Русские герои французского Сопротивления
Взяться за написание этого материала накануне Дня Победы меня подтолкнули следующие, к сожалению, малоизвестные факты.
Согласно известному скрупулезному исследованию Б.Ц. Урланиса о людских потерях в войнах, в движении Сопротивления за пять лет погибли 20 тысяч (из 40 миллионов) французов, однако за то же время погибли от 40 до 50 тысяч (то есть в 2-2,5 раза больше) французов, воевавших на стороне Германии! Причем очень многие погибли на Восточном фронте (Урланис Б.Ц. Войны и народонаселение Европы. Людские потери вооруженных сил в войнах ХVII-XX вв. (историко-статистическое исследование). М., I960, с. 234).
Исследователь Ю. Нерсесов приводит еще более интересные цифры - с июля 1940-го по май 1945-го на стороне антигитлеровской коалиции погибло 45 тысяч французов, а по другую сторону фронта как минимум 83 тысячи. Причем французский батальон СС из дивизии "Карл Великий" защищал рейхстаг, когда сами немцы оттуда уже удрали (Был ли Гитлер президентом Евросоюза? // Спецназ России N 07 (58) июль 2001). Эти цифры известны, хотя особо не афишируются.
В то же время о том, что у истоков пресловутого "французского" Résistance (Сопротивления) стоят наши соотечественники, неизвестно практически ничего. Именно они - потомки тех, кто сражался под Бородино, Малоярославцем и Смоленском, оказавшиеся после революции на чужбине - заложили основу движения Сопротивления и даже придумали ему название. И произошло это в то время, когда потомки наполеоновских шерамыжников в частях СС и вермахта собрались "доделать" на Востоке то, что не сумели предки.
Виднейший английский историк Алан Тейлор справедливо писал в своем труде "Вторая мировая война" (1975) о ситуации во Франции после заключения ею "перемирия" с Германией 22 июня (!) 1940 года: "Для подавляющего большинства французского народа война закончилась... правительство Петена (маршал Франции с 1918 года, военный министр в 1934 году, с 16 июня 1940-го - премьер-министр) осуществляло политику лояльного сотрудничества с немцами, позволяя себе лишь слабые, бесплодные протесты по поводу чрезмерных налогов... Единственное омрачало согласие: Шарль де Голль бежал в последний момент из Бордо в Лондон. Он обратился к французскому народу с призывом продолжать борьбу... Лишь несколько сот французов откликнулись на его призыв" (Тейлор А. Вторая мировая война,- В кн.: Вторая мировая война. Два взгляда. М.,1995. - с.420).
Интересно, что после капитуляции 25 июня 1940 года значительная часть французской армии не была ни разоружена немцами, ни присоединена к вермахту, но под собственными знаменами достаточно активно участвовала в боевых действиях против англо-американских войск, собственных партизан и отрядов генерала де Голля. Еще интереснее, что лучший боец даже той части Сопротивления, которая ассоциируется с формированиями де Голля - Николай Васильевич Вырубов - русский, удостоенный всех (!) высших военных наград Франции. В 1940 году студентом Оксфордского университета молодой выходец из семьи русских эмигрантов Николай Вырубов поддерживает призыв генерала де Голля вступить в движение Сопротивления превосходящим силам Германии. В войсках де Голля он прошёл Сирию, Ливию, Тунис, Италию, юг Франции и Эльзас, дважды был ранен, но возвращался в строй. За доблесть и мужество в борьбе с фашизмом Николай Васильевич был награждён двумя Военными Крестами, а также редким и почётным орденом - Крестом Освобождения, кавалерами которого стали немногим более тысячи человек.
Непокоренные
Согласно сообщениям информационных агентств, 3 мая 2005 года, накануне 60-летия Великой Победы, в Париже на кладбище Пер-Лашез был открыт памятник нашим соотечественникам - участникам движения Сопротивления (макизарам, как их называли французы). В церемонии открытия памятника приняли участие ветераны Сопротивления, представители французских властей и дипломатического корпуса. Председатель Межрегиональной ассоциации русских ветеранов французского Сопротивления "Комбаттан волонтер" Олег Озеров отметил, что установленный на Пер-Лашез памятник "служит символом единения всех русских, которые участвовали в Сопротивлении". "Всех нас в те военные годы объединяла ненависть к фашизму и любовь к Родине", - сказал ветеран, который во время войны попал в плен, бежал и сражался в партизанском отряде на юго-западе Франции.
В свою очередь выступивший на церемонии открытия мемориал министр-делегат по делам ветеранов Франции Амлауи Мекашера заявил, что французы никогда не забудут ни тот огромный вклад, который Советский Союз внес в победу над нацизмом, ни подвиг русских партизан, героически сражавшихся в рядах Сопротивления. "Для французов все они, независимо от национальности, были братьями по оружию, и все они заслужили вечное признание французского и русского народа", - сказал министр. Он также напомнил, что в движении Сопротивления во Франции сражались около 35 тысяч русских и выходцев из бывших советских республик, 7 тысяч из которых навеки остались лежать во французской земле.
У истоков
К сожалению, несмотря, на столь продолжительный период, прошедший после победы, роль и участие наших соотечественников в движении Сопротивления во Франции остаются малоосвещенными. А ведь одна из самых первых антигитлеровских подпольных групп "Резистанс" ("Сопротивление"), которая дала название всему движению, была организована еще в августе 1940 года молодыми русскими эмигрантами Борисом Вильде и Анатолием Левицким.
Очень важно особо подчеркнуть дату возникновения этой организации по борьбе с оккупантами: фактически тотчас же после разгрома Франции, в период наивысшей мощи нацистских покорителей Европы. Уже в августе 1940 года бойцы движения распространяли знаменитый нелегальный тракт "33 совета оккупированным". Уже тогда они расклеивали в телефонных будках, и даже на немецких автомобилях летучки, бросали в почтовые ящики листовки и прокламации, призывавшие к борьбе против оккупантов. Кроме печатной и устной пропаганды, которую подпольщики вели как в Париже, так и в провинции, Борис Вильде проводил весьма сложную и опасную работу по переправке в свободную зону, а оттуда на испанскую границу, добровольцев в армию генерала де Голля.
И тогда же Вильде и Левицкий задумали свой первый номер печатного органа "Национального Комитета Общественного Спасения" - "La Resistance", вышедший 15-го декабря. Название газеты, которая так нервировала нацистов (с французского оно буквально переводится как "сопротивление") родилось в тайной типографии музея Антропологии в Париже, научными сотрудниками которого были Б. Вильде и А. Левицкий.
В начале было слово
Руководящая передовица первого номера "Сопротивления" написанная Борисом Вильде, стала одним из лозунгов всего патриотического движения и была в те дни передана лондонским радио: "Сопротивляться! Этот крик идет из ваших сердец из глубины отчаяния, в которое погрузил вас разгром родины. Это крик всех непокорившихся, всех, стремящихся исполнить свой долг".
Интересно, что идейно сформировались Б.Вильде и А.Левицкий в 30-е годы в эмигрантском кругу "пореволюционных утвержденцев", именовавших себя также русскими национал-большевиками. Движение было сформировано представителями эмигрантской просоветской национально мыслящей молодежи. Самыми известными среди них были: сын писателя Леонида Андреева Валентин (также будущий участник Сопротивления) и сын профессионального революционера, а позже одного из создателей Добровольческой армии на Дону Бориса Савинкова Лев (впоследствии - капитан интербригад в Испании и активный боец Сопротивления во Франции). Движение издавало журнал "Завтра" и в противовес консервативным предубеждениям эмиграции считало большевизм "продуктом коллективного творчества всех слоев всего русского народа", ратовало за активизацию русского "национально-имперского большевистского мессианства, которое может вывести из тупика материализма загнивающую Европу".
С первых же дней второй мировой войны Б. Вильде и А. Левицкий на фронте. Но на Западе идет "странная война". Деятельные молодые люди, томятся от бездействия в окопах, в то время как враг уже раздавил Польшу и продолжает одну за другой покорять европейские страны. Устав от бездействия, Б.Вильде хлопочет о зачислении в экспедиционный корпус в Норвегию. Но попасть туда он не успевает. В 1940 году, после разгрома французской армии, он бежит из плена и, уже через несколько недель по возвращении в Париж начинает движение борьбы против немецких оккупантов. Движение, которому он первый даст имя Résistance - Сопротивление.
За свою деятельность Б. Вильде и А. Левицкий были расстреляны гитлеровцами 23-го февраля 1942 года. Посмертно награждены медалями советскими орденами Отечественной войны 1-й степени. Генерал де Голль наградил погибших героев медалью Сопротивления, согласно следующему приказу:
"ВИЛЬДЕ. Оставлен при университете, выдающийся пионер науки, целиком посвятил себя делу подпольного Сопротивления с 1940 года. Будучи арестован чинами Гестапо и приговорён к смертной казни, явил своим поведением во время суда и под пулями палачей высший пример храбрости и самоотречения.
ЛЕВИЦКИЙ. Выдающийся молодой учёный, с самого начала оккупации в 1940 году принял активное участие в подпольном Сопротивлении. Арестован Гестапо, держал себя перед немцами с исключительным достоинством и храбростью, вызывающим восхищение.
Алжир, 3 ноября 1943 года".
Этот текст выбит на памятной доске в вестибюле музея Антропологии.
Смерть Б.Вильде и А.Левицкого и их единомышленников, погибших в гитлеровских застенках (князя Ширинского-Шахматова, бывшего кавалергарда, футуриста, военного летчика и редактора национал-большевистского-журнала "Утверждение", Кирилла Равдищева - руководителя национал-большевистской молодежной подпольной группы "Мщение" и многих других) была не напрасной. По воспоминаниям современников, их журнал, их деятельность, суд над ними и, наконец, их героическая смерть повлияли на очень многих. Взошедшие благодаря погибшим героям первые ростки Сопротивления, выросли в большое патриотическое движение в Западной Европе.
Становление Сопротивления
Становление движения Сопротивления выразилось, прежде всего, в увеличении количества наших бывших соотечественников-антифашистов, в одиночку или мелкими группами примыкавших к подпольным организациям или создававшим их. Большинство эмигрантов, вступая либо формируя такие организации, оговаривало условие: выполнять любые задания, если они не противоречат интересам Советского Союза.
В послевоенные годы Содружеством русских добровольцев, партизан и участников Сопротивления были установлены имена и фамилии лишь нескольких сотен наших соотечественников, сложивших головы в борьбе с "коричневой чумой". Среди известных погибших героев: Георгий Маковский, "сушеф" (заместитель руководителя) городской подпольной организации в Ницце, замученный в гестаповском застенке 6 июля 1943 года, А.Чехов, А.В. Кожевников, К.Федоров, С.Антонов, В.Пухляков, К.Зубалов, З.А. Юдович и многие-многие другие.
Однако даже то, что нам сегодня известно об участии этих людей в движении Сопротивления, - это лишь небольшая часть реального вклада русской эмиграции в антифашистскую борьбу. О многих наших соотечественниках - героях Сопротивления не известно ровным счетом ничего. В подпольные боевые организации они вступали под псевдонимами, как того требовали правила конспирации, или под вымышленными иностранными именами. Многих под этими же прозвищами и похоронили. Порою как граждан Франции.
Многие бесследно исчезли в немецких концлагерях и гестаповских застенках. "Те, кто уцелел, - вспоминает В.С. Варшавский, - вернулись к своей прежней жизни рядовых эмигрантов: извозчиков, маляров, типографских наборщиков, мелких служащих" (Об антифашистской борьбе русских эмигрантов во время Великой Отечественной войны (1941-1944 годы) //www.russkie.org, 28.07.03).
Наряду с общим ростом количества наших эмигрантов в рядах Сопротивления, отличительной его чертой стало функционирование чисто русских антифашистских групп и центров. Например, одним из подпольных патриотических центров был приют матери Марии (Скобцовой) [Елизаветы Юрьевны Кузьминой-Караваевой], игравший большую роль в жизни русского Парижа. Действовал также ряд боевых организаций Сопротивления, состоявших исключительно из наших соотечественников, оказавшихся на чужбине.
...И пели французы "Катюшу"
В движении Сопротивления на территории Европы активное участие принимали не только эмигранты, но и советские граждане - партизаны, подпольщики из числа бежавших военнопленных и лиц, принудительно увезенных в фашистскую неволю. Наши соотечественники храбро сражались в Бельгии, Франции, Италии, Голландии, Норвегии, Югославии, Греции, Польше, Чехословакии, на севере Африки. "Трудно сказать, сколько было русских среди итальянских партизан, - вспоминает один из руководителей итальянского движения Сопротивления Бини, - но нет в Италии партизанского района, который не сохранил бы в памяти вместе с "Катюшей", любимой песней итальянских партизан, своих Михайлов, своих Александров, своих Викторов и Григориев".
"Имеется много фактов", - говорил в интервью уполномоченный Совнаркома СССР по делам репатриации советских граждан из Германии и оккупированных ею стран Ф.И. Голиков, - "свидетельствующих о том, что тысячи советских людей, находясь в немецкой неволе, героически боролись против врага. Так, например, известно, что на территории Франции большое число русских, грузин, армян, таджиков, татар, украинцев, белорусов - бывших красноармейцев и офицеров Красной Армии, попавших в плен к немцам и загнанных ими на территорию Франции, восстали против немецкого командования и с оружием в руках целыми группами и подразделениями присоединялись к французским партизанам и активно участвовали в освобождении Франции и Бельгии от немцев. Родина по праву может гордиться такими сынами" ("7 дней", № 19 от 11.05.2006).
"Нельзя написать историю освобождения Франции от гитлеровских орд", - утверждает уполномоченный Национального фронта Франции Гастон Лярош, - "не рассказав про советских людей, которые рядом с французами участвовали в этой борьбе. Они послужили примером и на многое открыли глаза французским участникам Сопротивления" (там же).
Николай Малишевский
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги