Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

Неизвестные факты о битве на Дону

04.05.2010

Телекомпания НТВ совместно с «Российскими железными дорогами» продолжает акцию «Истоки победы». В специальном вагоне наши корреспонденты едут по линии фронта, какой она была в 1942–1943 годах. Накануне 9 Мая, когда принято вспоминать о финальных днях войны, мы рассказываем о том, как начинался долгий путь к Победе.

Сегодня — пятая серия, посвященная Воронежу. Корреспондент НТВ Ольга Чернова узнала о секретной гитлеровской стройке № 1, выяснила неизвестные факты о битве на Дону и вместе с поисковиками установила еще несколько фамилий советских солдат, считавшихся пропавшими без вести.

Масштабность боев в междуречье Волги и Дона требовала от Германии увеличить поставки солдат и оружия на фронт. Захватив часть Воронежа и области, немецкие войска не смогли взять узловую железнодорожную станцию Лиски, рельсовый путь на юг для них был закрыт. Гитлер принимает решение строить железную дорогу в обход.

Немецкие войска, окружив советские дивизии в районе Харькова, начинают проводить операцию под кодовым названием «Блау». Район наступления — от Воронежа на юг: Ростов — Сталинград — Кавказ. В Воронежскую область гитлеровцы согнали более 100 тысяч военнопленных.

Страшная находка на окраине хутора Сибирский подтвердила рассказы местных жителей о том, что во время оккупации здесь был концлагерь. Анатолию Науменко в 42-м было пять лет. Он с сестрой тайком бегал кормить узников картошкой. Рассказывает, что пленных гитлеровцы содержали в коровнике, с утра до ночи гоняли на строительство «Берлинки», как в народе прозвали засекреченную немецкую стройку № 1.

Анатолий Науменко, житель хутора Сибирский: «Если он что-то не выполнит, могилу сам для себя копает, стреляют в него. Вот они эти одиночки».

Рядом с одиночными могилами расстрелянных солдат поисковики нашли яму с обгоревшими останками 400 советских бойцов.

Евгений Чулков, член воронежского поискового объединения «Дон»: «Очень много здесь хромовых сапог. Мы думаем, в этом бараке были одни офицеры».

В сентябре 1942 года венгерские солдаты устроили массовую казнь. В рассекреченных документах областного госархива об этом факте расправы сообщается так: «Из горевшего барака пленные кинулись к дверям, но путь преградили венгерские охранники, которые стали стрелять в толпу. Трупы завалили вход. Погибли 447 человек».

В районе строительства железнодорожной ветки немцы организовали 14 концлагерей. Бывшие конюшни, свинарники фашисты огородили колючей проволокой и загнали туда почти 30 тысяч советских солдат и офицеров. Сейчас от гитлеровской дороги остались только насыпи и многокилометровый яр. Но можно представить, как она выглядела 68 лет назад.

В селе Гнилое сохранился немецкий бункер. Здесь семь комнат. В бункере размещался пункт управления стратегически важным участком железной дороги. Отсюда фашисты должны были контролировать прохождение эшелонов на Сталинград.

Клавдия Менжулина, жительница села Гнилое: «Вспоминаю и плачу. Боже мой, яки ж страсти!»

Для Клавдии и Иосифа Менжулина война — это ужасы концлагерей. Они были школьниками и вместе с родителями помогали нашим бойцам бежать из плена. Солдаты были сильно истощены, и многих спасти не удалось.

Клавдия Менжулина, жительница села Гнилое: «Землю так руками хватали и до рта не могли донести, рука падает. Тут бабки поднесли ему кислое молоко, а он все уже, кончился».

Механизатор Иосиф Менжулин из части комбайна и доилки соорудил памятник погибшим в концлагерях у хутора Пахолок. По его словам, на этом поле немцы закопали почти 2 тысячи наших солдат.

Иосиф Менжулин, житель села Гнилое: «Обидно. Пришлось самому ставить, никто ж не вспоминал ничего».

В советское время вспоминать о военнопленных было не принято, ведь Сталин объявил их предателями. Из архивных документов следует, что на строительстве дороги пленных заставляли работать по 12 часов в сутки. Кормили просом с водой, в виде подачки варили протухшую конину. Над советскими солдатами проводились медицинские опыты. Ежедневно только в одном лагере от голода и болезней умирали до 50 человек.

По свидетельству местных жителей, на протяжении 35 километров скрыты останки тысяч советских солдат и офицеров. Военнопленных, умерших во время строительства железной дороги, фашисты приказывали закапывать на месте или бросать в возводимую насыпь.

Среди эксгумированных останков поисковики нашли 15 медальонов. В одном лежало перо от ручки, большинство оказались пустыми, только пять — с анкетами. Пока удалось прочитать четыре фамилии. Это рядовые Григорий Рябинин, Иван Глухов, Захар Бандурка, Горат Астросян. В архиве Министерства обороны они значатся без вести пропавшими.

Михаил Сегодин, руководитель поискового объединения «Дон»: «Этот прецедент поднятия концлагеря говорит о том, что очень много еще неоткрытых пятен. Это первый лагерь, который поднят в Воронежской области».

К началу 43-го «Берлинка» была готова, но стремительное наступление наших войск разрушило планы Гитлера. Отступая, немцы взорвали железную дорогу. Мамед Джибраилов вспоминает: его стрелковая дивизия ворвалась в Воронеж ночью 24 января. В горящем городе, превратившемся в руины, в 30-градусный мороз было жарко.

Мамед Джибраилов, ветеран Великой Отечественной войны: «Кругом мины рвутся, снаряды, бомбежка… Волосы дыбом стоят… С ума сойти можно!»

Битва за Воронеж длилась 212 дней и ночей. Площадь боевых действий составляла 45 тысяч квадратных километров.

Сергей Филоненко, доктор исторических наук: «Острогожско-Россошанская операция вошла в историю как Сталинград на Верхнем Дону. 86 тысяч пленных солдат и офицеров за две недели — это колоссальные цифры».

Ночью 9 мая 1945 года дивизия Мамеда Джибраилова стояла под Прагой, когда вдруг началась стрельба.

Мамед Джибраилов, ветеран Великой Отечественной войны: «Мы думаем: в чем дело, что случилось? Выскакиваем, а все обнимаются, целуются. Победа! Победа!… Поверить не мог я».

Следующая остановка нашего поезда — Следующая остановка нашего поезда — в Самаре. Корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг побывал в знаменитом бункере Сталина и узнал, почему город, до которого так и не дошла линия фронта, внес немалый вклад в Победу.

Смотрите репортаж в четверг, 6 мая.

Предыдущие остановки поезда были в Мурманске, Пскове, Ржеве, Курске.

Телекомпания НТВ ищет родственников солдат, чьи личности были установлены во время съемок акции «Истоки Победы». Просьба писать на электронную почту Poisk@ntv.ru.

Источник: http://www.ntv.ru/novosti/192221/
Все новости

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны