Под плитой забвения
Неизвестные похитили надгробную плиту 19 века, упоминание о которой входит в «Русский провинциальный некрополь» великого князя Николая Михайловича Романова.
«Об этой могильной плите я узнал от строителей, которые обнаружили ее в районе бывшего сельского приходского кладбища за ДК ПЗ, — рассказывает Евгений Стариков, краевед и работник Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области. — И мне кажется, что эта находка может стать основанием для дальнейшего исследования истории села Говорово и его обитателей, проживавших там в 18-19 веках».
Увы, но находка пролежала у домов элитного «Говорово» недолго — уже спустя неделю, по словам представителя управляющей компании «ВАС-сервис», плита исчезла. Вполне возможно, что кого-то привлек материал, из которого сделано нагробие, и, скорее всего, памятник всплывет в качестве нового постамента с другими именем и фамилией».
Последнее пристанище полковницы
«Премьер» уже писал о территории кладбища недалеко от жилого комплекса «Говорово», на котором ранее хоронили жителей окрестных деревень, позже вошедших в черту города, — Говорово, Медуницыно и Ковырино. Кладбище было приходским, и рядом стоявшая Говоровская Рождествабогородицкая церковь была, как рассказывает Стариков, необычной — с циферблатом.
От церкви остались только воспоминания — в 1935 году ее разобрали на кирпичи. А на кладбище еще хоронили в 40-е годы прошлого столетия. В статье «Упавшие звезды» «Премьер» рассказывал, что среди могил были захоронения участников войны. Например, офицера Михаила Алексеевича Оботурова, умершего в 1949 году.
Еще жильцы дома по адресу: Новгородская, 11 уверяли журналистов, что их дом стоит частично на территории кладбища. По словам местных жителей, за кладбищем давно никто не ухаживает, а при строительстве дома находили черепа и кости. И действительно, по словам представителей «Ритуала», бывшее приходское кладбище сейчас считается недействующим.
Однако продолжающиеся строительные работы в районе Говорово преподносят новые открытия — на этот раз строители обнаружили могильную плиту, на которой была высечена дата смерти полковницы Параскевы Чарыковой, умершей 6 июня 1841 года в селе Говорово Вологодского уезда.
Владелица душ
Сообщение о находке так заинтересовало краеведа Евгения Старикова, что он вышел на место и сфотографировал плиту. А дальнейшие изыскания показали, что захоронение Параскевы Чарыковой может заинтересовать всех местных историков. «Когда я стал проверять информацию, выяснилось, что полковница Параскева, или Прасковья, Алексеевна владела в Вологодской губернии несколькими сотнями душ мужского пола», — рассказывает Евгений Алексеевич.
Как объясняет краевед, Параскева Алексеевна могла жить в Вологде: «Как я выяснил, род Чарыковых был довольно известным. Это старинный дворянский род, записанный в VI части родословных книг губернии Тамбовской, Пензенской и Херсонской. Родоначальник рода Степан Самуйлов «за храбрость» в войнах был жалован поместьями царем Алексеем Михайловичем. В Самарской губернии и уезде Чарыковы владели до 1917 г. имением в 4325 десятин. Герб внесен в V часть Гербовника. Оказывается, были и вологодские Чарыковы, например, только в Кадниковском уезде Параскева Алексеевна владела 255 душами».
В архивах сохранились упоминания о Чарыковых еще более позднего происхождения. Среди них есть писатели, дипломаты, меценаты и путешественники. «Как полковница Параскева Алексеевна оказалась в Вологде и у кого жила — вопрос интересный. Ответ на него нужно искать в архивах», — рассуждает Евгений Алексеевич.
Среди жителей Говорово были дворяне, известные краеведы, литераторы, военные — Засецкие, Остолоповы, Шаховские, Набаловы, Волынцевы, Олешевы и другие. Например, среди них были представители рода, который внес значительный вклад в становление вологодского кружева. «С другой стороны, почему она именно там была похоронена? Ведь среди дворянства было престижно хоронить на кладбищах у монастырей», — говорит Евгений Стариков.
Новая страница в истории
Самый любопытный факт — то, что информация об этой могиле присутствует в «Русском провинциальном некрополе» великого князя Николая Михайловича, являющемся культовым изданием для тех, кто увлекается генеалогией. Как известно, Николай Романов был самым «радикальным» и самым одаренным членом царской семьи. Старший сын великого князя Михаила Николаевича (сын Николая I), председатель Русского географического общества и общества защиты и охраны памятников искусства и старины славился своими историческими изысканиями и после книг о московских и петербургских кладбищах издал первый том о захоронениях в провинции.
Как активный участник «великокняжеской фронды» и противник Распутина великий князь был отправлен в домашнюю ссылку Николаем II, а после Октябрьской революции выслан в Вологду. «Возможно, он даже успел посетить здесь могилы, попавшие в его «Русский провинциальный некрополь», — размышляет Евгений Стариков. По словам историка, информация о захоронении в 19 веке была очень востребованной — люди, подававшие в Герольдию документы для подтверждения их дворянского происхождения, из-за утраты метрических книг восстанавливали документы в том числе и по данным некрополей.
1 июля 1918 года Николай Михайлович был арестован в Вологде и перевезен в Петроград. Спустя несколько месяцев его расстреляли в Петропавловской крепости. Несмотря на ходатайства Академии наук и Максима Горького, Ленин подтвердил приговор с формулировкой «революция не нуждается в историках».
«Находка данной плиты, связь Вологды с Николаем Михайловичем может стать толчком к открытию новой страницы в истории нашего края, — говорит краевед. — Поэтому я по-прежнему считаю, что на месте исчезнувшего погоста следует сделать парк, исключив землю из оборота для застройки, и поставить символический памятник деревне Говорово и людям, похороненным на этом сельском погосте».
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги