Символы и орудия
"Соккер.ру" рассказывает своим читателям об истории чемпионатов мира в несколько ином ракурсе. В этом материале нет места игрокам и тренерам, здесь речь пойдет о других неотъемлемых "участниках" мировых турниров.
С английского ЧМ, который состоялся в 1966-м году, появилась традиция, на каждое мировое первенство "назначать" своего талисмана. Талисман только своим видом должен передавать всю суть страны организатора. Кто-то выбирал человечков, кто-то животных, кто-то шел по абстрактному пути. Одни талисманы нравились больше, другие меньше. Напомним вам всех.
Первым был "Вилли". Львы хоть и не живут в Англии, но постоянно фигурируют в британской геральдике, подчеркивая, утонченность и гордость нации.
Мексика 1970. "Хуанито". Это уменьшительное имя от "Хуан". Не будет ни для кого открытием, что оно самое распространенное среди испаноязычных стран, а кроме этого, является полным аналогом, привычного для нашего уха – "Иван". "Хуанито" стал первым "гуманоидом-талисманом". Одетым в цвета мексиканской сборной, с типичным сомбреро.
ФРГ 1974. "Тип и Тап". Два маленьких человечка. Светлый и темный. Двое, которые должны были быть одним. Естественно, это символизировало две разъединенных Германии.
Аргентина 1978. "Гаучито". Вновь уменьшительное, от "гаучо". Выходец аргентинской Пампы, одетый в форму сборной. "Гаучито", стал на данный момент последним "ребенком", если можно так сказать.
Испания 1982. Настал черед "Наранхито", то есть – "апельсинчика". На субъективный взгляд автора этих строк, один из самых удачных талисманов. Апельсин, является одним из символов Испании, хотя растет не по всей стране, а лишь на юге и средиземноморском побережье. Этот симпатичный "Наранхито", символизирующий радость и жизнерадостность, после ЧМ вызвал новый бум в продаже этого фрукта за пределами Испании.
Мексика 1986. "Пике". Это стал второй чемпионат для Мексики и в этот раз они выбрали жгучий перец, который является постоянным ингредиентом в мексиканской кухне.
Италия 1990. "Чао". Как его только не называли, одно из самых популярных прозвищ на территории СССР стало "шлагбаум". "Чао", означающие и привет, и пока, в какой-то степени повлияло и на нашу сборную, для нее это стало последним чемпионатом мира, СССР перестал существовать, сказав всему миру "Чао". "Чао" стал первым абстрактным талисманом и вызвал много критики в свой адрес.
США 1994. "Страйкер". Американцы выбрали собачку "Страйкер", которая выполняла роль нападающего. Талисман был создан студией "Уорнер Бразерс".
Франция 1998. Французы выбрали французского петуха, чье имя держалось в строгом секрете долгое время. "Футикс" стал победителем после победы в конкурсе из шести претендентов.
Корея – Япония 2002. "Сферикс" или иначе "Ато", "Каз" и "Ник". Фантастические персонажи с другой планеты, играющие на ней в "атмобол".
Германия 2006. "Голео". Второй ЧМ для Германии, в этот раз объединенной и второе появление льва.
ЮАР 2010. И снова лев, но на этот раз африканский, там, где он и проживает – "Закуми".
Естественно, что талисманы известны всем. Но история официальных мячей и их эволюция не так подробно освещается, даже в интернете. Проведем краткий экскурс в историю и вспомним о главном предмете игры.
Уругвай 1930. "T-SHAPE". Известен под таким названием, из-за кусков кожи, в форте "Т" из которых он был сшит. Всего было 12 таких кусков.
Италия 1934. "Federale 102". Мяч, мало чем отличался от уругвайского, но ниппель для накачки теперь полностью скрывался внутрь мяча. Новшество было в соединении кожаных частей мяча, которые при сшивании перекрещивались, таких кусков тоже было 12. И всего было 12 мячей на весь чемпионат, которые были куплены у аргентинской компании "Tossolini, Valbonesi, Polo & Cia"
Франция 1938. "Allen". Первая мини "революция". Вместо куска трубы для накачки, которая сильно деформировала оболочку мяча, впервые появляется прототип современного ниппеля. Изменилась и обработка кожи, заготовки стали менее рельефными, и мяч стал "почти" круглым.
Бразилия 1950. "Duplo T". Мяч этого чемпионата стал "иконой" для всех мячей, которые имели наружные швы. Это был первый мяч, в котором использовался другой принцип сшивания. Старая система производства мячей, была "довольно опасна" для здоровья футболистов, особенно, когда приходилось играть головой. У Ю. Визбора есть песня про волейбол, в которой такие строки "…владелец страшного кирзового мяча, который если попадал кому-то в лоб, то можно смерть установить и без врача". Неудивительно, что на многих фотографиях, мы встречаем футболистов с повязкой на голове, которая предохраняла от травмы. И система накачки приобрела современный вид. Мяч, до того впечатлил мир, что его изображение красуется на многих гербах клубов.
Швейцария 1954. Первый мяч без имени и первый, имевший не натуральную окраску, впервые было решено, коричневый цвет заменить на другой, в данном случае был использован желтый.
Швеция 1958. Так же без имени. Очень похож на швейцарский, но с улучшенной стыковкой заготовок.
Чили 1962. "Santiago". Новый дизайн, в котором заготовки перестали иметь форму "Т" и приняли форму шестигранника. Мяч создан фирмой "Crack". Мяч то же был желтого цвета, пусть вас не смущает фото, так как со временем краска стерлась с мяча.
Англия 1966. "Challenge". Создан фирмой "Slazenger", был выпущен в трех вариантах цвета. Оранжевый стал официальным. Кожаные заготовки изменились вновь, приняли продолговатый вид, в этот раз их было 18, и они формировали шесть частей мяча, по три в каждой из них. Центральная заготовка была разделена на две части. Последний мяч, производителем которого не был "Адидас", начиная с мексиканского первенства, эта всемирно известная марка выкупает права на производства мяча для ЧМ.
Мексика 1970. "Telstar". Новая эпоха в производстве мяча, впервые черно-белый дизайн. Мяч сформирован из 12 пятиугольников и 20 шестиугольников и "правильной" формы. Мяч стал намного лучше виден по ТВ, которое уже тогда начинало требовать к себе повышенного внимания.
ФРГ 1974. "Telstar Durlast". Впервые без технических изменений, только смена названия. Существенным недостатком этой модели, было то, что кожа впитывала влагу, что в современные дни просто невозможно представить.
Аргентина 1978. "Tango". После небольшого "застоя", новый шаг вперед. 20 идентичных пятиугольников правильной формы, которые образовывали 7 белых кругов с черными краями. Дизайн отметил эпоху в последующие 20 лет. Мяч все еще делался из натуральной кожи и сильно впитывал влагу.
Испания 1982. "Tango Espana". Без изменений в дизайне и технологии.
Мексика 1986. "Azteca". Первый синтетический мяч. Внешнее оформление было выполнено с национальным орнаментом Мексики. Значительно увеличилось сопротивление влаге. Кроме этого, значительно улучшилась траектория полета мяча и сила удара, за счет повышения упругости.
Италия 1990. "Etrusco". Полиреутановый слой сделал мяч абсолютно водонепроницаемым. Для многих экспертов, футболистов и болельщиков, один из лучших в истории. Им играли также на ЧЕ-92, и ОИ-92, не говоря о многочисленных чемпионатах в различных странах.
США 1994. "Questra". Новое техническое изменение. Сверху на мяч был нанесен слой полиэтиленовой пены, что сделал мяч более легким для дриблинга. Увеличилась скорость полета мяча.
Франция 1998. "Tricolore". Небольшие изменения в верхнем слое пены. Но самое главное, что мячи перестали производиться в Европе и стали привычны надписи "Сделано в Китае, Таиланде….". С появлением этого мяча можно сказать, что кануло в прошлое эпоха классического мяча и настало время "современного" и ничего больше.
Корея – Япония 2002. "Fevernova". Самое большое изменение в техническом плане, со времен появления "Танго". В этом мяче использовалась резиновая пена. Изменен и внешний дизайн, в который добавили азиатского колорита.
Германия 2006. "Teamgeist". В переводе означает "Командный дух". Изменена форма заготовок, и сократилось их число до 14, что позволило уменьшить количество соединений и улучшить характеристики мяча.
ЮАР 2010. "Jabulani", что означает "праздновать, отмечать". Абсолютно круглая форма, благодаря своим 8 заготовкам в 3D.
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги