Военные хроники семейных архивов
«Коля! Друг! Вспомни отпуск в Ростове!» ...Такие простые, такие задушевные слова, и дата под старой фотокарточкой - весна 1946-го. Дорога до этого первого послевоенного отпуска выдалась долгой - годы сражений, разлук, похоронок... Только вера в Победу, вера в себя и своих товарищей, свою семью и свою страну помогала держаться и с честью и мужеством выносить все испытания, выпавшие на долю каждого в то время. «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой» - так сказал поэт, и эти слова верно передают масштаб событий тех лет.
Готовясь отметить 65-ю годовщину Победы, мы снова вспоминаем историю. А история начинается с малого - с летописи собственной семьи. В этом убеждены и члены Мурманского родословного общества, которые в преддверии большой даты открыли в одном из залов областной научной библиотеки выставку, посвященную военному времени. На ней представлены документы из личных архивов северян: фотографии, в том числе и та, о которой говорилось выше, письма с фронта, вещи солдат.
Экспонаты предоставили одиннадцать мурманских семей. Их родственники во время Великой Отечественной оказались в самых разных уголках большой страны. У кого-то, например, как у Риты Лопинцевой, родня всю войну пробыла в Заполярье, мужчины сражались в наших сопках и скалах. Кого-то лихолетье застало в средней полосе, кого-то на юге. Везде было одинаково тяжело - Сталинград, Ростов, Курск, Харьков... Теперь эти города овеяны героической славой, ведь именно там развернулись самые отчаянные бои.
- Это фотоальбом, принадлежащий моему отцу Николаю Столярчуку, - Ольга Колтун держит в руках солидный фолиант с черно-белыми карточками. - В 1941-м он жил в Ростове-на-Дону, окончил школу. 22 июня у них, как у ребят по всей стране, был выпускной - пришел домой под утро, лег спать. А проснулся, точнее, бабушка разбудила, уже совсем в другой реальности - на войне. Отправился в летную школу, потом попал на фронт. Из их дома воевать ушли трое - два брата, соседи, и он. В письмах мой отец рассказывал, что ему удалось узнать о судьбе земляков, в частности, писал, что старший, Иван Данилов, пропал без вести.
- А вот здесь, - Ольга показывает на лист альбомного формата в соседней витрине, - учетная карточка Ивана, заведенная в немецком концлагере. На ней дата смерти - август 1942 года, отпечаток пальца, фото. В то время ему было 33 года, на снимке же выглядит глубоким стариком. Он попал в плен во время операции под Харьковом, там из-за ошибок командования в окружении оказались 240 тысяч наших бойцов. Многие погибли, многие оказались в плену и умерли в лагерях. Карточка Данилова хранилась в немецких архивах, а его семья долгие годы считалась семьей врага народа - ведь он пропал. Документ нашли только два года назад.
Отец Ольги, отвоевав, вернулся домой. Так же как и один из ее дедов, Дмитрий Тихановский. Он был топографом - специальность очень востребованная во время военных действий. На одном из снимков можно увидеть, как отряд под руководством Тихановского отправляется на топографическую съемку. Самое начало войны - 27 июня 1941-го. Повоевать пришлось недолго: осенью немцы почти вплотную подошли к Москве, и в страшном котле под Вязьмой оказались блокированы танками Гудериана огромные части Красной Армии. Более полумиллиона человек попали в плен, не избежал этой участи и Дмитрий. В столице началась паника, спешно закрывались предприятия. В трудовой книжке - тоже экспонат выставки - запись: уволен в связи с эвакуацией из Москвы 16 октября 1941 года. А ниже вторая - восстановлен на работе 23 октября 1941-го. Всего неделя потребовалась, чтобы справиться с паникой, наладить работу предприятий, перевести весь ритм жизни на военный режим.
Но судьбу солдат это, конечно, не облегчило. Тут каждому приходилось проявлять все возможное мужество и отвагу. Дмитрий Тихановский из плена бежал, оказался в партизанском отряде, потом как немецкий пленный - в нашем фильтрационном лагере. Его судьба могла бы сложиться совсем печально, однако подоспел приказ Сталина, чтобы всех бежавших из плена, но ставших партизанами, вновь отправлять на фронт. Тихановский прошел всю войну, освобождал Варшаву. Ольга Колтун рассказала, что, вспоминая то время, он говорил: «Много раз приходила мысль, что домой не вернусь, погибну». Но выжил, а из жизни ушел два года назад.
Каждая судьба - как книга, как роман. Год шел, наверное, за десять... Было все - и горе, и слезы, и радость тут же, рядом. На деда Игоря Бронникова, который сейчас возглавляет родословное общество, близким пришла похоронка. Максим Бронников воевал на Курской дуге, где погибло множество солдат. Дочь Валя писала отцу по нескольку раз за неделю... Может, именно ее любовь уберегла родного человека? Он вернулся домой уже после войны, пройдя немецкий плен и тяжелые испытания, но живой...
Как рассказал Игорь Бронников, сбор материалов для создания семейного архива - дело серьезное, требующее времени и внимания. С помощью Интернета работать стало полегче, ведь многие данные оказались более доступны. Для того чтобы разобраться в датах, сравнить географические названия, приходится обращаться к энциклопедиям, историческим трудам, иногда отправлять запросы в государственные архивы и за границу.
- Но самый главный источник информации - ваша родня, семья. Пока живы бабушки, деды, спрашивайте их об истории рода, - призывает Игорь Бронников. - Этого живого общения ничто не заменит. А потом уже можно начинать поиски в других источниках. Я, например, свой род проследил с конца шестнадцатого века, хотя вовсе не историк по образованию, а инженер-океанолог. Сейчас наше общество объединяет около тридцати человек, приходит в него и молодежь. В последние годы интерес к собственным родословным вообще начал расти, и к нам в общество нередко обращаются за помощью - с чего начать, как действовать. Всем советуем начинать с семьи - это то, что мы должны помнить и знать, и память о чем необходимо нести дальше, нашим потомкам.
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги