Не памятники
В разные годы домовладение принадлежало известным симбирянам: Александру Александровичу Крылову – герою Бородинского сражения, гвардии полковнику, управляющему симбирской удельной конторой – до 1833 года; представителю старинного дворянского рода Александру Ивановичу Юрлову – до 1840 года; представителю известной фамилии Анненковых (кроме ряда сел в Симбирской губернии, этой фамилией был назван и Анненковский переулок) – до 1863 года; купчихе Тельновой – до 1881 года; коллежскому советнику – главному хирургу Симбирской губернской больницы Федору Васильевичу Арнольдову – до 1908 года; сенгилеевской мещанке Кубасовой – до 1909 года. Последним владельцем усадьбы был симбирский купец, потомственный почетный гражданин Александр Александрович Сачков.
Современный облик усадьба приобрела после перестройки в 1909 году по проекту известного архитектора Августа Шодэ. После перестройки основного здания Сачков купил соседний двухэтажный каменный дом (Льва Толстого, 77), который стал считаться флигелем при основном здании. В Решении областного исполнительного комитета Ульяновской области № 79 от 12.02.1990 г. памятник назван «Городская усадьба купца Сачкова. 1910-е годы. Архитектор А.А.Шодэ».
То есть по сути оба здания, и № 73 и № 77, составляя единую усадьбу, являются объектами культурного наследия, но на охране стоит только дом № 73, и есть реальные опасения, что флигель будет утрачен.
Историю ведомственного разделения этих частей некогда единой усадьбы еще предстоит изучить.
Схожая ситуация сложилась и со следующим зданием по улице Карла Либкнехта, 17/5 (бывшая Лисиная/Анненковский переулок). В 1899-1901 годы на месте, выкупленном для него Министерством финансов, в связи с восстановлением второй винной монополии в России (Указ от 1894 года) был возведен Симбирский казенный винный склад. В его состав входили: главный производственный корпус (Карла Либкнехта, 15), административный корпус, здание для цистерн, углеобжигательный завод, хозстроения, акцизный склад, жилой дом для служащих (Карла Либкнехта, 17), различные цеха и гаражи.
В этот состав, между производственным корпусом и жилым домом для служащих, входила восточная сторожка с приемным медицинским покоем.
Со временем (надо полагать, после революции) эта сторожка и дом для служащих отошли от единого комплекса, и в нем разместилась городская поликлиника №2.
В упомянутом Решении № 79 от 12.02.1990 г. памятник назван «Винокуренный завод.
Промздание управления, флигели, хозяйственные строения».
И здесь тоже по сути здание является памятником как часть единогокомплекса. Но имея другой адрес, памятником не стало, что формально может дать повод для его утраты.
Хочется привести еще один пример несоответствия между реальным и формальным положением со зданием по улице Гончарова, 13. Сейчас под этим номером значатся два здания. Одно, каменное двухэтажное, было построено в 1910 году по проекту известного архитектора Феофана Вольсова для купца Кудряшова.
Второе, каменное одноэтажное, было построено в 1879 году мещанином Соболевым.
В пристроенном к зданию фотопавильоне в разные годы работали симбирские фотографы Каганин, Никитин, Горбунов, Петров и другие. На этом здании размещены три мемориальные доски, но памятником оно от этого не стало, и его тоже может постигнуть незавидная судьба «приспособления для современного использования».
Есть вероятность, что Комитет Ульяновской области по культурному наследию сочтет необходимым и возможным узаконить полулегальное состояние реальных памятников архитектуры.
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги