Георгий Праве: 150-лет создателю музея, уважаемому в Ставрополе человеку
Вот уже сто лет рассказывают в Ставрополе эту забавную бывальщину. Поздней зимней ночью в глухом темном переулке на одинокого прохожего напали двое громил, потребовавших от него шубу. Прохожий сказал, что охотно отдал бы ее, но боится замерзнуть, а потому обещает отдать ее им завтра, когда они зайдут к нему. Заверив, что никаких мер к задержанию их предпринято не будет, он назвал свой адрес и имя: Георгий Константинович Праве. Услышав это имя, напавшие… попросили прощения за то, что, не зная, с кем имеют дело, «чуть не задушили хорошего человека»…
Действительно, владельца нотариальной конторы Г. Праве весь Ставрополь знал как добрейшего человека. Едва ли не ежедневно Георгий Константинович принимал посетителей, которые приходили к нему как к человеку, к которому можно обратиться в тяжелую минуту жизни, встретить сочувствие, получить совет, а зачастую и материальную помощь. Гости такого рода часто не были лично с ним знакомы, но слышали, что Праве – такой человек!
А еще Георгий Константинович был одним из основателей музейного дела в крае. Не случайно Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник наряду с именем Г. Прозрителева носит и его имя.
К счастью, в Государственном архиве Ставропольского края сохранилось личное дело Праве, благодаря которому, можно сказать, из первых уст, узнаем его биографию. Написана она удивительно живо и читается как художественный рассказ.
Чтобы стало понятно, откуда такая фамилия – Праве, поясним, что предки Георгия Константиновича были выходцами из Швеции, в течение ряда поколений обрусевшие. Родился Г. Праве 19 марта 1862 года в С.-Петербурге в семье мелкого чиновника. Семья ютилась в одной комнате, разделенной ситцевой занавеской на две части: первая служила спальней, а другая – столовой, кабинетом и т. д. Чтобы прокормить многочисленное семейство, которое почти ежегодно прибавлялось, отец Георгия работал с утра до глубокого вечера, брал работу на дом, засиживаясь далеко за полночь. Несмотря на сильную занятость, он находил время хоть изредка заниматься детьми. Удивительно, что при такой стесненности в средствах им выписывался популярный журнал «Вокруг света». Издание производило на мальчика сильное впечатление, особенно ему нравились статьи по естествознанию и о путешествиях. Первой же книгой, которую прочитал Георгий, выучившись грамоте в шесть лет, было издание Ушинского «Мир Божий». Очень полюбились из него статьи «Чудный домик» (с описанием устройства человеческого тела), а особенно «Дядя и племянник». Последняя определила увлечение Георгия Праве на всю жизнь. В рассказе описывалось, как дядя, приехавший из-за границы, привез в подарок племянникам целую коллекцию животных, сделанных из папье-маше. С того времени любимой игрой для мальчика стал сбор всевозможных коллекций. Первую – насекомых – он собрал в девять лет. Отец, склеив стеклянную коробку, научил сына сбору и хранению насекомых. Интересно, что эта коробка, послужившая фундаментом будущего музея, хранится в Ставропольском краеведческом музее и по сей день.
Проучившись недолго в классической гимназии, способный мальчик был принят в 3-й класс С.-Петербургского коммерческого училища пансионером, что очень важно, на казенный счет. Специальный курс наук был окончен с похвальным листом и давал право преподавания предметов по коммерции в средних учебных заведениях. Дополнительный курс расширил знания юноши по русской, французской, немецкой и английской литературе, химии и политэкономии. С детских лет Георгий пользовался малейшей возможностью посетить Зоологический музей Академии наук и Сельскохозяйственный музей в Соляном городке, где почерпнул много знаний, пригодившихся впоследствии.
Случай предоставил возможность пытливому юноше пользоваться богатейшей библиотекой умершего князя Урусова, опекуном по имуществу которого был назначен его дядя по матери. Георгий перечитал всех русских и видных европейских классиков. Затем засел за изучение философии… И в дальнейшем Георгий Константинович не ограничивался какой-либо одной отраслью знаний, был разносторонне образованным человеком.
Параллельно с учебой, стараясь помочь семье, он начинает давать частные уроки. Юноша мечтает продолжить образование в университете, но в 1882 году умирает отец, и Георгий как старший вынужден поступить на службу, чтобы содержать семью, в которой были еще два брата и сестра. Вскоре он создает и собственную семью, у молодых рождается дочь Ольга. Служить пришлось сначала в Государственном банке, затем в частной сельскохозяйственной конторе. Но тут новая беда: у Георгия развился туберкулез, пришлось покинуть службу. Семья осталась без средств к существованию. Георгий Константинович писал: «И только благодаря героической и неустанной работе жены, работавшей буквально день и ночь иглой, я обязан был тем, что мы не умерли с голоду за это ужасное время».
Знаменитый доктор С. Боткин, лечивший отца Г. Праве, отказался от него, заявив, что болезнь зашла слишком далеко и никакие курорты в мире не смогут его спасти. В этой беспросветности ему улыбнулась наконец удача. Его безвозмездно согласился лечить молодой специалист по легочным болезням Л. Бертенсон, который посоветовал ехать в Ставрополь-Кавказский. Опять на удачу в то время вышло правительственное решение об открытии Ставропольского отделения крестьянского поземельного банка. Георгию Константиновичу удалось получить должность главного бухгалтера. 15 мая 1885 года он с женой и двухлетней дочкой прибыл на станцию Невинномысскую, откуда на лошадях – в Ставрополь. Управляющий банком Л. Иванов с теплотой и участием встретил семью нового служащего. Подыскал подходящую квартиру и предложил до выздоровления исполнять его работу.
Двор дома, где поселились Праве, был покрыт бурьяном. Георгия Константиновича ежедневно выносили туда, клали ничком на деревянную кушетку под солнечные лучи. Лето выдалось необычайно засушливым. В течение четырех месяцев не выпало ни капли дождя, температура доходила до 42 градусов, и, вероятно, благодаря этому через два месяца больной начал вставать с постели. К началу августа по предписанию врача стал ежедневно с раннего утра до захода солнца совершать прогулки в прилегающую к городу степь. Во время этих прогулок Георгий Константинович собирал зоологический и ботанический материал, лежа в траве, наблюдал жизнь ставропольской фауны.
Значительно окрепнув к концу года, он начал полноценно работать в банке. Ему по-прежнему везло на хороших людей. Новым управляющим банка стал Д. Никитин, замечательный человек, преданный идее просвещения и улучшения положения крестьян. Часто, чтобы не допустить продажи с аукциона крестьянской земли за неплатеж недоимок, он лично занимал деньги и сохранял землю за крестьянами. Улаживать подобные дела управляющий посылал и Г. Праве. Никитину Георгий Константинович, как он говорил, обязан своим дальнейшим политическим развитием.
Праве начинает принимать деятельное участие и в просветительской работе, организации воскресных школ, народных чтений. Вместе с писателем Я. Абрамовым учредил на Старом Форштадте в Ставрополе бесплатную народную библиотеку. К 80-м годам появляется план создания музея, разработанный при участии энтомолога К. Запасника, частого спутника Георгия Константиновича на экскурсиях.
В октябре 1892 года Праве уходит из банка и открывает нотариальную контору, выдержав конкурсный экзамен на нотариуса. Сделать это помог тот же Д. Никитин вместе с известным учителем, гласным городской Думы И. Кувшинским, которые внесли за Праве 6000 рублей залога, без чего нельзя было занять эту должность. Вскоре Георгий Константинович избирается гласным Ставропольской городской Думы, в которой занимался главным образом вопросами просвещения. Но, несмотря на занятость служебными и общественными делами, он не забывает о сборе коллекций, создании наглядных школьных пособий.
Уже в 90-х годах его коллекциями начинают пользоваться местные педагоги, получая их во временное пользование. А в 1904 году городское самоуправление согласилось принять в дар от Георгия Константиновича коллекции и библиотеку, которые стали основой будущего музея. Управа выделила 500 рублей. Музей первоначально получил название «Ставропольский городской музей учебных пособий им. Марии Васильевны Праве» в честь жены, всегда бывшей по жизни его опорой и поддержкой.
Не ограничиваясь выделенными скромными ассигнованиями, Праве тратит и личные средства. Но главное, он сумел привлечь многочисленных сотрудников, которые работали бесплатно, как говорится, по велению души. В 1907 году музей был открыт. А его основатель и сотрудники стремились к новым, более широким просветительским целям. В 1911 году Георгий Константинович по предписанию врачей совершил поездку в Германию и Чехию, где попутно изучал многие музеи. Из этой поездки он привез многочисленные ценные предметы для местного музея.
Из-за постоянного пополнения экспонатами музею дважды пришлось менять помещение. Последним стало здание на Александровской площади (пл. Ленина), где и ныне расположен краеведческий музей. Уже в те времена он стал гордостью Ставрополя, неизменно вызывая приятное удивление лиц, увидевших в небольшом провинциальном городе прекрасный набор коллекций.
Нельзя не упомянуть и о других просветительских начинаниях, в которых участвовал Г. Праве. Он был председателем правления общества для изучения Северо-Кавказского края, членом Ставропольского энтомологического общества… Все это было оценено горожанами: на заседании Ставропольской городской Думы 24 февраля 1917 года Г. К. Праве единогласно избран почетным гражданином Ставрополя.
В 1920 году после ликвидации частных нотариальных контор Георгий Константинович занимает должность платного директора музея (тогда называемого Центральным народным музеем им М. В. Праве), на которой оставался до конца своей жизни. Утром 22 августа 1925 года, в день своей смерти, последовавшей от паралича сердца, он по делам музея успел посетить окружной отдел народного образования, до последнего заботясь о своем любимом детище.
Уважение и любовь к Г. Праве проявились во время прощания с ним. Как писал его ученик В. Лучник в статье «Памяти Г. К. Праве», «непрерывной вереницей многие тысячи ставропольцев в течение трех дней шли, чтобы поклониться своему земляку. На гроб его были возложены десятки венков от правительственных и общественных организаций города, знавших покойного, а еще больше было принесено букетиков цветов, с которыми приходили дети, прощавшиеся со своим «дедушкой».
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги