Век Врубеля
Михаил Врубель ушёл из жизни 14 апреля 1910 года в психиатрической клинике. Его лечащий врач, психиатр Ф.А. Усольцев, портрет которого написан Врубелем, сказал следующее: «Часто приходится слышать, что творчество Врубеля — больное творчество. Я долго и внимательно изучал Врубеля, и я считаю, что его творчество не только вполне нормально, но так могуче и прочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить… До тех пор, пока Врубель мог держать карандаш и мог видеть, он работал, выполняя не рисунки сумасшедшего, но произведения, относящиеся к шедеврам рисовального искусства»
Врубель Михаил Александрович (1856—1910)
Примечателен факт, что «умопомешательство» было как бы мистически предвосхищено — в 1885 году Врубель, по приглашению профессора Адриана Прахова занимался росписью Кирилловской церкви в Киеве, которая находилась на территории лечебницы для душевнобольных.
Андре Жид как-то сказал: «Писатель не желает увидеть, как лев ест траву. Он осознаёт, что один и тот же Бог создал и волка, и ламу, а создав, улыбнулся, «ибо увидел, что оба они хороши»» (эпиграф к роману Ч. Буковски «Фактотум»). В случае Врубеля можно сказать, что он увидел, как лама ест мясо. И «сошёл с ума». Доктор Усольцев говорил о том, что Врубель как человек был глубоко больным, но как художник он был абсолютно здоров. Искусствоведы же поражались, как могли эти двое ужиться в одном. Однако думается, что «художник» и «человек» — не равнозначны «по силе». Художник — потусторонен. Безграничен. Он может только включать в себя человека, но никак не быть с ним на равной ноге. Он может включать, подчинять, поглощать. Человек — время, художник — вечность. Безумие — вторжение вечности во время, попытка вечности подчинить время. Болезненный распад иллюзий — трудно сказать, безумие это или переход в иную жизнь.
На могиле Врубеля речь произнёс Блок. Он сказал: «У Врубеля брезжит иное, как у всех гениев, ибо они не только художники, но уже и пророки. Врубель потрясает нас, ибо в его творчестве мы видим, как синяя ночь медлит и колеблется побеждать, предчувствуя, может быть, своё грядущее поражение».
Михаил Врубель родился 5 марта 1856 года в Омске. Его дед по отцовской линии был хроническим алкоголиком, дед по линии матери — параноидной личностью, а сестра страдала от приступов меланхолии. Мать Врубеля умерла, когда ему было три года. Вскоре отец женился во второй раз. Отец был прусским поляком, — фамилия Врубель означает «воробей». Впоследствии имя Врубеля часто сопоставлялось с именем Андрея Рублёва, в частности, в романе В. Набокова «Дар» один из героев упоминает «фрески Врублёва». Когда Врубель «сошёл с ума», многие искусствоведы вздохнули с облегчением — фактом безумия объяснились «странности манеры письма», одержимость «демонической» темой. Как и Ван Гог, Врубель не был понят современниками. Потому что ушёл далеко вперёд. Его «безумие» оказалось быстрее его времени. Как и любой истинный художник, — он художник будущего.
Врубель начал ходить в 3 года, а рисовать — в 5. Отец заметил способности сына и отдал его в рисовальную школу. Также приглашался частный преподаватель. Врубель много читает, он замкнут, задумчив и в то же время весел, изобретателен в играх. Он — кумир всех девочек, что потом, безусловно, сыграет не последнюю роль в «восхождении к безумию».
Гимназию Врубель закончил с золотой медалью. В этот период он много рисует, при этом рисунки по большей части остаются незаконченными — воображение пылает. Это одна из особенностей — у художника будет много незаконченных картин. Некоторые работы он будет переписывать множество раз, например, «Демона» (поверженного) он дорисовывал, когда картина уже выставлялась. Демон трансформировался на глазах публики. Он как бы истончался, сбрасывал слои. Умирал для видимого мира, превращался в дух. И становился всё страшнее.
Врубелю было восемнадцать, когда он окончил гимназию и уехал продолжать образование в Петербург. Отец настоял, чтобы сын стал юристом. Врубель же мечтал стать художником, поэтому особенного рвения в учёбе не проявлял. «Выучившись», Врубель отслужил год «в армии», а в 1880-ом поступил в Академию художеств. Ему на тот момент было 24 года. В Академии он сразу привлёк внимание, во-первых, талантом, а во-вторых — фантастической работоспособностью. Он брал уроки у П.П. Чистякова и И.Е. Репина. Чистяков оказал сильное влияние на Врубеля своим аналитическим подходом к построению формы. Чистяков учил выявлять структуру предмета. Именно поэтому многие критики замечали, что картины Врубеля напоминают «скопления сросшихся кристаллов». Вообще, тяга к «кристаллизации» всегда была свойственна художнику — например, в детстве он любил подолгу рассматривать драгоценные камни.
Шёл четвёртый год обучения, когда Адриан Прахов, историк искусств и археолог, пригласил Врубеля на реставрационные работы в Киев, в уже упомянутую Кирилловскую церковь. Врубель не закончил положенные семь лет и уехал в Киев работать.
Первая композиция, которую художник создал в Киеве, называлась «Благовествующий архангел Гавриил». Он выполнил её на северном столпе триумфальной арки, следуя сохранившемуся с XII века общему контуру всей фигуры. Врубель замечательно справился с этой работой, благодаря феноменальной памяти и глубокому знанию древнерусского и византийского монументального искусства. Затем художник «реанимировал» две сложные композиции на северной и южной стенах: «Въезд Господень в Иерусалим» и «Покров Богородицы». Также в «киевский» период Врубель создал «Надгробный плач», «Воскресение», «Благовещение» и другие композиции.
Здесь же, в Киеве, Врубель влюбился в жену А. Прахова Эмилию Львовну, но был отвергнут. Друг художника К. Коровин спросил его: «Что это у вас на груди белые большие полосы, как шрамы?» Врубель ответил: «Да, это шрамы. Я резал себя ножом. Поймёте ли вы… Я любил женщину, она меня не любила… Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались».
Известен случай, когда Врубель «мистифицировал» смерть своего отца. Художник сказал, что его отец умер. Потом занял у всех денег и уехал, якобы в Харьков, а на следующий день его отец появился в Киеве. Художник никак не объяснил свой поступок. Вообще, склонность к мистификациям и перевоплощениям обнаружилась у Врубеля ещё в детстве. Он мог, например, очень искусно загримироваться под недавно умершего человека и тем самым вызвать испуг и недоумение у окружающих.
После любовной неудачи Врубель уезжает в Одессу, где начинает работать над «Демоном». «Религиозный период» закончился, проснулся демон истинного творчества. «Демон» — лейтмотив всего творчества художника, альфа и омега его безумия. «Демонов» всего три: «Демон (сидящий)», «Демон (летящий)» и «Демон (поверженный)». Первый «Демон» — начало сумасшествия. Наброски этой картины не сохранились. Известно, что Врубель показывал их К. Коровину, и тот «узнал сейчас же лицо знакомой дамы, совершенно неподходящее к Демону». Художник долго не мог забыть первую любовь, она неотвратимо, против его воли воплощается в картинах. Считается, что именно она заложила «первый кирпич» безумия. В 1890 году, в Москве, «Демон (сидящий)» был закончен. В этом же году, в городе Овер-сюр-Уаз умер Ван Гог. Как и великий голландец, Врубель (хоть и не столь радикально) прошёл «религиозный этап» и открыл самого себя, открыл ту дверь, за которой одиночество, огонь и сумасшествие. По поводу первого «Демона», сам художник «утверждал, что вообще «Демона» не понимают — путают с чёртом и дьяволом, тогда как «чёрт» по-гречески значит просто «рогатый», «дьявол» — «клеветник», а «демон» значит «душа»…» Вскоре после создания «Демона» (сидящего) Врубель получил заказ на иллюстрации к произведениям Лермонтова.
Осенью 1891—весной 1892 года художник находился в Риме вместе с семьёй мецената Саввы Мамонтова. Согласно данным, именно там он заболел сифилисом. Вернувшись в 1892 году в Москву, занимался частными заказами — лепил, рисовал панно и т.д. Также увлёкся декорационной живописью, театральным костюмом, постановками опер.
В 1896 году Врубель встретил любовь всей своей жизни — оперную певицу Надежду Ивановну Забелу и через несколько месяцев женился на ней. Период с 1896 по 1901 был, наверное, самым счастливым в его жизни. Врубель очень любил свою жену, был страстным поклонником её таланта, что не замедлило сказаться на его творчестве. Во всех мифологических образах на картинах этого периода можно узнать черты Н. Забелы. Врубель с женой много выезжали и «кутили напропалую». За эти счастливые пять лет художник создал такие картины, как «Пан», «Богатырь», «Царевна-лебедь», «К ночи», «Сирень». Также было написано много портретов, в том числе, замечательный портрет Н. Забелы. В 1899 году создан «Демон» (летящий). А в 1901 «счастливый период» заканчивается. В августе этого года углем был нарисован «Демон» (поверженный).
В сентябре 1901 года у Врубеля родился сын с заячьей губой. Художник стал раздражительным, беспокойным, возбуждённым. У него начинаются приступы тревоги. В начале 1902 он создаёт «Портрет сына».
10 февраля 1902 года 46-летнего Врубеля помещают в психиатрическую лечебницу 1-го Московского университета. «При поступлении Врубель был беспокоен, возбуждён, сексуально расторможен. Высказывал бредовые идеи величия: он — император, пьёт только шампанское. Он — выдающийся музыкант, его голос — хор голосов. Поставленный диагноз «прогрессивный паралич» был подтверждён неврологическим обследованием и, согласно принятым в то время методам лечения, Врубель стал получать препараты ртути».
Постепенно состояние художника улучшилось, и весной 1903 года он был выписан из клиники.
Через некоторое время сын Врубеля умер от менингита, что вызвало обострение болезни. «Возникло тяжёлое депрессивное состояние с бредом самообвинения, отрицания и греховности. Врубель видел и чувствовал, как его пытают, казнят, сажают в тюрьму; утверждал, что у него нет ни рук, ни ног, что он опозорил семью, что его жена умирает от голода».
В начале 1904 года наступило улучшение, и художник был переведён в частную клинику доктора Усольцева.
В марте 1905 болезнь вновь дала о себе знать. Врубель был госпитализирован. «Во время этой госпитализации Врубель утверждал, что жил во все века, видел, как в Киеве в конце первого тысячелетия закладывали Десятинную церковь. Рассказывал о своём участии в постройке готического собора. Утверждал, что вместе с великими мастерами Ренессанса расписывал стены Ватикана. В этот период он рисовал всё, что попадалось ему на глаза. Часто на один и тот же лист наносил с молниеносной быстротой рисунок за рисунком».
В феврале 1906 года Михаил Врубель ослеп. Сестра художника говорила, что «с потерей зрения, как это ни кажется невероятным, психика брата стала успокаиваться».
В феврале 1910 года Врубель заболел воспалением лёгких, и 14 апреля скончался. В нынешнем году исполнилось 100 лет со дня его смерти.
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги