"Санкт-Петербург.ру" предлагает прогуляться по Троицкому мосту и спуститься вниз — к тем, благодаря кому мы в период навигации видим уникальную разводку мостов.

Троицкий мост по привычке до сих пор называют Кировским. Один из самых красивых мостов Петербурга 5 раз сменил название, прошел крупные реконструкции, и, как говорят специалисты Мостотреста, теперь прослужит еще многие-многие годы.

Батиньоль и Эйфель

До того, как появился нынешний Троицкий мост, на его месте располагался плашкоутный мост. Он был деревянным, и пролеты снимались каждую зиму — дерево было недолговечным, и легко разрушалось от подъемов воды, льдов, оковывавших Неву и от весеннего ледохода. Зимой петербуржцы пересекали реку по льду.

Троицкий начал строиться в конце XIX века, и тогда же появились легенды о том, что Троицкий создан на средства французов. Он будто стал самым крупным подарком в истории Петербурга, сделанный по поводу заключения военного союза между Россией и Францией. В свою очередь на русские средства строился мост через Сену — мост Александра III.

На самом деле Троицкий мост создавали на русские деньги, хотя петербургский и парижский мост, создававшиеся одновременно, являлись символом военного союза, что и привело к появлению легенды. Интересно, что господин Эйфель, автор знаменитой Эйфелевой башни, участвовал в конкурсе на строительство Троицкого моста, но проиграл второй тур французской фирме "Батиньоль". По документации видно, что в первом конкурсе принимали участие 16 проектов: от русских, французских, голландских, болгарских, венгерских и испанских инженеров. Проект компании "Батиньоль" был признан победителем во втором туре конкурса.

В соответствии с условиями контракта, строительство Троицкого моста должно было закончиться в 1901 году, но фирма в обусловленные сроки не уложилась и выплатила городской казне штраф. Открытие моста состоялось в мае 1903 года, тогда петербуржцы праздновали 200-летие образования города. На открытии присутствовали Николай II и члены императорской фамилии. В день открытия моста его разводкой руководил император, нажавший кнопку по запуску электромоторов разводного пролета.

Тоннель под Невой

Еще один интересный факт о строительстве моста - среди проектов есть и инженерное чудо. Под Невой был запланирован подземный тоннель, хотя технологий, позволяющих построить его подобной длины под рекой, не было. В настоящее время уже не один общественный деятель предлагает устроить тоннели под Невой, чтобы водители не искали ночью открытый для движения мост через Неву.

Пять имен

Первое название предшественника Троицкого моста — наплавной деревянный мост Петербургский. Находился мост выше по течению, соединяя Кронверкский проспект, выходивший к Неве, и Летний сад. Мост эксплуатировался в течение 20 лет. И его перестройка началась в 1824 году. Открытие самого длинного в Петербурге плашкоутного моста (525 м) состоялось в 1827 году. И хотя изначально новому мосту планировали дать имя в честь Суворова, в итоге же его назвали Троицким по находившейся рядом Троицкой площади. Мост эксплуатировался на протяжении 70 лет до начала строительства постоянного моста.

История постоянного Троицкого моста началась в 1892 году — год объявления конкурса на создание проекта. Открыт он был в начале XX века. Со сменой власти неугодными стали не только названия мостов и улиц, но и целых городов. Бывший Троицкий стал символом Равенства до 1934 года. В 1918 его переименовали в мост "Равенство". В 1934 году новая волна переименований, связанных с убийством Кирова, настигла все города СССР, и в Ленинграде мост Равенства стал Кировским. И до сегодняшнего дня многие петербуржцы называют Троицкий Кировским мостом. Тогда же были изменены надписи ценных памятных досок.

Возвращение Троицкого

В 1991 году при мэре Петербурга Анатолии Собчаке историческое название "Троицкий мост" было возвращено. Поговаривают, что решение о возвращении не только исторического названия, но и текста памятных досок 1903 года было инициировано французами — родственниками владельцев фирмы "Батиньоль". Как рассказал инженер технического архива Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Мостотрест" Евгений Смердягин, фирма "Ботиньоль" выделила 43 тыс. франков на то, чтобы памятные доски обрели свой первоначальный вид. И в то время главный технолог ГУП "Мостотрест" Евгений Александрович, в 1993-1994 руководил работами по восстановлению текстов памятных досок: по фотографиям, отдельным чертежам — буквально по крупицам. По проекту был восстановлен полный текст надписей на памятных досках. Буквы текста заказывались отдельно - в итоге оказалось около 2 тыс. знаков — всего было несколько ящиков.

Реконструкция

Троицкий мост пережил две крупные реконструкции: в 60-ых годах и в начале нулевых. Хотя сейчас сотрудники, которые следят за состоянием моста утверждают: в случае если бы мост не отремонтировали к его 200-летию, не исключено, что мост прослужил бы еще не один десяток лет.

Замена разводного пролета прошла в 1965-1967 годах, тогда мост был поворотным. В 2001-2003 годах отремонтировали все металлоконструкции пролетного строения. 

В 1964 году ширина разводного пролета составляла около 23 м, в новых условиях такая ширина ограничивала свободу судоходства. Работы по реконструкции моста начались в конце 1965 года. Чтобы не прерывать движение по мосту, возле старой разводной части был сооружен временный разводной объездной мост. (К слову, эксперты советуют построить подобие такого моста на время будущей реконструкции Дворцового моста). Балки разводного пролета временного моста были установлены на катки, по которым они отъезжали в сторону во время разводки моста. Именно тогда вместо двухрукавного поворотного разводного пролета был сооружен вертикальный подъемный пролет моста. Для движения мост был открыт в 1967 году.

Еще через 36 лет была проведена крупная реконструкция, перед этим сотрудники Санкт-Петербургского ГУП "Мостотрест" провели работы по обследованию Троицкого моста. По результатам 1999 года состояние моста было признано неудовлетворительным: несущая способность моста снизилась и не отвечала возросшим за последние годы транспортным нагрузкам. Было принято решение о закрытии объекта на реконструкцию. 

"С 1999 года началась работа по реконструкции Троицкого моста. Тогда в число крупных подрядчиков вошли шесть организаций, в реальности работало еще больше, - вспоминает Евгений Смердягин. - Полностью заменили все металлоконструкции, которые подверглись большому износу и коррозии, сделана 90% проезжей части, были демонтированы все перила и многое другое", - уточнил инженер Смердягин. Отремонтированы проезжая часть моста, выполнен ремонт металлоконструкций лоткового железа, на проезжей части произведено восстановление всей архитектурной части моста, перил, опор освещения, центральных опор контактной сети, обелисков. Воссозданы и отреставрированы утраченные элементы декора моста: трехсторонние двуглавые орлы, короны, монограммы, картуши, перильное ограждение и многое другое. Ремонт всех основных частей полностью завершился к 2003 году.

Как мосты разводят

Троицкий мост с системой гидравлической разводки, и разводят его только с одной стороны — от Марсова поля. Корреспондентам "Санкт-Петербург.ру" рассказали о том, как разводят мосты в Северной столице, показали, где находится машинное отделение, и что видно с нижнего пролета моста.

В настоящее время мост завязан в единую информационную систему автоматизированного контроля разводных мостов Петербурга. Все данные о состоянии устройств мостов и о готовности к разводке поступают на центральный диспетчерский пульт и в технический отдел ГУП "Мостотреста". 

Мониторы выведены в технические помещения, расположенные внутри Троицкого. На них отображается все жизненно важные для успешной разводки моста показатели: уровень масла, положение крыла, скорость подъема, уровень давления и.т.д. Все данные о работе механизмов моста во время разводки фиксируются и хранятся, в дальнейшем можно просмотреть показатели за конкретный день, месяц и час. Также механики наблюдают за тем, что происходит на объекте: рядом с мостом и внутри работают 16 камер.

Мост разводится минута в минуту. Как рассказали механики, которые следят за разводкой, несмотря на то, что поток автомобилей останавливается заранее, многие петербуржцы и гости города пытаются в последний момент попасть на другую сторону берега, или дотронуться до поднимающейся части Троицкого — традиционно несколько случаев в навигацию.

Как рассказал механик Троицкого моста Евгений Шишлов, сам мост разводится ровно за 6 минут. На разводку отводится 10 минут, однако первые минуты тратятся на освобождение моста от автомобилей и людей. Если в 1:35 перекрывается движение для автомобилистов, в 1:45 должен быть включен "зеленый" для судов. Пролет поднимает два противовеса — 1 тыс. 450 тонн, масса разводного пролета моста — 360 тонн.  

"Наш Троицкий в идеальном состоянии, работает как часы после капитального ремонта 2003 года. Но и до реконструкции он был в очень хорошем состоянии", - рассказал Евгений Шишлов. Перед тем, как принимают на работу на ответственную должность механиков разводных мостов в Петербурге, будущие сотрудники "Мостотреста" проходят тестирование. Работа все-таки трудная: проверяются не только технические знания, но и психологические качества. На однокрылых мостах одновременно в смену работает порядка 4 механиков, на двукрылых (например, Дворцовый) — до 10 механиков.

Примечательно, что в период разводки моста через эти ворота Невы проходит до 40-50 судов в сутки. Очередность прохода через мост лоцманы обсуждают между собой или все определяет диспетчер "Ленинградского речного порта". И все специалисты в один голос говорят: лоцманы и капитаны, проходящие через Неву, самые профессиональные и "лучшие в мире" — настолько сложно проходить по фарватеру Невы, что этим могут заниматься только настоящие асы.

В Петербурге вскоре наступят белые ночи, туристы и горожане-романтики выйдут на набережные. И мы приглашаем вас последовать и вновь увидеть уникальное событие — разводку петербургских мостов.

Источник: http://saint-petersburg.ru/m/310141/istorii_iz_istorii:_pyaty_imen_troitskogo_mosta.html?yn
Все новости

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны