Боги югорские и христианизация Севера
Остяцкая молитва
«Ты, семиричный Бог, шестиричный Бог, Отец людей! С пятью сосчитанными пальцами нашей руки мы стоим перед тобой без шапки и без рукавиц, прости нам все. Не лишай твоих людей пищи».
Эту молитву однажды услышал и записал исследователь-краевед Серафим Патканов, посвятивший многие свои труды Северу.
Кон Ики – сын Торума Кон Ики – это Царь-мужчина. Ханты считают, что он – один из сыновей Торума, верховного бога. Со времен христианизации Кон Ики соотносят с Николаем Чудотворцем, святым Николаем. Когда Кон Ики на коне, то слышны раскаты грома: это звук его бича. Сын Торума – посредник между людьми и богами небесными. Он оберегает людей от бед, приносит удачу и счастье. Юганские ханты считают, что Кон Ики живет на берегу реки Пим. Соболиная шуба хранится в юртах Ярсомовых, ей поклоняются и преподносят в дар белый халат, который вывешивают на березе.
Три столетия, прошедшие со времени крещения людей рек и озер, в силу переплетения язычества и христианства породили версию православного двоеверия. Образ святого Николая Угодника более всего пришелся по душе язычникам. Именно к нему остяки и вогулы приходили в храм, чтобы просить удачи на охоте и промысле рыбном, и обращались к нему с почтением, называя Микола-Торум.
Как культбаза превратилась в Красный Чум
Вера в богов неба и земли сохранялась долгие годы. Как в любой религии, у северных народов добро и зло в единой связке. Самое враждебное существо – это Куль, предводитель армии чертей.
Приведу пример из истории становления и развития советского Севера. В годы, когда в поселениях, на стойбищах организовывались культбазы, местное население в прямом смысле шарахалось и проклинало людей новой цивилизации. Никто не желал идти на базу злого Куля. Компромисс – дело великое: очаг культуры переименовали в Красный Чум.
Миссия первопроходцев от духовенства
Еще в эпоху начального освоения нашего края при создании Сибирской епархии в 1620 году из Вологды и Устюга было отправлено в Сибирь десять священников с семьями. На необозримых просторах Сибири сформировался особый мир духовенства. Учить, просвещать, строить – такова была миссия первопроходцев от духовенства. В планах на последующие столетия – христианизация народов Югры.
С 1865 года пишется история церквей и приходов. Во время миссионерских поездок священства в низовый край открывались школы, создавались духовные миссии. В каждой церкви – школа, библиотека, метрические книги, которые являются настоящей летописью жизни наших предков.
«… и тем будет казнь смертная»
В XVIII веке усилилась христианизация жителей земли Югорской. Не были окрещены лишь нижнеобские ханты. Медленно распространялось христианство у ненцев. Крещение, однако, часто имело формальный характер: крещеные продолжали соблюдать прежние языческие обряды и поклоняться своим идолам.
Царь Петр, узнав о возвращении новокрещеных к старой вере, повелел: «Ехать вниз великой реки Оби до Березова и далей, и где найдут по юртам остяцким их прелестные мнимые боги, шайтаны, тех огнем палить и рубить и капища их разорить…». И добавил: «А если кто остяки учинят противность сему указу, и тем будет казнь смертная».
И было это в 1710 году. Надо сказать, что источники не говорят о казнях и вообще насилии в обращении язычников в веру христианскую. Сами жители рек и озер часто наказывали своих идолов. Если не было улова рыбы, удачи на охоте и голод грозил жизни, тогда деревянных идолов били, пытались утопить, разрубить на куски. Проходило время, и новые шайтаны вырубались, и снова им мазали губы салом, кровью, подносили подарки.
Язычники, как мудрые люди, стараясь избежать крови, погромов, шли на компромисс и отдавали миссионерам менее важных болванов-идолов.
И еще надо сказать, что грамоту писал не сам царь Петр, а губернатор Сибири князь Гагарин. Петру было в ту пору военную не до югорской окраины. Так было заведено, да и для чего существовал приказ Сибирский?
Князь Гагарин исполнил волю государеву
Князь Матвей Петрович Гагарин в царствование Петра I был первым губернатором обширной тогда Сибирской губернии. Он много полезного сделал для края, в том числе и для северных окраин. Его предки, князья Гагарины, служили воеводами в Верхотурье, Сургуте, Березове, Иркутске.
Николай Абрамов в очерке «Князь Матвей Петрович Гагарин» («Тобольские губернские ведомости, 1861 г.) пишет: «Губернатор князь Гагарин, исполняя волю Петра I и по своему усердию к святой церкви, содействовал к распространению в Сибири христианства. Во время его управления митрополит, схимонах Феодор обратил в христианство остяков и вогулов в Западной Сибири и других инородцев в Восточной Сибири многие тысячи и построил в приходах их более тридцати церквей, на сооружение которых князь Гагарин много жертвовал своих денег».
Академик Миллер на Севере
В Сургутском уезде побывал историк, академик Г.Ф. Миллер. Он писал, что на Вахе проживают и русские, но они все – священнослужители. Большинство священников из рода Кайдаловых. Первая церковь в здешних местах была построена до 1740 года, к концу петровского царствования (20-е годы XVIII века).
С возведением деревянных и каменных церквей города и селения приобрели выразительный силуэт со стороны реки.
Также историк отмечает, что в верховьях Ваха жили селькупы, которые славились выращиванием в неволе орлов.
Первые церкви на земле Вартовской Документы времен давних: ведомости, летописи, церковные книги – ценнейшие исторические источники. Многие сведения канули в Лету по причине пожаров. Церкви горели во все времена.
Церковь Ларьякская, построенная в 1829 году, сгорела на наших глазах, то есть совсем недавно – где-то в 80-е годы прошлого века. В 1976 году, будучи со школьниками в «походе за историей» в Ларьяке, мне удалось сфотографировать эту церковь. Ведомость о Знаменской церкви за 1834 год расширила наше представление: двупрестольная – во имя Знамения Пресвятой Богородицы, во имя Святителя и Чудотворца Николая. Священнослужители получали жалованье – в год по 500 рублей. История сохранила имена: священники Василий и сын его Александр Вергуновы, пономарь Никита Васильевич, сын Тверитина.
Одна из записей гласит: «Иоанн, сын церковного старосты Матвея Пыркова, родился в селе Вартовском 6 января 1909 года».
Клировые ведомости церкви Покурской упоминают имя священника Арсения Вергунова, который служил псаломщиком в церкви Сергия Радонежского в селе Вартовском.
По сведениям журналиста Альбины Кузьминой, церковь в Ларьяке была построена в 1824 году и имела один престол.
Верхне-Лумпокольская церковь во имя Рождества Христова, построенная в 1809 году, пожалуй, одна из первых на территории Нижневартовского района, входившего в состав Сургутского благочиния.
В течение двух последующих десятилетий были воздвигнуты церкви и в соседних селениях: Юганском, Ваховском, Нижне-Лумпокольском.
«В пожаре Вартовского храма я вижу Божие наказание»
Документы по истории сооружения Вартовской церкви показывают, что она была воздвигнута первоначально на левом берегу Оби в середине XIX века. Церковь не раз горела и вновь восстанавливалась.
Поиски истоков истории церкви нашего города велись краеведами, историками с давних пор. Архивариусы Тобольского филиала Тюменского областного архива предоставили работникам нашей библиотеки источники, по которым высвечивается такая вот картина. Материал о церквях Сургутского уезда подготовила к печати Н.Ф. Демидова, главный библиотекарь Нижневартовской центральной библиотеки, и указала документы Тобольского филиала (ТФ ГАТО Ф 156 ОП. 24).
На постройку сгоревшей церкви протоиерей Петр Соколов пожертвовал 5000 рублей, с тем чтобы храм был построен во имя Сергия Радонежского с устройством икон. И было это в 1904 году. 31 января 1911 года храм опять сгорел, и на полученную страховую премию в 7972 рубля в 1913 году была разрешена постройка нового храма.
Рапорт Сургутского священника Иоанна Селихова в Тобольскую духовную консисторию: «…ясно, как белый день, что наиудобнейшим местом в окрестностях Вартовского считается место на пристани (по другую сторону Оби). Между тем, сельчане упорно добиваются, чтобы храм у них был построен на низменном месте, затопляемым разливом реки. Инородцы, составляющие основную часть прихода, тут ни при чем. Но ведь в данном случае мы располагаем только страховой премией, независимой от прихожан, поэтому нельзя ли епархиальному начальству распорядиться по своему усмотрению и командировать епархиального архитектора. Прилагая письмо о. Андрея Колюжного, считаю, что в пожаре храма я склоняюсь видеть Божие наказание, так как сгорело все дотла. Не спасен даже св. Антимис. И мы погрешим, если допустить строить Дом Божий на старом месте, где была насыпь навозная…».
Благодаря этому рапорту мы знаем, что архитектор церкви – Андржеевский, а место на высоком берегу для строительства новой церкви выбирали Тобольский архиепископ Евсевий и благочинный священник Иоанн Селихов.
Когда боги были бессильны
Духовное сословие перестало существовать в 30-х годах XX века. В мартирологе погибших от рук ВЧК-ОГПУ-НКВД в годы «красного террора», составленном Рафаэлем Гольдбергом, находим фамилии и наших земляков, пострадавших за веру.
Г.И. Заборовский 1894 г.р., бывший священник из села Реполова, был расстрелян в Тобольске в 1937 году. Та же участь постигла А.А. Тоболкина, священника села Березово. К.В. Баженов, священник села Ларьяк, был арестован 29 января 1942 года и ровно через два месяца расстрелян в Ханты-Мансийске.
У людей, не читавших «Книгу расстрелянных» журналиста Гольдберга, может сложиться мнение, что в жернова репрессий попадали люди значимые. В недалеком нашем представлении это – враги народа: революционеры, командармы, врачи-вредители, служители церкви, шаманы и прочие опасные элементы. Это страшный миф. В разделе: «Остяко-Вогульский оперсектор НКВД» нет страницы, на которой бы не встречалась фамилия поселенцев Нижневартовского района.
Десять человек рода Прасиных, жителей юрт Большие Ромкины и села Большой Ларьяк, были расстреляны в один день – 19 сентября 1937 года. Старшей из них, Ф.И. Прасиной, исполнилось 52 года, младшему, Д.Н. Прасину – 24 года.
Все мужчины – рыбаки-охотники.
Вина Матрены Григорьевны в том, что она родилась в семье рыбаков. В «Деле» Омского УНКВД, заведенном на Феодосию Ивановну из юрт Панас, ныне Нижневартовского района, указано лишь одно: швея («Книга расстрелянных», т. II, издательство «Тюменский курьер», 1999 г.). И еще одна дата, третья, объединяет невинно погибших Прасиных: дата реабилитации – 4 июля 1989 года.
Это далеко не все, кому пришлось пройти через адовы муки. Но все жители нашего региона носят христианские имена, при рождении обращались к служителям церкви. Хотелось бы верить, что времена, когда боги бессильны, не наступят.
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги