В Меншиковском дворце расскажут о мореходах и пиратах
Во Дворце Меншикова открылась выставка "Паруса Эллады. Мореходство в античном мире". Экспозиция охватывает временной промежуток от VI века до н.э. до III века н.э. и включает в себя 231 экспонат - живопись, скульптура, керамика, глиптика, нумизматика, художественная бронза.
Входящие в состав экспозиции произведения искусства и памятники культуры рассказывают о развитии мореплавания и судостроения в античном мире, морского промысла и пиратства, показывают представление древних о морских божествах, покровительствующих морякам или губящих их.
Трудно переоценить значение моря в Древней Греции и Древнем Риме. Море давало пищу, служило наиболее быстрым и удобным способом коммуникации, по морю вели активную торговлю. Но то же самое море таило великое множество опасностей. Оно внушало ужас, и каждый раз, поднимаясь на борт корабля, человек отчетливо понимал, что риск никогда не сойти на землю для него чрезвычайно велик: останки множества античных кораблей, усеивающих дно освоенных древними морей, - тому яркое свидетельство.
Первый раздел выставки отдан древнегреческим героическим культам. Среди представленных экспонатов надписи-посвящения герою Ахиллу, почитавшемуся в различных областях древней Эллады. Геракл (Геркулес), получивший, согласно мифам, бессмертие и присоединившийся к олимпийским богам, представлен и как объект культа - статуями, посвятительными рельефами и статуэтками, и как персонаж мифов - на аттических расписных вазах VI - V веков до н. э., на гравюрах и в живописных полотнах. В древнегреческой легендарной традиции особое место принадлежит воспетой Гомером Троянской войне. Этот сюжет можно видеть на расписных вазах, мраморных и бронзовых рельефах, в живописных и графических произведениях.
Следующий раздел, включающий произведения Ренессанса и Нового времени, рассказывает о реальных исторических персонажах, возводивших свои генеалогии к божественным и героическим предкам, удостоенным героических или божественных почестей. Среди них, безусловно, македонский царь Александр Великий, который считался потомком Геракла по отцу, а по матери возводил происхождение к Ахиллу; Гай Юлий Цезарь, который именовал себя потомком эпического героя Энея, сына самой богини Венеры (Афродиты). Тем самым грань между мифологическим героем и реальным историческим персонажем стиралась.
О достижениях античных судостроителей свидетельствует кратер, по краю венчика которого "плывут" военные корабли под парусами; большой фрагмент фрески из Нимфея, где среди многочисленных граффити процарапана целая флотилия торговых кораблей. Различные типы судов можно видеть на инталиях и монетах. Большой раздел выставки посвящен образам морских божеств и фантастических чудовищ. Мраморные скульптуры, прекрасные расписные вазы, терракотовые и бронзовые статуэтки, ювелирные изделия иллюстрируют легенды о Посейдоне (Нептуне), нереидах и нимфах, гиппокампах, тритонах и сиренах. Богиня любви Афродита была одним из немногих божеств, которое помогало путешественникам благополучно добраться до родных берегов.
Древнему морскому промыслу посвящен раздел, рассказывающий о том, какими дарами моря пользовались эллины и римляне. В произведениях античного искусства представлены самые разные морские животные, рыбы и моллюски, наполнявшие когда-то рыночные лотки. Мастера изображали обитателей моря так натуралистично, что ихтиолог может определить вид рыбы; например, на аттических и италийских рыбных блюдах или на монетах. Если рыба наполняла кухни и обеденные столы, то другие трофеи с морского дна - жемчуг, кораллы, раковины – с полным правом занимали место в дамских шкатулках. Тема моря вообще была популярна в прикладном искусстве. Об активной морской торговле в античную эпоху дают представление монеты разных городов и, конечно, знаменитые амфоры. Эти сосуды, созданные специально для перевозки товаров по морю, служили тарой для транспортировки жидких и сыпучих продуктов: зерна, рыбы, вина, оливкового масла. В разных городах изготавливали амфоры своей особой традиционной формы, которая не менялась веками, и соблюдали установленный специальными законами объем; такие амфоры становились "фирменным знаком" города-производителя. Сведения, получаемые благодаря изучению античных тарных амфор, клейм и надписей на них, позволяют представить географию торговых путей и товарообмен в древности.
К выставке выпущен цветной иллюстрированный каталог.
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги