Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

Он летал ведомым у «Маэстро»

07.03.2010

На днях в Серпухове на улице Советской открывали мемориальную доску памяти героя Советского Союза серпуховича Александра Орлова. И я поймала себя на неутешительной мысли, что фамилия летчика Орлова мне знакома, но рассказать о нем «с налету» что нибудь интересное я, увы, не смогу.
Между тем, его история, как выяснилось, полна фактов ярких, неповторимых – хоть книгу пиши. Щедрая жизнь свела Александра Орлова с удивительными людьми, наградила крепкой семьей, друзьями. Но самой долгой его любовью, поистине неземной, было небо.
В Серпухове главным знатоком биографии Александра Орлова, равно как и остальных 23 серпуховских Героев Советского Союза, по праву считается руководитель военно-патриотического музея школы №9 Владимир Савин. Это он, бережно собирая архивные материалы, встречаясь с родственниками и друзьями, посещая памятные места, создал подробные жизнеописания тех, кем должен гордиться наш город. Кроме того, в Серпухове живут многочисленные родственники Орлова, в том числе его дочь Зинаида. Вместе с Владимиром Васильевичем она помогла мне составить представление о том, кто отныне, приветливо улыбаясь, смотрит на город с мемориальной доски.
Кстати, об этой улыбке. Родным не пришлось долго выбирать фотографию, где бы у Александра Орлова было такое хорошее, открытое выражение лица. Он почти всегда был таким: чрезвычайно добродушным, спокойным, легким на подъем, уверенным. И лицо его совсем не портил след от тяжелейшего ожога, полученного в 1943 году в одном из воздушных боев.— Когда я взрослой стала, это было уже почти незаметно. Просто розовый след по всему периметру лица, – вспоминает Зинаида Александровна. – Если папа выпивал за столом рюмочку, след становился резче. А так – кто не знает, тот и не поймет, что это. Голова не обгорела – ее шлемофон защищал, а вот лицо сильно пострадало. Он лежал после этого ранения в госпитале, мама к нему ездила. И он потом рассказывал, что лицо ему вернули каким то удивительным методом – с помощью опарышей. Оказывается, при тяжелых повреждениях их используют для лучшей регенерации тканей.
После войны свой видавший виды шлемофон вместе с любимыми летными очками Александр Иванович подарил своему давнему серпуховскому другу, ныне здравствующему ветерану войны Алексею Макееву. Познакомились они еще в те годы, когда Саша Орлов, сын серпуховского рабочего, окончив рабфак, трудился электромонтером на Новоткацкой фабрике, а все свободное время проводил в только-только организованном серпуховском аэроклубе. Между прочим, из 24 серпуховичей – Героев Советского Союза 14 служили в ВВС, и 7 из них – выпускники аэроклуба.
Небо не стало проходящим романтическим увлечением: в 22 года Орлов был уже выпускником Тамбовской школы пилотов и садился за штурвал гражданских У-2 в Средней Азии. Потом отслужил в армии, успел жениться (вскоре родилась дочка) и был направлен на учебу (этого он давно хотел и ждал) в Качинскую военную авиационную школу.
— Войну он встретил в Бобруйске и прошел боевой путь от Белоруссии до Берлина, – рассказывает Владимир Васильевич. Есть даже фотография: Александр Орлов перед Рейхстагом. Первый самолет он сбил под Гродно в июне 41 го. В 1943 году его подбили в воздушном бою, он был ранен в ногу, горел в самолете, катапультировался с парашютом, попал в госпиталь, но покинул его без разрешения и догнал своих. Всего за годы войны Орлов совершил 629 боевых вылетов, провел 56 воздушных боев, в которых сбил 14 немецких самолетов лично и еще 8 – в составе группы, в том числе будучи ведомым у знаменитого «Маэстро»…
Естественно, в те дни ни у кого и мысли не было, что неутомимый летчик-истребитель Виталий Попков с позывными «Маэстро» когда то станет прототипом главного героя киношедевра «В бой идут одни старики». Однако среди многочисленных встреч, которые дала Орлову война, встреча с командиром так называемой «поющей» эскадрильи, произошедшая на 1 м Украинском фронте, была едва ли не самой яркой. Хотя «поющим» наш земляк никогда не был (он и в кругу семьи то никогда не «музицировал», не то что на людях), и разница в возрасте между «ведущим» и «ведомым» равнялась почти десятилетию («Маэстро» был моложе), Орлова с Попковым связала многолетняя теплая дружба. Александр Иванович, даже будучи пожилым человеком, не раз приезжал к своему «ведущему» в гости в Москву.
— Так случилось, что после войны папа скоро ушел в запас, – рассказывает Зинаида Александровна. – В 1945 м его направили в Венгрию, потом в Австрию – в Вену. Но мама очень тяжело болела – всю войну она рыла окопы, валила лес и заработала такой радикулит, что даже не вставала. Ей было около 30 – а она уже не надеялась вернуться к нормальной жизни и упросила отца не тащить семью в Австрию и дать ей умереть на родине. Тогда он уволился в запас, вернулся в Серпухов и стал возить маму по госпиталям. Выходил. Они всю жизнь прожили вместе, мама больше не работала. Ее ежедневные заботы заключались в том, чтобы встречать и угощать наших гостей. У папы было огромное количество друзей, знакомых, они приводили незнакомых, дома никогда не бывало тихо и пусто. Когда молодой был – все шли «к Сане», когда в возрасте – «к Александру Иванычу». Разговоры про войну, про самолеты, романтика… И знаете – я ни разу не слышала, чтобы мой папа или кто то, кто сидел с ним за одним столом, сказал бранное слово. Сейчас, когда я наблюдаю за новым поколением, это кажется мне удивительным.
После увольнения гвардии старший лейтенант Орлов продолжал «общаться» с небом – уже будучи командиром отряда в родном серпуховском аэроклубе. Только полеты его продолжались недолго – до 1949 года. Говорят, что садиться за штурвал Орлов прекратил после того, как на его глазах рухнул самолет, пилотируемый его родным братом. Может и так, а может, здоровье, подорванное на войне, подкачало, но он действительно больше не летал. Потом были различные посты и места работы: замдиректора кожевенного завода «Труд», главный инженер на заводе «Химволокно». И всегда работа сочеталась у Орлова с бурной общественной деятельностью. То он встречается с курсантами военного института, то планирует мероприятие со своими товарищами-ветеранами, то занимается со школьниками. В 1988 году ему присвоили звание Почетного гражданина Серпухова, а в 1989 его «мотор», так славно работавший на протяжении почти 76 лет, замолчал. Похоронили Героя Советского Союза рядом с родными на глазовском кладбище.
— Жаль, что у папы не было сына, только я, – улыбается Зинаида Александровна. – Зато мужа я себе выбрала военного. И зять мой военный, и внук. А сын стал летчиком – летает на гражданских судах в Домодедове, только что вернулся из рейса на Мальдивы. Да, папа многих ребят вывел в летчики – хотя бы своим примером. Он ведь небо любил до самого последнего вздоха, я даже не могу рассказать, как он его любил…

Рубрики: Генеалогия
Источник: http://oka-info.ru/content/view/10268/2/
Все новости

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны