Фотографы Великой Отечественной войны
Они знали войну в лицо и не стеснялись в его выражениях. Они без прикрытия стреляли из оружия, которое убивало… сомнения в своей правдивости. Они сражались и не слышали взрывов и канонады, чтобы мы увидели ОБЪЕКТИВную войну.
Она стала, пожалуй, самым ярким символом Великой Победы. И уже мало кто вспомнит, что когда верили и надеялись, вся хроника Красной Площади была еще черно-белой. Ведь сразу после первых солдатских шагов по этой брусчатке в бой вступил ещё один фронт. Сотни фото- и кинорепортеров. Они тоже не уходили с передовой, они тоже передергивали затвор, и они тоже воевали... за еще не свершившуюся историю.
– Во время боя так снимается, чтобы уцелеть самому, чтобы снимки получились, и сам жив остался, – рассказывает фронтовой фотокорреспондент Александр ДИТЛОВ. – Это страшный риск, потому что очень часто в открытую человек подымается, не ползет где-то между пнями, а в полроста, а то и в рост. Там всё время: и днем, и ночью кажется, что бой идет.
Александр Дитлов о той войне до сих пор рассказывает в настоящем времени. Ведь все годы Великой Отечественной ему позировала смерть. Пожилая женщина на крыльце разрушенного дома, кажется, и не заметила фронтового фотографа. Истощенная до предела, она даже не могла говорить. Дитлов буквально летит за врачом… Поздно. В объективе отразились последние минуты жизни. Она дождалась освобождения своего города...
Фотографии из боевого эпицентра, где видно – объектив слепнет от дыма – Дитлов нарекает «обычными снимками». Портрет войны он снимал, кажется, со всех ракурсов, но неизменно – глазом железного Феликса.
– У меня был распространенный в то время фотоаппарат ФЭД: Феликс Эдмундович Дзержинский, – рассказывает Александр ДИТЛОВ.
– Это было снято в Каунасе после боя. Каунас был освобожден. В одном из дворов я увидел эту несчастную девочку: все силы потеряла и заснула на случайном столе во дворе, – вспоминает фронтовой фотокорреспондент Александр ДИТЛОВ.
Александр Сергеевич сетует: единственное, чего не хватает этому снимку, – взгляда его главной героини. Больше шестидесяти лет фотограф мечтал узнать о её судьбе.
А вот фотография совсем другой девушки, по сути, изменила и войну, и мир Алексея Рязанова. Он командовал дивизионом легендарных «Катюш», но куда чаще произносил вовсе не это женское имя. Его Эльза служила в медсанбате, и даже находясь за десятки километров, лечила душу любимого…своей улыбкой. Она всегда была с ним, в миллиметрах от сердца…
– Фотографии носили в гимнастерке, в кармашке... Её фотография была всегда со мной, – рассказывает ветеран Великой Отечественной войны Алексей РЯЗАНОВ.
И когда, казалось, не то, что любовь, жизнь, отсчитывала секунды, у молодого командира оставалось то, что не мог отнять ни один выстрел и ни один враг. Он не раз полушепотом прощался с глазами самого близкого человека.
Алексей Васильевич вспоминает, как уже под занавес Великой Отечественной возлюбленная вдруг объявила войну черно-белой классике. В таком долгожданном конверте вдруг оказался настоящий фотомонтаж… ручной работы.
Но после Победы ему предстояло выдержать еще одно сражение. За сердце любимой. В 45-м Алексея отправляют на Дальний Восток, Эльза остается в Ленинграде. И по сути все, что у него остается, – те самые фронтовые фотографии и надежда на личный блицкриг. Молодой человек отправляет телеграмму, пропечатывая всего несколько слов: «Вызывайте Эльзу, выехал за ней человек».
У неё – работа в освобожденном городе, у него – бытовая неустроенность и служба в амурском поселке. О переезде к Алексею Эльза даже не думала: просто бросила всё, и переехала…
Их общую историю, которая фактически началась с двух-трех военных фотографий, судьба не переписывала больше пятидесяти лет. Сегодня Эльзы Петровны рядом с её Алексеем уже нет. Но он по сей день хранит пожелтевшую телеграмму и снимки, которые, казалось, согревали в окопе и хранили в бою…
В 43-м фотографии горели вместе с людьми, которые с них же улыбались. Каратели появились настолько внезапно, что было не то, что не до семейных архивов – самим бы спастись. Почему её мама, рискуя жизнью, кинулась выносить фамильные портреты, для Анны Афанасьевны до сих пор загадка.
– Фотографии, наверное, только наша мама и спасла: больше никто. Все погорели в домах, и фотографии – всё! Это мама на улицу подушки вынесла, в подушки заткнула, – вспоминает ветеран Великой Отечественной войны Анна БРАТКОВСКАЯ.
В том пожаре погибли сорок два человека. И ещё не один день в гробовой тишине над пепелищем летали перья. Кроме фотографий, в огне ничего не уцелело.
Получилось, что мама Анны Афанасьевны, словно, предвидев, позаботилась о памяти для грядущих поколений. Ведь нашли уцелевшие семейные снимки, когда хоронили… почти всю семью…
Черно-белые хранители истории прошли войну вместе с людьми. Пожар, лесные шалаши, землянки. Тогда, после зарева 43-го, узнав, что родных больше нет, она и смотреть не хотела на эти фотографии. Теперь – насмотреться не может. Уже больше шести десятилетий безмолвная бумага – её единственная возможность взглянуть им в глаза.
За то, чтобы в будущем знали и помнили обо всех ракурсах той войны, сотни фотокорреспондентов, заботясь о мировой, вычеркивали главы из своих историй. Гибли за события, гибли за кадры, оставляя собственной жизни – общий план
– Это было настолько давно, и об этом не то, что трудно, а даже не хочется особенно вспоминать. Таких как я много ж было – это я уцелел, а сколько же убивало журналистского брата. Они лезли вперед: скорей-скорей что-то узнать. За этим они лезли в самую гущу, много погибли из-за этого, – вспоминает фронтовой фотокорреспондент Александр ДИТЛОВ. – Вначале гибло больше, чем потом, потому что меньше умели. Потом уже научились, и прятаться, и обходить и, главное, коллективно действовать. Отвлекать. Кто-то отвлекает, а ты работаешь. Война...
Увидеть, забыть о смертельной опасности и в полный рост ради одного снимка бросаться в автоматный вихрь. Но даже сфотографировать улыбку смерти было значительно меньше, чем полдела. Репортеру еще нужно было добраться до полевой лаборатории, а после – по кадрам расписать пленку и отправить в Москву, в фотохронику ТАСС.
– Проявлять очень сложно на фронте, потому что лаборатория не ждет нигде. Это надо приспосабливать помещения, находить темные комнаты – и все это быстро, – рассказывает фронтовой фотокорреспондент Александр ДИТЛОВ.
Для Александра Дитлова, на удивление, как он сам говорит, «легкой», оказалась съемка с разведчиками: запечатлеть то, о чем будут докладывать командованию. Куда сложнее было не видеть результатов своей работы. Фотографии печатали в Москве, вдали от передовой, но даже после войны сотни своих снимков рисковавший ради них жизнью Дитлов, так и не увидел. В победном 45-м на пути из Берлина в Москву у него украли весь чемодан с негативами.
Он признается, что иногда все же не лез на рожон: если в сумке лежала уже отснятая пленка, которую на фронте берегли, пожалуй, больше, чем себя. Ведь даже в свинцовом урагане у всех репортеров неизменно оставалось единственное укрытие – их творческая свобода.
А Николаю Яковлевичу одна маленькая фотография подарила целых пять минут свободы настоящей. Всего два щелчка фотоаппарата – и целый глоток вольной жизни. В соседнем концлагере девушки упросили охранников сделать для них снимок на память. Все понимали: каждый день их заключения может стать последним. Возможно, именно поэтому, женщины заплатили ещё за один снимок: ребят из бараков по соседству.
Кстати, сами охранники выдвинули пленным беспрекословное условие: на снимке должен быть непременно виден концлагерь, а потом и сами вдруг изъявили желание сфотографироваться вместе с советскими заключенными. Но это уже было не так важно. Ради этого снимка их буквально на пять минут вывели за колючую проволоку.
На фотографиях ещё не выцвел список людей, с которыми Николай Яковлевич пережил фашистский плен. И точно так же у тысяч очевидцев, детей и внуков войны четким почерком и сегодня прописана надежда на снимки времен сороковых.
– Когда присылает заявитель письмо с приложением фотографии, это играет большое значение, – считает начальник службы розыска Белорусского общества Красного Креста Елена ДАШКЕВИЧ. – Безразлично относиться нельзя: когда видишь фотографии, когда видишь людей того времени, когда перед тобой глаза человека, который погиб, который пропал без вести, естественно, это не проходит просто так, естественно, ты проникаешься и очень хочется найти!
В прошлом году из более, чем двух тысяч писем с просьбами разыскать родных, пропавших без вести, почти 75% отозвались эхом Великой Отечественной. И тут именно фотографии зачастую решают всё.
Семью его дедушки и бабушки еще до войны сослали в глухую деревню под Кемерово. И уже в начале Великой Отечественной там же обосновываются несколько репрессированных семей из Польши. Дядя Владимира Макарова без памяти влюбляется в Хэлю Дродж. Вскоре у них рождается дочка, с которой мать возвращается в Польшу. Отца девочки за семьей просто не выпустили.
– Дядя Лёша хотел, конечно, поехать с ними, но его не пустили – очень сильно переживал. Неделю отказывался есть. Ограничили его в переписке. Оборвалась связь о семье Дродж, – рассказывает Владимир МАКАРОВ.
Вся его надежда отыскать двоюродную сестру уместилась в маленьком снимке. Они даже никогда не виделись, а прошло – больше шестидесяти лет.
– Списки репрессированных не велись – учитывались, допустим, военнопленные, узники концлагерей, а ссыльных никто не учитывал, а фамилия Дродж, как я понял, – это что в России Ивановых искать, – говорит Владимир МАКАРОВ.
– Вот наши папки, здесь стоят розыскные дела – очень интересное дело у нас есть. Ищет сестру, прислал фотографии, приложил к своему письму – вот это Казимира маленькая слева, вот это её мама и она на руках, а это её папа, – рассказывает начальник службы розыска Белорусского общества Красного Креста Елена ДАШКЕВИЧ
Фотографии, по которым надеются разыскать сестру Владимира Макарова, отправляют в польский Красный крест. Но предупреждают сразу: время уже сыграло против.
– Прошло уже очень много лет после. Те, которых разыскивают, тоже не молодые. Сказать, что каждое второе дело сегодня заканчивается положительным результатом, я не могу, – говорит начальник службы розыска Белорусского общества Красного Креста Елена ДАШКЕВИЧ.
На снимках Казимире нет еще и двух лет. Но это было тогда, в сороковых. Сегодня в этой истории уж слишком много знаков вопроса. Неизвестно, вернулись ли они с мамой именно во Вроцлав, где жили до войны, неизвестно, не сменила ли Казимира фамилию. Чего уж там, неизвестно, жива ли она…
– Захочет ли Казимира, будучи репрессированной Красной армией, переписываться с русскими родственниками? – говорит Владимир МАКАРОВ.
Уже с первого дня войны близких искали отнюдь не только по фотографиям. Люди выстраивались в очереди на документальные фронтовые фильмы и в каждом хроникальном кадре высматривали лицо родного человека.
– Они по два-три раза смотрели один и тот же фильм, потому что им показалось, что этот человек – их папа, брат, кто-то из близких родственников. Когда мы появлялись с камерой, каждый солдат, каждый офицер говорил: «Парень, сними, мои дома увидят, что живой». Так всегда было. Каждый кадр, снятый на войне – он самый тяжелый. Любой кадр, – вспоминает фронтовой кинооператор Семён ШКОЛЬНИКОВ.
Семён Школьников во время Великой Отечественной воевал в той армии, которая потеряла каждого пятого бойца за историю. Фронтовые операторы всегда оставались на передовой. Их никто не учил – просто не успели – как снимать в боевых условиях. Война оказалась самым требовательным и заведомо предвзятым преподавателем.
– Укрыться, но все равно из-за какого-то угла ты обязательно снимаешь – сверху, снизу, сбоку – ты обязательно снимаешь. И если кто-то ранен, то следующий продолжал снимать, если убит, то тоже продолжал снимать! Что-то все время грохочет, что-то стреляет. Уже не обращаешь внимания, привыкаешь ко всему. Даже своих шагов не слышишь, когда идешь, – вспоминает фронтовой кинооператор Семён ШКОЛЬНИКОВ. – Снимали наступление пехоты... Огонь... Я оказался возле снарядной воронки, плюхнулся туда и начал снимать, в это время налетели самолеты немецкие… Это было я вам скажу, страшно. С этого места уйти было невозможно уже, а оставаться здесь тоже было небезопасно. Вот это было самое страшное.
Семён Семенович признается: когда смерть, казалось, заглядывала в душу с той стороны объектива, его спасала, как ни странно, песня про «Валенки». Пел он её и во время боевого вылета с летчиками штурмовой авиации. Оператора пустили на место стрелка-радиста с единственным условием: если в поле зрения окажется фашистский истребитель – никакой съемки, только – стрелять по противнику. Но Школьников включает камеру и забывает обо всем… Он только после посадки увидел, что хвоста их самолет разлетелся на куски.
– Когда мы договаривались о полете, всё можно было говорить, но когда ты уже летишь и забываешь обо всем… Я вообще человек жадный был до съемок: ассистенту никогда почти не давал снимать, у меня камера всегда была в руке, я всегда считал: камера у меня в руке – я выполняю какую-то сверхъестественную миссию, – рассказывает Семён ШКОЛЬНИКОВ.
Передавать пленку в Москву нужно было так же оперативно, как и фиксировать происходящее. Каждый вечер, возвращаясь с очередного задания, операторы тут же, даже не ужиная, доставали «бобышки», обматывали изолентой и писали детальный монтажный лист.
В сороковых здесь была Московская студия документальных фильмов, и именно сюда первым дело с фронта слетались, пожалуй, самые объективные военные летописцы. Пока в лаборатории работали с пленкой, фронтовые операторы любили собираться здесь, на этой лестнице. О войне здесь, кстати, почти не говорили. Все и так знали: буквально день-два, и они снова увидят войну. Крупным планом.
Сегодня в этих стенах – Православный университет. Символично. Во время войны пленку сюда тоже привозили с верой. Что отснятый материал наконец перестанет быть хроникой настоящего, а на их лестнице не станет больше свободных мест… Здесь делились новостями, здесь же узнавали о смерти коллег. Семён Школьников в той войне потерял боевую подругу. Она тоже была оператором…
– Она была ранена миной в живот, мы уже знали, что это гибель, и она знала. И она просила, чтобы партизаны пленку и киноаппарат, если они доберутся до Москвы, передали всё это на киностудию, вот сюда – Центральную студию документальных фильмов, где мы сейчас снимаем, – вспоминает Семён ШКОЛЬНИКОВ.
Операторы съезжались сюда несколько раз в год. Первое, конечно, сдать пленку, потом – договориться насчет ремонта камеры и попытаться разыскать лучший объектив. Ведь бойцы документального фронта были вооружены далеко не самым лучшим оружием. Камер не хватало. Снимать на войне Семён Школьников вообще начинал списанным аппаратом.
– Чтобы снять широкий угол – вынимаю его, ставлю длинную оптику, а на фронте это всё занимает секунды, но эти секунды – самые дорогие. У нас ведь экспонометров не было: мы работали на интуиции. Снег идет – одна диафрагма, солнце светит – другая диафрагма, но какая? Это нужно было просто интуитивно определять, – вспоминает фронтовой кинооператор Семён ШКОЛЬНИКОВ.
Спасало ещё и то, что до войны молодые операторы, работали, что называется, «на подхвате» именно такими камерами. Семён Школьников вспоминает, как не понимал, зачем их учат на скорость перезаряжать пленку и как не раз, делая это под обстрелом, в мыслях благодарил своих учителей…
Он единственный из всех фронтовых операторов трижды забрасывался в партизанские отряды. Днем снимали, ночами – выносили раненых. И единственное, о чём сегодня сожалеет Семен Школьников, – слишком мало смотрели в объектив на мирную военную жизнь. Как брились, штопали, писали письма. Ведь тридцать метров той пленки – всего минута экранного времени. И были в его войне шестьдесят секунд, которые Школьников не может забыть больше шестидесяти лет. Он переходил мост с партизанами. Уже на полпути увидели, что один из проемов взорван. За спиной – немцы, которым ни в коем случае нельзя оставлять технику. В отряде принимают решение: пустить танк, который тоже шёл на противоположную сторону, под откос.
– И вот теперь представьте себе: у меня камера, тридцать метров пленки – я специально зарядил, завод пружины тянет 15 метров плёнки, то есть половину кассеты. За половину кассеты танк должен упасть в воду – это полминуты, – вспоминает Семён ШКОЛЬНИКОВ. – И вот камера моя работает, танк идет под откос, ударяется об какую-то глыбу, переворачивается, опять летит уже по воздуху, а у меня мысль: «А хватит ли этих 15 метров?» Знаете, я никогда в жизни, наверное, так не переживал, как в этот раз: хватит ли у меня пленки? И танк летел, ударился о воду, пробил толщу воды. Когда вода опала, ещё какую-то секунду поработал аппарат, и остановился. Большего счастья у меня, наверное, никогда не было!
Александр Сильвашко не снимал историю, а сам стал ей, благодаря одному единственному снимку. Он – участник легендарной встречи союзных войск на Эльбе. Тот самый советский солдат, жмущий руку американскому коллеге по фронту.
– Несмотря на то, что армии – двух государств: капиталистического и социалистического, мы встречались как родные братья по Победе над фашизмом, – вспоминает события тех дней ветеран Великой Отечественной войны Александр СИЛЬВАШКО.
Три часа дня. Советские солдаты и американский патруль пока, сами того не зная, идут навстречу друг другу. Лейтенант Робертсон направляется со стороны церкви. Встретившись, они говорили на одном и одновременно на разных языках. Сильвашко не знает английского, Робертсон никогда не изучал русского. И все же советский солдат начал исторический диалог первым.
– Трудно мне сегодня вспомнить, что именно я говорил. Но я говорил, что мы представители советской армии, что мы держим с вами тесный контакт ради того, чтобы, собственно, иметь те достижения, за которые мы боролись, – вспоминает ветеран Великой Отечественной войны Александр СИЛЬВАШКО.
Александр Сильвашко уверяет, что даже не заметил фоторепортера, который снял легендарный кадр. Он и сам не сразу увидел этот снимок. Зато почти сразу услышал версии, о том, что встреча была постановочной.
– Боже упаси! Много таких вопросов, что это как бы подделано! Это не подделано!!! Это был момент именно той встречи, – негодует Александр СИЛЬВАШКО.
Кстати, сам Робертсон долго считал, что Александра Сильвашко уже нет в живых. А тот преспокойно работал директором школы. Когда жизненная справедливость, наконец, восстановилась, они снова встретились. На том самом мосту. Который, со временем, перестроили.
Сегодня Александр Сафронович – единственный живой свидетель и участник легендарного рукопожатия. Он стал почетным гражданином города Торгау, близ которого и состоялся союзный диалог. А один, маленький, черно-белый снимок фактически изменил всю его жизнь.
– Меня в Праге узнавали, узнавали в Чехословакии, узнавали в целом ряде других государств, – вспоминает Александр СИЛЬВАШКО. – На улице здоровались, и даже были такие случаи, что мне всовывали подарки в руках.
Они пережили войну и, к сожалению, тех, кто вершил и сохранял для нас же победную историю. Километры пленки на фронте стоили сотен жизней. Фотографы проявляли события, когда смерть ослепляла, как вспышка, операторы под прицелом перезаряжали пленку, абсолютно забывая, что в следующую секунду могут снять кадр всей жизни. Это наша, созданная под пулями объективная история, которую мы должны помнить…во всех ракурсах.
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги