Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

«Предки» Владимира Путина живут в сибирской глубинке

05.04.2012

Иркутская область - в людях, необычных названиях и уникальных территориях. Малая родина, какой мы её почти не знаем. С этого номера наш еженедельник запускает редакционный проект, посвящённый 75-летию нашего региона.

Мы планируем окунуться в жизнь сибирской глубинки - одновременно близкой и далёкой для городских жителей. Вместе с вами и для вас мы будем отправляться в путешествие по родному краю, чтобы понять, прочувствовать ухватить всё самое интересное вокруг. Открыть неизвестное, поймать уходящее. Наш первый выпуск посвящён вепсам - одной из самых малочисленных народностей Приангарья.

Вепсы, они же чудь, они же кайваны - один из самых древних народов европейского Севера. Они переселились в Приангарье во времена столыпинской реформы, за четверть века до появления Иркутской области, то есть ровно столетие назад. С 2006 года они занесены в перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. К представителям этого народа, кстати сказать, приписывают Владимира Путина. Сегодня в Аларском районе вепсов, или чухарей (это ещё одно название этой народности), живёт около двухсот, чистокровных, настоящих - единицы. Кто такие сибирские вепсы и как они нашли себя в тысяче километров от своей исторической родины?
Маниловск и калитки

Мы едем в Маниловск. Деревня с гоголевским названием (кстати, неподалёку есть ещё и Чичиковская) столетие назад начиналась именно с вепсов. Вековой юбилей маниловцы отметят этим летом. Здесь живёт несколько сотен человек, семей вепсов осталось четыре. Три длинных улицы, пара-тройка каменных зданий, большая двухэтажная школа - сходств с легендарной Маниловкой не так много. Разве что раньше возле деревни был пруд, но теперь вода размыла дамбу. Работать негде, только бюджетные учреждения - классическая история русской деревни.


Местный библиотекарь Надежда Богута, хрупкая женщина, наполовину вепсянка, похожа на описание вепсов, которое дают этнографы: «голубоглазые, немногословные, с волосами как лён». По дороге она рассказывает, что такое калитки - по её словам, один из главных национальных атрибутов местных вепсов. Выясняется, что речь идёт о пирожках из несолёного теста. Форма - вроде чебуреков, «содержание» совсем простое - начинка из сахара, картошки или пшённой крупы.

- Пища вепсов вообще небогата, чудь - народ трудолюбивый, но достаточно бедный, привыкший жить в трудных условиях, - рассказывает Надежда Дмитриевна. - Яичница, например, считается свадебным блюдом.

Она объясняет, что вепсы жили в Карелии, на болотистой местности, и порой даже чтобы посадить картошку, им приходилось привозить землю и насыпать грядами. Отсюда - особенное отношение к каждой бытовой мелочи. А почитание скота, например, целый культ.
Возвращение к корням

Уже в XXI столетии национальные праздники, например, выгон скота или аналог славянской Масленицы - Древо жизни, сибирские вепсы начали отмечать снова. Кажется, массово сибирские вепсы начинают распробовать свою национальную идентичность только сейчас.

…В своём бревенчатом деревянном доме нас встречает высокая, статная пожилая вепсянка Надежда Воротынова.

Отец Надежды Ивановны приехал в Маниловск в 1928 году, он, как и все жители деревни, по происхождению - ленинградский вепс, а в соседней деревне Мардай живёт вторая ветвь сибирских вепсов - выходцев из Нижегородской губернии. Большая семья с девятнадцатью внуками и шестью правнуками (пару лет назад, кстати, признанная лучшей семьёй Аларского района) - наглядное подтверждение того, как век спустя люди стали возвращаться к своим истокам. Дочь Надежды Ивановны Марина, например, заинтересовалась чухарской историей в последние несколько лет. Не зная языка, женщина нашла в Интернете частушки своего народа и выучила их методом слепого повторения. Сшила национальный костюм - также по найденным во всемирной паутине источникам и теперь участвует в национальных конкурсах.


- Сама я чухарского языка не помню, в семье разговаривали по-русски, - Надежда Ивановна вспоминает несколько самых простых слов. Оказывается, «молчи» на языке чуди звучит как «вайкишту», а «ложка» - «лузик». В Иркутской области сегодня почти не осталось вепсов, сохранивших родную речь: несмотря на то, что чухари жили компактными поселениями, даже внутри семей говорили по-русски. Язык чуди, кстати, скандинавский - родственный прибалтийско-финскому.

«Глубоко западное» происхождение народа можно разглядеть и в орнаментах.

Вепсянка развязывает узел с вышивками, доставшимися ещё от матери. Рисунок из красно-белых ромбов и квадратов чем-то напоминает скандинавские снежинки на вязаных свитерах. Надежда Ивановна сначала подумывала отдать узел в музей, а после решила сохранить для семьи.

К истории рода Воротыновы относятся трепетно. Под потолком в раме висит герб семьи: на овальном щите - ткацкий станок, самовар и молот - в династии были сильные ткачихи и кузнецы. Из «династийных», семейных вещей - стол, которому почти сто лет, корытце для нарезки капусты и две деревянные бочки для солений.

…Говорят, что несколько лет назад этнографы занялись поиском дома, построенного по традиции вепсов. Так и не нашли - материальная культура вепсов будто растворилась, исчезла подобно Атлантиде. Так что успевайте в Мардай или Маниловск - посмотреть, быть может, на последних представителей уходящей чуди.
Комментарий:

Владимир Тихонов, директор архитектурно-этнографического музея «Тальцы»:

- Иркутская область во время столыпинской реформы приняла колоссальное количество переселенцев - можно сказать, больше, чем любая другая территория (кстати, этот год в нашей стране назван Годом Петра Столыпина). Чтобы людям разных народностей было легче освоиться в Сибири, переселенцев из одной местности старались селить рядом. Таким образом сохранялась национальная культура - так в наш регион пришли, например, украинские мазанки. Парадокс вепсов заключается в том, что за век они почти растворились в местном населении - музейные работники практически не могут найти в Сибири хоть какие-то материальные «следы присутствия» этой народности. Вепсы сразу стали строить дома по местным обычаям, полностью переняли быт здешнего населения, поэтому их отличает только духовная культура, которая носит скандинавский характер.
Кстати:
Интересные факты о вепсах
Известно, что вепсы были в отряде киевского князя Святослава во время похода на Византию.
Представители этой народности участвовали в строительстве Санкт-Петербурга. Есть байка о том, что название «кайваны» появилось, когда на вопрос Петра, чем он занимается, строитель-вепс ответил «кай ван» - «копаю яму».
Название вепсов «чухари» считается исконно сибирским.
«Ласковый» и «смешной» - такими определениями характеризуют язык вепсов те, кто услышал его впервые. Большинство слов у вепсов односложные. Слово «ночь», например, звучит как «ё», «погода» - «ся».
В анекдотах вепсов изображают такими же неторопливыми, как эстонцев.

** интересными фактами о вепсах с нами поделился представитель этой народности Александр Сергеевич Ульянов

Источник: http://www.irk.aif.ru/society/article/25799
Все новости

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны