Корни и крона генеалогического древа
Недавно знакомые купили квартиру. Прежняя владелица, старушка, отошла в мир иной. Наследники перед продажей «двушки» самое ценное из имущества увезли, но кое-чего по углам и на полках оставили. Среди брошенных вещей обнаружилось несколько толстых фотоальбомов со снимками начала века на первых страницах. Когда мои друзья, знающие цену таким раритетам, позвонили внукам старушки, те сказали: «А оно нам надо? Смело выбрасывайте в мусоропровод!»
И совсем другое отношение к документам прошлого довелось увидеть в «Пружанском палацыке». Здесь демонстрируется необычная экспозиция, подготовленная семьей Аркадьевых из Минска. Ее глава – уроженец деревни Слобудка Пружанского района. Не историк, не архивист – работает станочником на «Минскводоканале». Но от общения с ним остается ощущение, что беседуешь с серьезным знатоком в сфере генеалогии, что с ним можно консультироваться, спрашивать совета.
А все началось с того, что младшие дети Аркадьевых (а всего их в семье четверо) получили в школе задание составить свою родословную, вот и подступили с расспросами к родителям. Владимир Игоревич и Татьяна Антоновна, что помнили, рассказали. Но обращение к семейной истории так увлекло взрослых и юных Аркадьевых, что они на этом не остановились.
Обратились в Национальный архив Беларуси и на базе полученных данных начали скрупулезный поиск. Посещали свояков, записывали их воспоминания, отыскивали новые родственные связи. Немало нужной информации дало им изучение кладбищенских надгробий с начертанными на них фамилиями своего рода.
Тут надо заметить, что интерес исследователей не ограничивается Беларусью. Владимир Игоревич – выходец из белорусско-русской среды. Его отец родился в Казани. После прохождения срочной службы в наших краях женился на местной девушке и осел на Пружанщине. Поэтому, кроме белорусских «прозвішчаў» (Чернуха, Омельянович, Гумен, Буховецкий, Дец, Селистровский, Павлюц), генеалогическое древо включает фамилии русские (Аркадьев, Буренин, Баринов). Еще в этом разделе
Много открытий ожидало при изучении российского купеческого рода Бурениных, откуда происходит бабушка Владимира Игоревича – Антонина. Этот род знаменит еще и тем, что дал целую плеяду иконописцев, произведения которых до сих пор можно увидеть в православных храмах древнего Углича. А первое упоминание об иконописцах этой фамилии восходит к XVII веку.
– У всех моих детей – способности к изобразительному искусству, и это при том, что сам я этим даром обделен, – замечает Аркадьев. – Значит, гены угличских Бурениных дают о себе знать!
С одной стороны – русские купцы, с другой – белорусская шляхта. Целая область неизведанного. Сегодня о шляхетских родах Владимир Игоревич может порассказать многое. Он деятельный участник Минского собрания наследников шляхты и дворянства. Может проконсультировать на тему, как выяснить свою принадлежность к носителям древних гербов, где найти подтверждающие грамоты. Кстати, у самих Аркадьевых по женской линии нашлись носители трех гербов.
Теперь о многом он знает доподлинно. И понимает патриархов рода, которые не очень распространялись о своих корнях. С их происхождением уцелеть в жерновах революции и двух мировых войн можно было, только «забыв», что в их жилах течет голубая кровь.
– Предки своим молчанием спасали нас, – считает Аркадьев. – А наша задача – узнать, что скрывалось за их немотой.
Результат его усилий не может не впечатлять. Владимир Аркадьев и его дети знают свой род до 11 колена. Но работа продолжается. И организаторы экспозиции очень рассчитывают, что после выставки в «Палацыке» откликнутся утерянные отростки генеалогического древа.
После знакомства с родоводом Чернухов из Добучина (120 имен) Владимир Аркадьев показывает женский фотопортрет:
– А это Ольга Чернуха – родная сестра моего дедушки. Она вышла замуж, уехала в Польшу. О ней сейчас нет никаких известий. Но мы будем продолжать поиски и обязательно кого-то из этого рода найдем. Эту ветвь надо прирастить к остальным.
После поездок по родне у Аркадьевых накопился богатый фактический материал, целая коллекция документов, вещиц. Понадобилось тридцать стендов, чтобы показать только самое главное. На одном планшете мы можем видеть переписку родных (есть даже открытки на французском языке), на другом – листочки отрывного календаря с указанием дат рождения детей. На третьем – различные справки, мобилизационные листки, «wezwaniа» (вызовы), на четвертом – фотоизображения семейных реликвий.
Трогает за душу история гитары-семиструнки, изготовленной в 1870 году. Сначала она принадлежала одному из известных на Поволжье исполнителей цыганских романсов Шишкину. Затем, когда певец был приглашен учить музыке мальчика из дворянской семьи, инструмент перекочевал к ученику Дмитрию Филимонову. Впоследствии он женился на Антонине Аркадьевой (будущей бабушке нашего исследователя). Но их семейному счастью помешала революция.
Филимонов скрылся от преследований в Канаде, просил жену, оставшуюся в России, поменять ради спасения фамилию и благословил ее на новый брак. Антонина Аркадьева сохранила гитару в память о первой любви, и она, как реликвия, переходит из поколения в поколение.
По выставке мы ходили с родственниками Аркадьевых. Найденные во время его экспедиций, некоторые из членов фамилии впервые увидели друг друга. Выставка-родовод стала для них трогательным поводом собраться вместе. Пока это небольшой круг, составленный из тех, кто живет на Брестчине. Владимир Игоревич мечтает когда-нибудь собрать вместе всю большую белоруско-русскую семью.
– Почему я занялся подготовкой такой экспозиции? – говорит он. – Просто хотел пробудить в своих родственниках чувство причастности к могучему родовому древу, связанности друг с другом, объединить их, сплотить. Я не хочу, чтобы мои дети и их потомки были Иванами, не помнящими родства. Почему мы должны знать историю жизни Пушкина, Лермонтова, Достоевского лучше, чем свою собственную?
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги