Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

Оборона лужицких сербов

19.05.2011

Известно, что задолго до Средневековья и значительную часть Средних веков славяне населяли около трети территории современной Германии. Лютичи, рароги, бодричи и лужичане. Как раз лужичане были одним из самых крупных племенных союзов. Добавим, что и самых стойких. Попав под власть германцев более 1500 лет назад, славянские племена были полностью онемечены, за исключением некогда многочисленного племени серболужичан, населявших Лужицу – славянскую область на территории нынешних Саксонии и Бранденбурга…

Лютичи, бодричи и рароги тоже с оружием в руках боролись против немецкого засилья. Будучи очень воинственными, они быстро сложили буйные головы под ударами германцев. Единственными, кто ещё держал оборону, были лужичане (они же лужицкие сербы, серболужичане, венды, сорбы). И держат её до сих пор, хотя всё больше и больше сдают позиции. Многовековое пребывание в составе германского государства не прошло для них бесследно. Более чем полумиллионное серболужицкое население сократилось до 60 000, и на сегодня это самый малочисленный славянский народ. И если раньше немцы давили их количеством и силой, то теперь ассимиляционные процессы имеют естественный характер. Всё больше лужичан забывают родной язык, всё больше из них записываются немцами. Штирлиц, Тирпиц – кто не слышал этих “немецких” фамилий? Но кто знает, что эти фамилии – серболужицкого происхождения – Штирлич, Тирпич? Даже фашистский фельдмаршал Браухич носил, судя по всему, серболужицкую фамилию.

Но не все сорбы соглашались добровольно онемечиться. Те, кто сохранил свою этническую самобытность вплоть до начала 20 века, столкнулись с не менее жестокими испытаниями, чем их предки, страдавшие за то же самое в далёком Средневековье. К власти в Германии пришли нацисты. Средневековый мрак опустился над Германией. Серболужичан объявили ославянившимися немцами со всеми вытекающими последствиями. Массово закрывались лужицкие школы, музеи, библиотеки. Подлежала запрету деятельность серболужицкой национальной организации «Домовина», а её активистов бросали в нацистские застенки. Называться серболужичанином стало опасно. Их поголовно записывали в немцев, давали им немецкие фамилии и призывали в ряды гитлеровской армии. За время краткого господства национал-социалистов в Лужице стало невозможно найти ничего серболужицкого. Многие, спасаясь от преследований, эмигрировали в соседнюю Чехословакию или Польшу. Но и туда ступил фашистский сапог. И уже в Чехословакии и Польше начались преследования не желавших онемечиваться лужичан.

В 1945 году на территорию Лужицы вступила победоносная Красная армия. Отступая, гитлеровцы угнали большинство взрослого мужского населения Лужицы в "фольксштурм". Ожесточённые бои были ещё в разгаре, когда в штабе 1-го Украинского фронта (командующий Маршал Советского Союза И. С. Конев) появилась делегация лужицких сербов, приветствовавшая вступление на территорию Германии советских воинов. Приход братьев-славян предотвратил национальную гибель серболужицкого народа…«Если бы не было русской оккупационной власти в Лужице, сегодня не существовало бы и серболужицкого народа», - сказал один из руководителей серболужицкого движения Павло Недо, освобождённый советскими войсками из гитлеровской тюрьмы.

Надо сказать, что солдаты Вермахта лужицкой национальности воевали крайне неохотно против сил антифашистской коалиции (за исключением, разве что, совершенно онемечившихся лужичан). Гораздо охотнее они сдавались в плен, потому что в немцах видели своих вековых угнетателей. И всегда стремились возродить культурную и политическую жизнь славянской Лужицы. Уже на следующий день после капитуляции Третьего Рейха, 10 мая 1945 года, возобновила работу «Домовина» - первая на тот момент демократическая организация в послевоенной Германии. Случилось это благодаря пониманию советских властей, которые всячески способствовали установлению мирной жизни на лужицкой земле.

12 мая 1945 года Лужицкий Народный Совет (находившийся в эмиграции в Праге) направил Иосифу Сталину первый меморандум, в котором просил оказать содействие в возвращении Лужицкого Народного Совета в Лужицу и высказывались планы по укреплению связей с Чехословакией под защитой победоносного Советского Союза. В июне того же года увидел свет второй меморандум, в котором лужичане просили образовать единую административную область Лужица с дальнейшим присоединением к Чехословакии. Затем были третий и четвёртый меморандумы с просьбой отделить Лужицу от Германии.

Лужица находилась в Восточной Германии, т.е. в зоне советской оккупации. В случае предоставления Лужице широкой автономии или даже собственной государственности оставался открытым вопрос, под чьё влияние попадут эти земли. Поскольку после войны восточные немцы были союзниками СССР, было решено оставить Лужицу в составе ГДР. Особого восторга у серболужичан это не вызвало.

В условиях такого противостояния власти Восточной Германии стремились к сплочению страны, в том числе путём сдерживания серболужицкого движения, параллельно удовлетворяя наиболее насущные культурные потребности лужичан (в частности, открылись курсы подготовки педагогов для серболужицких школ). Но ассимиляционные процессы продолжались. Ситуацию усложнял наплыв значительного количества немецких беженцев из Польши и Чехословакии, которые осели в Лужице, уменьшив количество серболужичан в процентном отношении.

Лужичане всегда с надеждой смотрели на Россию – самое крупное славянское государство мира. У России они искали спасения, к российским монархам обращались за моральной поддержкой. Участники Великой Отечественной войны вспоминают, как в Лужице местные жители показывали им бережно сохранённые памятные места, где проходила русская армия, гнавшая Наполеона обратно к Парижу.

Идее серболужицкой государственности так и не суждено было сбыться. Тонкая политическая игра между коллективным Западом и СССР требовала выверенных и обдуманных решений, а серболужицкий вопрос Сталин вполне обоснованно считал слишком щекотливым. Лужицкие сербы стали заложниками этой игры. Однако до сих пор в Лужице свежа память о подвиге русского солдата, принёсшего лужичанам свободу от коричневой чумы и вдохнувшем в серболужицкое движение новую жизнь. Может, поэтому немецкие неофашисты периодически замазывают вывески на серболужицком языке оскорбительными граффити?

Источник: http://www.segodnia.ru/index.php?pgid=2&partid=13&newsid=14017
Все новости

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны