Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

Иван родил Серафима, Потап родил Егора, Филипп родил Игната…

25.04.2011

Продолговатый и твёрдый овал,
Чёрного платья раструбы.
Юная бабушка!
Кто целовал Ваши надменные губы?


На эти строки Марину Цветаеву вдохновил портрет её бабушки. Наверное, в каждой семье найдётся хотя бы одна фотография, с которой тебе улыбается юная бабушка или юный дедушка. Кому-то посчастливилось, и он помнит прикосновение их тёплых рук, рассказы о войне и даже о жизни предков до революции. Но в советских семьях, как правило, говорить о происхождении рода было не принято. В стране счастливых пролетариев существовал один вечно юный дедушка – Владимир Ленин. И его родословную мы знали лучше, чем свою. Может, поэтому и выросло не одно поколение, кому история предков была просто не интересна. Но рано или поздно наша генетическая память всё-таки сама поставит вопрос: кто мы и откуда? И сегодняшние, а главное будущие дети увидят в своих бабушках и дедушках похожие черты. И спросят:


«Бабушка! Этот жестокий мятеж
В сердце моём – не от вас ли?..»




Родом из дома с вишнёвым садом


Молодой учитель истории Александр Трубицин бережно раскладывает дореволюционные фотографии. На них девочки-ангелочки в кружевах, совсем не похожие на крестьянскую «Алёнку» или бравых пионеров с советских плакатов. Портрет мужчины с красивым, открытым лицом и целеустремленным взглядом, явно из благородных. Фото двух офицеров: один – «красный», другой – «белый». И сразу стало понятно: в истории этой семьи было много трагических страниц. Родословной Александр занимается с 14 лет. Скупые рассказы родственников свидетельствовали, что его прапрадедушка был репрессирован. В середине 90-х открылся доступ к архивно-следственным делам, и Трубицин узнал истину: его предок до лагерей не добрался, его расстреляли в 1937 году, на 10 день после ареста.


– В конце тридцатых годов прошлого века прапрадед работал в рудоуправлении. В его компетенцию входили взрывы шахт. Неосторожно брошенная в каком-то споре фраза: «Лучше бы я положил эту бомбу под Кремль» обернулась для него приговором о контрреволюционных намерениях. Ему было только 47 лет, – рассказывает Александр. – Из дела я узнал, что прапрадед принадлежал к купеческому роду. До революции его семья жила в Задонске. У них был свой мануфактурный магазинчик. Впоследствии я нашёл дом, где выросло не одно поколение моих купеческих предков. И около него всё ещё цветёт чудом сохранившийся вишнёвый сад. Мой дед узнал о судьбе своего отца только в конце жизни. А я на всякий случай переписал архивно-следственное дело слово в слово. Как знал – через несколько лет доступ к этим документам опять закрыли. Одна из причин – родственники репрессированных интересуются информацией о доносчиках и злопыхателях, которые упекли их родителей в лагеря и тюрьмы.




Дух времени не живёт в голых фактах


Александра доносчики не интересовали. Теперь через призму истории своей семьи история страны обрела совсем другие смыслы. Он даже написал письмо Александру Солженицыну с вопросами о тоталитарном режиме. Знаменитый писатель не прислал ответов, но подарил свою книгу с автографом. Видимо, таким образом Александр Исаевич дал понять, что молодое поколение должно само дойти до истины и дать собственные оценки тем событиям. Александр считает, что дух времени не живёт в голых исторических фактах. Поднимая архивы, Александр Трубицин хотел найти сведения о том, какой след в жизни города, а может быть, и страны оставили его предки. А это уже живая история.


– Моя прабабушка Наталья Трубицина была в девичестве Заусайловой. Поэтому я очень быстро обнаружил подтверждение, что мы являемся потомками древнего купеческого рода Заусайловых. Постепенно открылись и другие ветви, принадлежавшие к елецким купцам: Жаворонковы, Ростовцевы. Один из моих предков до революции был известным в Ельце врачом. На пару с супругой они содержали косметический салон. Сохранилась газета «Вечерний вопль» с рекламой этого заведения. Теперь нашей семье известна история о двух братьях, тоже по линии Заусайловых, которые во время гражданской войны стали идейными врагами. Один воевал на стороне Красной армии, другой остался белогвардейским офицером. Во время эмиграции он присылал семье отовсюду, где жил, открытки. Так родственники могли догадаться, где он сейчас. Последние весточки были из Канады. В итоге – связь с ним оборвалась. Я даже обращался в программу «Жди меня», чтобы отыскать представителей нашего рода из белой эмиграции, но пока безрезультатно, – рассказывает Александр.


Историк жалеет, что личных документов и фотографий представителей семьи крайне мало. От советских времён ему досталась ведомость об окончании курсов по ликвидации безграмотности прабабушки, датированная 1932 годом. Купеческие корни в семье Трубициных – по отцовской линии, а со стороны матери предки в основном были крестьянской закваски, но и здесь родословные пересечения уходят в сословие казаков. Александр, анализируя свой характер, считает, что внешне и внутренне он похож на того прапрадеда, что из задонских купцов. Чтобы создать своё ветвистое генеалогическое древо, Александр около 10 лет кропотливо собирал информацию в архивах, в основном по метрическим книгам. Сейчас он знает историю своего рода до восьмого колена. Последнее упоминание о его предках относится к концу XVII века.


– Своей родословной я занимаюсь не только из интереса. Считаю своим долгом собрать портрет нашего рода, – делится историк. – Узнавая о жизни своих предков, не устаю поражаться, сколько испытаний выпало на их судьбу. С какой стойкостью они выдержали революцию, войны, раскулачивание. А секрет прост: главной человеческой ценностью была семья. Они помогали друг другу во всём, не смотрели – близкий и неблизкий родственник. Взаимовыручка и поддержка своих – на первом месте. Сейчас это уходит из жизни. А жаль. На генеалогическом древе рода Трубициных отмечены 120 предков. 120 судеб из истории России.


Ученикам Александр часто даёт задание: написать свою родословную, просто так, без оценки. И сегодняшние родителя благодарят учителя за то, что их дети впервые спросили: кто мы и откуда?


Родовое древо наполняется жизнью от корней


Специалисты областного государственного архива отмечают за последние пять лет всплеск интереса к родословной. В год они выполняют около 50 запросов. Сегодня в читальном зале каждый второй разыскивает своих предков. Сотрудники говорят, что в основном историей семьи увлечены пожилые люди. Некоторые хотя бы к концу жизни спешат узнать о своём происхождении, передать внукам эту семейную ценность. Основной поиск своих корней происходит по метрическим книгам. Эти записи велись священнослужителями при храмах. Здесь даты рождения, бракосочетания, смерти, крещения. Я заглянула в несколько старинных книг, и такое впечатление, что все их писал один и тот же человек. Каллиграфический почерк с завитушками, чернила даже не выцвели, строчки ровные, видно, что составитель понимал важность своей миссии. Запись из метрической книги 1844 года о браке. «Московский мещанин Кожевнической слободы Николай Герасимович Пивин православного вероисповедания 31 год. Елецкая купеческая дочь Елизовета Николаевна Распилина. Девица православного вероисповедания – 30 лет». Редкая пара, судя по данным книги, в то время возраст женихов был 18-30 лет, а невест 17-18 лет. В метрических книгах указывалась и причина смерти: от старости, от слабости, от золотухи.


– Поиск своих предков – работа непростая. Но если вы точно знаете фамилии родственников и год какой-нибудь важной даты – вы непременно узнаете сведения о своей родословной. В нашем архиве большой фонд по дореволюционным учебным заведениям. Елецкая мужская гимназия, Елецкая частная женская гимназия. Там сохранились аттестаты и вся информация об учениках. Работая в нашем архиве, можно найти своих предков до 3-4 колена. Мы располагаем документами в основном с 1780 года. Но можно сделать запрос в другие области или обратиться в Российский государственный архив древних фактов, там хранятся более ранние записи, – рассказывает начальник отдела использования и публикаций документов ОГУ «Государственный архив Липецкой области» Татьяна Щукина. – За историей своих предков к нам приезжают из Украины, Белоруссии, Москвы. Недавно мы получили интересный заказ из Америки. Еврей по национальности разыскивал дальних родственников, посещавших Елецкую синагогу. Она в советское время сгорела, самые важные документы не сохранились. Но по архивам Елецкой мужской гимназии удалось восстановить данные об этой семье.


– Очень интересная работа по родословной получилась для музея села Двуречки Грязинского района. Там увековечена история Героя Великой Отечественной войны Ивана Андреевича Флёрова, – рассказывает Татьяна Щукина. – Звание уже Героя Российской Федерации он получил посмертно только в 1995 году. Дело в том, что Иван Андреевич из потомственной семьи священников, поэтому отметить его подвиги высшей наградой в советское время было невозможно. Сейчас доброе имя героя восстановлено, а история рода Флёровых заняла достойное место в музее. В конце 90-х, когда открылся доступ к архивно-следственным делам, каждый мог заняться реабилитацией своих репрессированных родственников. Интерес был огромный. Но сейчас действует закон о конфиденциальности такой информации. И я считаю это правильным. У нас был случай, когда пожилая женщина узнала не только о расстреле своего отца, но и о том, что доносчиками и свидетелями оказались близкие родственники. Сейчас только некоторые страницы дел остались доступными. А самым большим спросом пользуются дела о раскулачивании. В нашем крае проживало много зажиточных крестьян. Здесь хранятся сведения о 18 тысячах семей, пострадавших от этой реформы. Есть богатый фонд по Становлянскому району, Добровскому, Чаплыгинскому. По каким-то районам, к сожалению, не сохранилось никаких документов.


Хранители архива – первые свидетели того, когда человек после нескольких дней поиска вдруг находит в старинных записях долгожданную строчку о своём далёком предке. Говорят, у людей светлеют лица, кто-то не сдерживает слёз радости. В такие моменты социальные роли спадают словно мишура, обнажая главное: ты продолжение рода ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО. От семейного древа жизни произрастут следующие ветви. Познавая свои корни, словно незримой нитью соединяешься с самой главной тайной – рождения и смерти. Она оттуда, где Иван родил Серафима, Потап родил Егора, а Филипп родил Игната…

Источник: http://www.lpgzt.ru/aticle/15510.htm
Все новости

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны