Верхнесысертская история
В прошлом году Верхней Сысерти исполнилось 160 лет. Это событие прошло незамеченным общественностью. А мне хотелось бы немного напомнить об истории родного поселка.
В 1849 году Верхний завод дал первую продукцию – полосовое железо. В 1854 году на заводе установили прокатный стан для выработки сортового железа. Завод ежегодно выпускал до 400 тысяч пудов сортового железа. Готовую продукцию, в основном, вывозили в зимнее время на лошадях в Екатеринбург.
Кроме «мастерков», занятых на «огненных» работах заводу требовались дроворубы, углежоги, возчики и другие.
Основные специалисты были привезены из Сысертского и Полевского заводов. Они же и стали первыми поселенцами. Широко использовался труд приписных крестьян.
При заводе был выстроен поселок на 36 домов. Некоторые из них сохранились до настоящего времени. К примеру, администрация поселка и библиотека находятся в домах купцов братьев Кармановых.
Движущей силой заводского оборудования была вода. Плотина была построена на слиянии двух рек – Южной и Северной Сысерти.
На работу подвозили сысертских летом на барже, а с 1891 года – на пароходе.
Владелец завода Турчанинов отказался от услуг иностранных специалистов. Весь состав распорядителей был из простых заводских людей, получивших здесь техническое образование.
До сих пор в поселке сохранились фамилии первых поселенцев: Достоваловы, Потоскуевы, Талаповы, Кадочниковы, Печерские, Емельяновы, Паздниковы, Сабуровы…
Мой дед по материнской линии Григорий Шапошников был привезен из Полевского завода. Прадед по линии отца Федор Андреевич Сабуров – переведен из Сысертского завода. Они оба работали на заводе мастерами. И у того, и у другого было по 8 детей. У моего деда, Андрея Федоровича, было 4 сына и 5 дочерей.
Все наши родственники, естественно, работали на заводе. Других предприятий в поселке не было.
Завод закрыли в начале 20 века. В Сибири и на юге страны были построены более мощные современные заводы. Наш стал не нужен.
В начале пятидесятых годов ХХ века в здании заводского корпуса была смонтирована электроподстанция на 35 киловольт, а также здесь сохранились заводские мастерские, которые использовались прииском.
После закрытия завода работы в поселке почти не осталось. Рабочие разъехались или работали на сысертском заводе.
Были организованы старательские артели по добыче золота. Промывали его в речке Глубокая. Начали строиться шахты. Сысертские реки изобиловали золотым песком. Даже при работающих заводах во время кризисов занимались добычей золота. И это было выгодней, чем заводское производство.
Октябрьская революция положение в поселке не изменила. Колхоза здесь не получилось, но люди не бездельничали: находили работу на стороне. Женщины и дети занимались подсобным хозяйством.
В 1933 году была пущена шахта «Капитальная» от «Урал-золото». Поселок вновь ожил. Стали переселяться сюда из других мест, в частности, из Щелкуна. Кто-то приезжал и обустраивался основательно. А для временных построили бараки. Один из них до сих пор существует.
Открыли школу, построили детсад, магазин, столовую, в помещении церкви заработал клуб. Была проведена электрификация поселка, проведено радио. Для нужд шахты и населения организовали конный двор, на котором было до 50 лошадей.
Коллективизация обошла Верхнюю Сысерть стороной. Хотели обобществить скот. Вечером согнали в одно место, а на утро вся скотина разошлась по своим дворам. На этом все и кончилось. Раскулачивать было некого. Если и водились у кого излишки скота, то его вовремя убирали.
Старики рассказывали два забавных случая, которые могли бы повлечь репрессии. Платон Васильевич Кадочников употребил мат в отношении матери Сталина. Кто-то донес, приехали за ним из НКВД. Но он сумел убедить их, что хоть и матерно, но уровнял ее с божьей матерью. Побоялись его тронуть нквдэшники: подумали, вдруг себе дороже выйдет.
Другой случай с моим отцом произошел. Он узнал где-то, что настоящее имя Сталина - Сосо Джугашвили, ну и брякнул об этом где-то. Коммунистка Горнушиха услышала, да как завизжит: «Ты что нашего любимого вождя называешь каким-то Сосо». И пошло-поехало. Пришлось отцу колоть барана и тащить ей мясо, чтобы задобрить.
Грянула война. О ней мы узнали от соседки. Она пришла, шепнула что-то матери и та включила радио. Женщины и дети заменили ушедших на фронт мужчин. Работа рудника и электростанции не прекращалась ни на час.
После окончания войны жизнь в поселке «пошла в гору». В 1948 году ввели в строй второй этаж школы. Сделали 2 этаж в клубе. Поселок стал увеличиваться. И население прибыло, и улицы новые появились. В 1950 году Верхняя Сысерть стала рабочим поселком.
Но в 1956 году из-за нерентабельности закрыли шахту, в 1957 году – рудник и дела в поселке пошли на спад. В начале пятидесятых в шахте открыли новый горизонт, углубили ее до 161 м. Золото с этой глубины было крупнее, а имевшееся оборудование не могло его удержать, оно смывалось водой. Лет через десять на стоке воды с бегунной фабрики работали какие-то старатели. За день они намывали четверть граненого стакана золота. Золотые крупинки были не меньше спичечной головки.
Поселок остался без производства. Часть населения уехала. Вокруг пруда началось строительство баз отдыха, пионерских лагерей. В старом здании (бывшего дома отдыха) открыли швейный цех от Сысертской швейной фабрики. Там работало до 130 женщин. В 1994 году цех был закрыт. На этом месте сейчас стоят коттеджи.
Сегодня основная занятость населения – работа на базах отдыха, на лесопилках. От бывшего завода скоро не останется и следа. В последние годы поселок расстроился раза в три за счет дачников. А основное население уменьшилось.
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги