Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

Владимир Селюк - об исторических вещах Омска

05.09.2011

Наш собеседник - известный омский краевед и коллекционер Владимир Иванович Селюк. Всю сознательную жизнь он собирает вещи и предметы, помогающие изучать историю нашего города. Себя он с гордостью причисляет к членам нигде не зарегистрированной партии - патриотов Омска.


- Владимир Иванович, говорят, что вы появились на свет в сталинском лагере, где в то время находилась ваша мать. Верно?

- На самом деле я родился в Омске. По документам действительно одно время был приписан к лагерю, где за пребывание в плену сидела моя мать.

- Кто были ваши предки, ведь вы, как краевед, по определению должны знать свою генеалогию?

- Один из моих праотцев жил здесь на один год позже основания Омской крепости, я выяснил, что умер он в очень преклонном возрасте в 1742 году. Через него идет моя чисто омская линия, например одна из бабушек принадлежала к роду Оконешниковых. По отцовской линии родословную веду с 1870 года, когда в Сибирь из Черниговской губернии приехали Селюки. Мой прапрадед Гордей Иванович Селюк, участник Крымской войны, упоминается в исторических книгах. Дед Прокопий Андреевич Селюк, поручик в армии Колчака, был репрессирован, отсидел в лагере. Счастливо избежал расстрела. Умный был, предусмотрительный. Его сын и дочери воевали на фронтах Великой Отечественной. В юридический институт я поступил по его настоянию. Иди, говорит, в юридический, чтоб тебя не взяли голыми руками. А я хотел поступить в историко-архивный институт, но послушал совета деда. И правильно сделал - никто меня не смог взять голыми руками, хотя относились ко мне власти по-разному, мэры чуть не из кабинета выгоняли... Юрисконсультом я получал хорошую зарплату. Бросил юриспруденцию, понял, что это не мое. Устроился методистом в управление культуры на мизерную ставку.

- Сколько в городе коренных омичей и кого следует считать таковыми?

- По моим подсчетам, в городе проживает приблизительно 85 тысяч жителей в третьем поколении. Ощущаю себя коренным омичом не только по рождению, но и по духу. Старые снимки, вплоть до нынешних дней, мне помогает собирать Общество коренных омичей, деятельность которого я считаю очень важной для города. Членами общества являются русские, украинцы, белорусы, немцы, поляки, евреи, татары. Вот сколько национальностей в городе можно считать коренными!

- С чего для вас началась поисково-краеведческая работа?

- Моя первая выставка с показом старинных открыток, зеркал, предметов быта, уникальных вещей дореволюционного периода прошла в 1989 году. Именно тогда люди стали интересоваться прошлым. Стали спрашивать: как называлась та или иная улица, почему она так называлась? С подачи Общества коренных омичей в городе появились таблички с двойными названиями улиц. Общество содействовало изданию книг по истории Омска. Создали некрополь на месте бывшего Казачьего кладбища в Центральном округе. Сейчас в некрополе есть старинные надгробия, военный мемориал со списками погибших воинов. Территория огорожена железной изгородью, благоустроена, засажена деревьями. А ведь здесь хотели автостоянку сделать. Казачье кладбище - часть истории города, на нем хоронили губернаторов, военных, казаков, кадетов, железнодорожников, купцов и других почтенных граждан. Мы гордимся, что по инициативе Общества коренных омичей создана Аллея Литераторов на бульваре Мартынова. Cейчас эта аллея - заметная часть городского ландшафта. Я не нашел в Интернете сведений, чтобы где-то еще, кроме Омска, существовала подобная аллея.

Создание Общества коренных омичей считаю одной из главных своих заслуг. Другая заслуга - создание музея городского быта. Подарить городу такой музей - цель моей жизни. Тут собраны предметы начиная с середины XVIII века, например бревна от дома основателя второй Омской крепости Ивана Ивановича Шпрингера, датированные 1768 годом. Он сначала себе дом построил, потом - крепость. Полностью есть предметы 19 века, 20-го и так далее. Могила Шпрингера, кстати, находится рядом с подземным переходом на площади Ленина, на этом месте береза растет. Надо там памятный камень поставить... В музее свыше 60 тысяч экспонатов. Особую ценность представляют документы, рассказывающие об истории Омска, России, а также о русской эмиграции.

- О вашей коллекции ходят легенды...

- Примерно двадцать тысяч экспонатов я сдал в историко-краеведческий музей. Однажды отнес седло амазонки, потом оказалось, что его выбросили, боялись, что моль заведется. Наверное, они правы, но после этого случая перестал относить туда предметы старины. И уже лет сорок собираю свой музей. Как это бывает? Идешь - дом старый ломают. Спросишь, нет ли чего-то ненужного - хозяева не отказывают. В дровяном сарае, помню, одна вдова держала древние книги, которыми топила печь в доме. Бери, говорит, только не все, оставь мне на растопку. Я отобрал штук двадцать наиболее ценных фолиантов, теперь они в музее. Два года назад оказался возле котлована в Тобольске. Залез туда - и обнаружил в слое почвы слюдяное оконце. Огромная редкость, в Омске такого не было. Сберечь все это - проблема. Был у меня частный дедов дом на 5-й Линии, весь уставленный старинной мебелью, этакий ретросалон. Эксклюзивная мебель. Шведский шкаф, который открывался по-особому. Венские стулья. Хорошо, хоть часть из них сохранилась здесь. Дом сгорел вместе с мебелью. Думаю, его намеренно подожгли: мешал стройке. Некоторые экспонаты мне особенно дороги, мухоловки к примеру. Это такой сосуд стеклянный, внутрь наливали квас, туда залетали мухи. К сожалению, одну такую мухоловку случайно разбили гости. Но в основном потери происходили от воровства. Когда набор старых открыток украли, пришлось восстанавливать.

- У вас есть соображения по поводу 300-летия Омска?

- Предложения Общества коренных омичей не требуют глобальных затрат. Раз есть Омская крепость, значит, должна быть отражена история воинства. Должны быть представлены образцы военной формы разных эпох. Второе. Наметить, где нужно установить памятные доски и знаки, отражающие историю образования, здравоохранения, культуры, промышленности. Уверен, не будет праздника без музея городского быта. Люди должны иметь возможность прийти сюда и окунуться в прошлое, посмотреть, какие предметы и вещи окружали наших земляков сто, двести лет назад. Мечтаю, чтобы улице Рабиновича вернули название Воздвиженской, названной так в честь одной из первых омских церквей. Мечтаю также, чтобы восстановили Воскресенский собор, тем более что он органично вписывался в архитектурный ансамбль Омской крепости. Всего у нас 56 предложений по празднованию 300-летия. Надеюсь, к нам прислушаются.

Справка

Владимир Иванович Селюк родился 6 октября 1943 года в Омске. По окончании средней школы № 72 поступил в Рижское художественное училище, где приобрел специальность краснодеревщика. Высшее образование получил в Свердловском юридическом институте. До 40 лет работал юрисконсультом, затем оставил эту работу, полностью отдался краеведению и собиранию предметов омской старины. Со временем их набралось столько, что понадобилось открывать музей городского быта, директором которого он стал.

Председатель Общества коренных омичей. Президент русско-французского культурного центра в Омске. Член топонимической комиссии, градостроительного совета города, координационного общественного совета при мэре Омска.

Источник: http://omskgazeta.ru/kultura/vladimir_selyuk_-_ob_istoricheskih_veschah_omska/
Все новости

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны