Княгиню похоронили по-семейному
В Петербурге похоронили мать главы императорского дома Романовых. Проститься с великой княгиней Леонидой Георгиевной пришли около 100 человек, в том числе гендиректор «Норникеля» и генеральный консул Королевства Испания в Петербурге.
В великокняжеской усыпальнице Петропавловского собора вскрыли пол над 17-м из имеющихся там 60 склепов (43 склепа пусты), и 3 июня туда был опущен гроб с телом Леониды Георгиевны Романовой-Мухранской, скончавшейся на Троицу на 96-м году жизни. Ее положили рядом с мужем Владимиром Кирилловичем Романовым, который был там похоронен в 1992 году. Правда, вопрос, будут ли хоронить в Екатерининском приделе других представителей царской фамилии, еще открыт.
Престола уже нет, но борьба за него среди Романовых продолжается. Для доказательства того, чья кровь «голубее» и у кого будет больше прав при наступлении гипотетической реставрации, представители трех ветвей царского рода вовлекают в борьбу представителей РПЦ, членов правительства России и бизнесменов. Потомки покойной присваивают великокняжеские титулы.
Дочь княгини Леониды Мария Владимировна именует себя главой императорского дома, а ее сына Георгия Романова от принца Прусского Франца-Вильгельма, окончившего Оксфорд и принятого на работу топ-менеджером в «Норильский никель», зовут цесаревичем.
С этими титулами категорически не соглашаются Романовы по ветке Николаевичей и Владимировичей. Их дом возглавляют братья Дмитрий и Николай Романовы, которые скромно величают себя князьями. И считают, что великих князей среди них быть уже не может. Последней великой княгиней была сестра убитого Николая II Ольга Александровна, скончавшаяся в Канаде в 1960 году. А новые смогут появиться, только когда появится император. Но возвращение монархии, как и выбор монарха, по мнению представителя в России Объединения членов рода Романовых Ивана Арцишевского, который озвучивает лишь позицию князя Дмитрия Романова, должно быть волеизъявлением народа.
Но несмотря на то, что официально представители Объединения членов рода Романовых считают, что Леониду Георгиевну нельзя было хоронить в Петропавловском соборе, по-человечески они согласны с захоронением ее рядом с супругом. Обвенчавшись в 1948 году, они ни на день не расставались, говорится в телеграмме Дмитрия и Николая Романовых, отправленной к похоронам. Князья подчеркнули, что «человеческие качества, которыми обладала Леонида Георгиевна, заслуживают высших похвал». Сами на похороны они не приехали. Но Арцишевский заверил, что каждый Романов зашел в церковь там, где живет, поставил за упокой души Леониды свечку и заказал панихиду.
У гроба в Петропавловском соборе стояли только Мария Владимировна с сыном Георгием.
Привезли гроб в крепость накануне похорон. Ночью священники читали рядом с ним молитвы, в десять часов утра прошла литургия, а в полдень началось отпевание. Службу вели настоятель собора игумен Александр, наместник Александро-Невской лавры епископ Выборгский Назарий и архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир читал молитвы рядом с гробом.
Рядом были замечены депутат Законодательного собрания Петербурга Игорь Риммер, директор Государственного русского музея Владимир Гусев. Поскольку Леонида Романова-Мухранская последние 60 лет жила в Мадриде, проводить ее в последний путь пришел генеральный консул Королевства Испания в Петербурге Франсиско Паскуаль де Ла Парте. Также журналисты узнали графиню Анну-Марию де Сент-Экзюпери (племянницу известного писателя), предводителя российского дворянского собрания князя Григория Гагарина, генерального директора компании «Норильский никель» Владимира Стржалковского, генеральных консулов Германии и Франции, представителей грузинской диаспоры.
Но особых церемоний не было.
Не было и толп народа, которые, как ожидали организаторы действа, могут не поместиться в Петропавловской крепости. Петербуржцев это событие не привлекло, и присутствующие позиционировали его как чисто семейное мероприятие. Несмотря на это, организаторы церемонии пытались привлечь побольше людей. И после литургии гроб из храма везли на катафалке по улице, а не через специальную дверь, которая соединяет приделы Петропавловский собор с великокняжеской усыпальницей. Но количество провожающих княгиню Леониду в последний путь от этого не увеличилось. На кладбище (усыпальница Петропавловского собора официально признана городским закрытым кладбищем) проститься с покойной пришли около ста человек, треть из них в усыпальницу не пустили, и они стояли на улице, у ограды, и сквозь милиционеров, обеспечивавших общественный порядок, пытались рассмотреть, что происходит внутри.
Чин погребения не вышел за рамки традиционного обряда. Только гроб был покрыт государственным флагом России и штандартом Российской Империи с изображением двуглавого орла. Потом его опустили в медный саркофаг, который, в свою очередь, поместили в склеп, поставив над всем этим временное надгробие. На этом церемония закончилась. Как рассказали «Газете.Ru» сотрудники похоронной команды великокняжеской усыпальницы, через некоторое время это надгробие будет убрано, а на склеп в один уровень с полом положат мраморную плиту с надписью.
Выходящие из усыпальницы сразу же попадали в кольцо зевак, которые столпились на улице. Простые люди окружали участников церемонии и задавали разные вопросы.
Например, на что жила в Мадриде Леонида Романова. В ответ им рассказывали разные версии.
Самой интересной стала история о драгоценностях Марии Павловны Романовой, в особняке которой на Дворцовой набережной сейчас располагается Дом ученых. То, что у нее были мешки с драгоценностями, и то, что Романовым удалось вывезти их за рубеж через шведское посольство, — исторический факт. А вот то, что в 80-х годах прошло века шведы вернули их наследникам, а именно ветке Кирилловичей, и что Леонида Георгиевна и ее семья время от времени выставляли отдельные предметы на аукционы, — пока лишь слухи.
Ничего таинственно сейчас в судьбах людей с этой фамилией нет, пояснил «Газете.Ru» собиратель истории дома Романовых Игорь Филимонов. Кто-то успешно занимается общественную деятельность — например, фонд «Романовы для России» успешно ведет патриотическую работу, исторические изыскания. Некоторые Романовы служат, некоторые ведут свой бизнес: «Светлейший князь Юрьевский возглавляет компанию, специализирующуюся на компьютерных технологиях, и часто бывает в Петербурге по делам. И, чтобы не жить в гостиницах, он даже купил себе квартиру на канале Грибоедова. Георгий, как вы знаете, трудится в «Норникеле», — сказал Филимонов.
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги