Секреты богемских трансмутаторов
Те, кто наивно думает, что алхимики, которых в Чехии еще лет 400 назад водилось видимо-невидимо, занимались только опытами по превращению металлов обычных в драгоценные, глубоко ошибаются. Алхимия была целой тайной наукой, стремившейся к трансформационному совершенствованию не только полезных ископаемых, но и самого человека. Кто знает – может быть, она была древней провозвестницей сегодняшних кибернетик, генетик и других наук, изменивших за последние 100 лет жизнь человеческую так же волшебно, как алхимики якобы превращали свинец в золото? Вдруг через 20-30 лет окажется, что „шарлатаны с ретортами“ были правы и действительно знали секреты, утраченные после того, как церковь и просвещение загнали алхимиков в безнадежное подполье?
Каждой планете – по металлу
Говорят, что алхимией занимались еще древние египтяне. Во всяком случае, ее название предположительно происходит от египетского слова «chemi» (черный). Эти неизвестные древнеегипетские ученые якобы уже 4000 лет тому назад всерьез взялись за изучение черных металлов, чтобы сделать их цветными и очень даже блестящими. Иудейский царь Соломон тоже будто бы занимался этой наукой. Изыскания алхимиков первоначально брались из опытов в области металлургии. Весьма вероятно, что первый человек, добывший медь, думал, что произвел на свет несовершенное золото. Алхимия не только искала способ возврата вещества к утраченному превосходству, но и была посвящением в таинство. Очищались страсти; не металлы, но люди проходили сквозь тигель.
Эстафету древних египтян и иудеев приняли древние же греки, которые углубили алхимические исследования в эпоху поздней античности (II-VI века нашей эры). Александрийские греки придумали металлопланетную алхимическую символику: серебро есть Луна, ртуть – Меркурий, медь – Венера, золото – Солнце, железо – Марс, олово – Юпитер, а свинец – Сатурн. Небесным покровителем хитрой науки был египетский бог Тот, которого греки переименовали в Гермеса (в честь него алхимию еще называли герметикой). В Центральной же Европе древнейшими алхимиками считаются кельтские друиды.
Александрийский период оставил в наследство множество герметических текстов, представлявших собой попытку философско-мистического объяснения превращений веществ. Самой знаменитой из книг была «Изумрудная скрижаль» Гермеса Трисмегиста. Древние римляне же в пылу строительства империи дело алхимиков подзабросили, и после падения Римской империи алхимические исследования переместился на арабский Восток.
Цель алхимиков - осуществление качественных изменений внутри одушевленного или неодушевленного предмета, его "перерождение", переход "на новый уровень". Алхимию, занимающуюся получением золота, открытием панацеи (универсального лекарства от всех болезней), эликсира жизни, раствора, который увеличивает плодовитость всякого семени, изучением оккультной сущности веществ и химических реакций, называют внешней алхимией. Она оперирует, в основном, с философским камнем, который именовался также "красным львом", "великим эликсиром", "философским яйцом", "красной тинктурой", "панацеей" и "жизненным эликсиром". Трансмутацию духа, достижение абсолютного здоровья или даже бессмертия при помощи определенных упражнений, называют внутренней алхимией.
Персидские мотивы и китайский синдром
Центром арабской алхимии стал Багдад, а затем Академия в Кордове. В конце VIII века персидский герметик Джабир ибн Хайян развил теорию Аристотеля о первоначальных свойствах веществ (тепле, холоде, сухости, влажности), добавив еще два: горючесть и "металличность". Он предположил, что внутреннюю сущность каждого металла всегда раскрывают два из шести свойств. Например, свинец - холодный и сухой, золото - теплое и влажное. Горючесть он ассоциировал с серой, а "металличность" - с ртутью, "идеальным металлом". Золото - совершенный металл - образуется, если вполне чистые сера и ртуть взяты в наиболее благоприятных соотношениях. Джабир ибн Хайян также ввел понятия „философского камня“ (субстанции, которая может превратить любой металл в золото, исцелить все болезни, дать бессмертие) и гомункулуса.
В Китае самостоятельно развивалась даосская алхимия, которая была направлена, главным образом, на обретение бессмертия с помощью особых медикаментов. Например, китайский алхимик Гэ Хун в 4-м веке утверждал, что только снадобья на минеральной основе могут гарантировать бессмертие; «золотой эликсир» (золото плюс киноварь) - самый лучший состав. Использование мышьяка, ртути, серы, свинца делают эти эликсиры сильнодействующими ядами. Принятие же их микроскопическими дозами оказывает нередко благотворное влияние на организм, сопровождается галлюцинациями и обретением различных чудесных способностей.
Назад в матушку-Европу
Лишь после захвата арабами Пиренейского полуострова в VIII веке европейская наука получила возможность обогатиться научными достижениями Востока. Одним из энтузиастов арабской алхимии, кстати, был Папа Римский Сильвестр II (946-1003). Однако его последователи с астрологией и алхимией, главными науками средневековья, отчаянно боролись. Тем более, что особенно плотно занимались этими науками евреи, которым покровительствовали государи, противившиеся первенству римских пап. Церковь не довольствовалась тем, что сжигала их книги; астрологи и алхимики часто сами погибали на костре.
Проникновению древнегреческих алхимических идей в Европу способствовало также изучение античных трудов видными монахами-доминиканцами - Альбертом Великим и Фомой Аквинским. Первым же европейским алхимиком стал францисканец Роджер Бэкон (1214-94), положивший начало экспериментальной химии в Европе. Он изучал свойства селитры и многих других веществ, нашел способ изготовления черного пороха.
Среди иных европейских алхимиков, как правило, упоминают Арнальдо да Вилланова (1235-1313), Раймонда Луллия (1235-1313) и Басилиуса Валентина (немецкого монаха 15-16-го веков). Уже в первой половине XIV века Папа Римский Иоанн XXII запретил алхимию в Италии, тем самым положив начало "охоте на ведьм", направленной против алхимиков.
В застенках саксонского „гестапо“
Тем не менее, многие алхимики (настоящие и мнимые) пользовались активной поддержкой властей. Так, многие короли (скажем, английский Генрих VI (1421-71) или французский Карл VII (1403-61)) содержали придворных алхимиков, ожидая от них рецепта получения золота, а также призывая лордов, дворян, докторов, профессоров и священников заниматься изысканием „философского камня“.
Курфюрст Август Саксонский (1526-86) и его супруга Анна Датская лично проводили опыты: муженек — в своем дрезденском «Золотом дворце», а его благоверная — в роскошно оборудованной на собственной даче лаборатории «Фазаний сад». Кстати, при саксонском дворе алхимик Иоганн Бёттгер, не сумевший сделать золото, первым в Европе изготовил фарфоровые изделия. Дрезден долго оставался столицей государей, покровительствовавших алхимии, особенно в то время, когда соперничество за соседнюю польскую корону требовало от саксонцев значительных денежных расходов.
Но периоды благоволения властей предержащих сменялись полосами преследований и репрессий в отношении алхимиков. Впрочем, движущей силой и тут оставалось золото. На совести невежественного внука покровителя алхимиков саксонского курфюрста Августа, Кристиана II (1583-1611) – жизнь шотландского кудесника Александра Сетониуса (?-1604), который, говорят, мог создавать золото с помощью загадочного порошка. В начале 17-го века он совершал турне по континенту, демонстрируя в городах Голландии, Италии, Швейцарии и Германии свое мастерство. „Независимый эксперт“ лекарь Цвингер (некоторые источники, правда, утверждают, что он был близким другом Сетониуса, якобы просто прекрасного иллюзиониста) подтверждал регулярное превращение свинца в чистое золото. Кристиан II пригласил Сетониуса ко двору. Александр отказался выдать тайну трансмутации; тогда курфюрст передал его палачу, который подверг беднягу всем доступным формам мучений. Несчастный умер от ран, которые на его теле остались после жестоких издевательств.
Чешские первопроходцы
Прагу испокон веков считали центром оккультизма, европейским аналогом Вавилона, „вратами Бога“. Весомый вклад в создание подобной репутации города внесли именно алхимики. В эпоху чешских королей династии Люксембургов герметика смогла оказать влияние даже на таких крупных деятелей, как император Священной Римской империи Карл IV, пражские архиепископы Конрад из Вехты и Альбик из Уничова. Наука сия повлияла и на жену короля Сигизмунда Люксембургского, Барбору Целискую, которая принялась (видимо, из скорби по усопшему супругу) успешно экспериментировать с алхимиком Яном из Лаза.
В конце XV века в Чехии уже существовало несколько герметических лабораторий. Одна из них, принадлежавшая Гинеку из Мюнстерберка, сыну короля Йиржи Подебрадского, сохранилась в Кутной Горе по сию пору. Выдающимся алхимиком, который некоторое время жил при дворе знатного феодала Яна III из Липы в Моравском Крумлове, был швейцарец Парацельсус Бомбастус фон Гогенхейм (1493-1541), или просто Парацельс, специалист по алхимии и медицине, считающийся основателем современного врачевания. Последователи называли его князем лекарей, философом огня и великим монархом химических тайн.
Его работу продолжил Бавор Родовский из Густиржан, который достиг весьма серьезных знаний в области алхимии, а также издал одну из первых чешских кулинарных книг. Если его существование – совершенно установленный научный факт, то этого нельзя сказать о следующем персонаже, активно записываемом чехами в число местных алхимиков. Речь идет об овеянном легендами Иоганне Фаусте (якобы 1480–1540), погубленном Мефистофелем и прославленном Гёте. Этот чародей якобы практиковал черную магию, уразумев, что ведовство - очень даже доходный бизнес. Хотя его связь с Прагой не совсем ясна, но дом Фауста в столице Чехии действительно существует. Чешские романтики выдумали легенду, согласно которой Фауст был богемцем по фамилии Штястный (по-русски – Счастливый, по латыни – Фаустус), эмигрировавшим в Германию и зарегистрировавшимся там под именем Фауст фон Куттенберг - в честь родной Кутной Горы.
Золотые времена
Однако безусловным периодом расцвета чешской алхимии считается царствование руководителя Священной Римской империи и чешского короля Рудольфа II (1552–1612). Он был покровителем странствующих алхимиков, и его резиденция представляла собой центр алхимических и иных мистических наук того времени. Императора называли „германским Гермесом Трисмегистом“.
Прага стала европейской столицей алхимиков и астрологов в 1583 году; именно тогда в Пражский Град вселился Рудольф Габсбург. Государь лично занимался естественными науками, магией, астрологией, и с большой охотой проводил время среди картин, произведений искусства, всевозможных пробирок, тигелей, армилярных сфер и перегонных кубов.
Король алхимиков расположился в Старом дворце. Свою резиденцию Рудольф II превратил в музей. Дворец украшали 3 000 картин и 2 500 скульптур, стоимость которых была выражена головокружительной суммой в 17 миллионов гульденов. Страсть императора не ограничивалась изобразительным искусством: он собирал часы, научные приборы и весьма сомнительные реликвии, например гвозди из Ноева Ковчега или флакончики с прахом, из которого Бог якобы сотворил Адама. Излюбленным развлечением императора были сеансы по оживлению мертвецов и вызыванию душ умерших. Рудольф был нелюдимым и психически неустойчивым человеком, часто впадающим в депрессии. Он предпочитал уделять внимание не проблемам страны, а толпе шарлатанов, которых приглашал в Прагу.
Часть из них жила на Золотой улочке. В тесных домиках, где рукой можно достать до крыши, алхимики трудились над поисками „философского камня“. Это место специально охраняли каббалисты, так как, по их мнению, „Сатана мог в любой момент совокупиться с Пражским Градом и родить Армиллоса, чудовище с двумя затылками и длинными, до ступней, руками. Если бы это произошло, то каменные гиганты Градчан спустились бы вниз, перелезли через реку и разгромили бы город“. Да, картина явно не для слабонервных.
Тонны драгметаллов и рукопись с голыми женщинами
В тайны алхимии императора Рудольфа посвятил его личный лекарь Гайек из Гайека. О государе рассказывают, что он сам владел „камнем мудрецов“. Доказательством тому были примерно 15 тонн золота и серебра, найденные после его смерти. При жизни обладал Рудольф и одним из самых загадочных документов мира - «Рукописью Войнича». Она в свое время была приобретена им за 600 дукатов, видимо, у английского алхимика Джона Ди, который в момент предполагаемого возникновения документа (1586) жил при дворе императора. Ди, очевидно, получил рукопись от своего напарника-алхимика Эдварда Келли, который, в свою очередь, нашел ее в уэльской монастырской гробнице. Манускрипт написан на неизвестном языке; свыше 160 страниц документа дополняются необычными рисунками неизвестных растений и обнаженных женщин, а также астрологическими чертежами.
Причуды монарха
Согласно свидетельствам очевидцев, Рудольф II был человеком, мягко говоря, со странностями. Например, носил на шее серебряную шкатулку, обшитую черным бархатом и наполненную „эликсиром жизни“. Однако при этом до смерти боялся иезуитов, а также представителей любого иного ордена: согласно гороскопу, его должен был убить монах. По этой причине он увиливал от всевозможных церковных церемоний и впадал в истерику при виде креста. На Львином же Дворике Пражского Града держал натурального африканского льва, чья жизнь, по преданию, якобы была мистическими нитями связана с жизнью короля.
Наряду с местными учеными (например, тем же Бавором Родовским из Густиржан), Рудольф II приглашал в Прагу и заграничных, среди которых попадались и мошенники с авантюристами. Их карьера при императорском дворе была головокружительной, но чаще всего кратковременной. Если император обнаруживал обман, то в приступе меланхолии мог приказать арестовать или даже казнить алхимика.
Колдуны, съехавшиеся со всей Европы, протирали тогда в пражских задымленных домиках колбочки с чудодейственными мазями и реактивами, за которыми маячила вечная молодость. Рассказ о любом герое того времени подобен сказке. Чего стоит, к примеру, одна только история знаменитого астронома Тихо Браге (1546-1601), который больным и уставшим перебрался в демоническую Прагу в 1599 году вместе с астролябиями, песочными часами, секстантами, толпой студентов, семьей и слугами, оставил в Чехии глубокий астрономический и астролого-алхимический след, а потом скончался от разрыва мочевого пузыря во время попойки с участием самого императора!..
В августе 1584 года в Прагу прибыли двое английских джентльменов-алхимиков - Джон Ди и Эдвард Келли. Первый мастерски общался с духами посредством магического зеркала, второй же ассистировал своему более ученому и серьезному другу в качестве помощника-медиума. Все хроникеры в голос клеймили Келли как бессовестного жулика, пустозвона и авантюриста. У него был крючковатый нос, крысиные глазки и не было ушей, коими он еще на родине поплатился за подделку документов. Келли скрывал изъян под длинными волосами. Странствуя по Англии, он наткнулся в валлийской гостинице на таинственный манускрипт, написанный на неизвестном, не поддающемся расшифровке языке. К письменам прилагались два фиала слоновой кости, один – с красным, другой – с белым порошком. „Ну, конечно же, это – ключ к „философскому камню“!“ воскликнул пьянчужка и устремился к любовнику английской королевы Елизаветы I - Джону Ди. Этот знаменитый чародей немедленно принял его в свои ассистенты.
Эдвард Келли также утверждал, что может вызывать ангелов с помощью магического кристалла и иметь с ними продолжительные беседы, которые попавшийся на удочку мошенника Джон Ди аккуратно записывал в дневник. Язык ангелов был назван енохианским, по имени Еноха, библейского персонажа и отца Мафусаила, который, согласно легенде, был взят в путешествие в рай ангелами, и позже написал книгу о том, что он там видел.
Удушение в Пльзени и бешеные волки Скотта
При императоре Рудольфе II в Чехии алхимики ставили опыты по изготовлению золота не только в столице, но и в провинции. Например, очень живые воспоминания о местных достижениях в этой области трепетно хранит западночешский Пльзень. Одним из пльзеньских алхимиков был член рода Стегликов из Ченкова и Тройштаттов. Он тесно контактировал со знаменитым звездочетом Тихо Браге, а на Саксонской улице имел обсерваторию и "золотопромышленную кухню", где проводил понятно какие опыты. Правда, безрезультатно. Чего, видимо, не скажешь о другом алхимике, жившем в Ржиговском доме, на углу Прешовской улицы и главной пльзеньской площади. Он изготовлял дешевые лекарства для бедняков, но также якобы занимался созданием золота с помощью дьявола. Однажды его слуга пришел в городскую ратушу и сообщил, что хозяин лежит в мастерской задушенный: на шее - полоса, словно выжженная огнем. Слуга также рассказал, что господин хаживал ночью в подвал с какими-то свертками. Родственники провели в подвале раскопки и нашли в стене замурованный сундук с кусками чистого золота.
Провинциальная алхимическая Прага равнялась на таких „зубров“, как, скажем, авантюрист из Италии Джеронимо Скотта. В 1590 году он приехал в Прагу, сразу же заполучив благоволение Рудольфа по линии совместного изучения астрологии. Ни к чему не годный человечишка, бездельник и лизоблюд с претензией на звание „мага и волшебника“, он вводил в заблуждение своими дурацкими фокусами десятки простофиль, охочих до того, что находится за гранью реальности. Впрочем, карьера его была недолгой. Сперва он действительно был принят королем как человек с безукоризненными манерами, но вскоре впал в немилость, покинул апартаменты, снятые для пущего эффекта в роскошной гостинице, и отправился обживать отвратительную перекошенную хибарку на Старомнестской площади, которую быстро прокоптил своими опытами. В садике возле дома Скотта содержал воронов, сорок, а также разместил клетки с бешеными волками, чьи слюни ему были нужны для опытов.
После отречения Рудольфа от престола в 1611 году и его смерти от болезней и помешательства в 1612-м богемские алхимики постепенно разбрелись по иным землям, и слава их мало-помалу сошла на нет, став лишь богатой почвой для легенд и баек.
А было ли золото?
Хотя современная наука категорически опровергает возможность успешного превращения черных металлов в благородные, есть и свидетельства, которые, мягко говоря, заставляют призадуматься над справедливостью этого сурового приговора алхимии - „продажной девке феодализма“. В 1692 году был опубликован каталог врача и математика Рейхера «О различных монетах, из химического металла изготовленных». В нем подробно описывались все известные в то время медали и монеты, отчеканенные из золота или серебра алхимического происхождения. Отличали их специальные символы.
Они имеются на золотых «нобелях» английского короля Эдуарда III (1327-77). Символы серы и ртути обозначены на монетах XVII века города Эрфурта и майнцского курфюршества. Несколько сотен дукатов смог отчеканить из золота, полученного посредством превращения олова, Эрнст Людвиг Гессен-Дармштадтский (1688-1739). Алхимик Иоганн Конрад фон Рихтгаузен в 1648 году в Праге, в присутствии императора Фердинанда III, получил из ртути 3 фунта (981 грамм) золота при помощи «философского камня». Камень он якобы взял у своего умершего приятеля Ла Бусарди в доме графа Мансфельда.
Еще одним знаменитым деятелем на ниве алхимии был Венцель Зайлер, 28-летний монах-августинец из Чехии. При трансмутации он пользовался порошком пурпурного цвета, который будто бы нашел в пражском костеле. По другим данным, он увидел во сне место, где якобы закопал «камень мудрости» сам Парацельс. В присутствии императора Леопольда I (1640-1705) он превращал цинк в золото, из которого чеканились дукаты в 1675 году. В благодарность за это император возвел монаха в дворянское достоинство, и тот стал Венцелем фон Райнбургом.
Не спешите ее хоронить
Упадок алхимии, начавшись еще в XVI веке, неуклонно продолжался вплоть до новейшего времени, несмотря на то, что и в XVII-XVIII веках некоторые ученые оставались приверженцами алхимических идей. Например, тайный орден розенкрейцеров, приход которых предвосхитил вышеупомянутый доктор Джон Ди, предъявил права на обладание алхимическими тайнами. Последним „официально зарегистрированным“ английским алхимиком был некто Келлерман, который жил в первой половине 19-го века.
Без сомнения, и сейчас есть люди, занимающиеся поиском „философского камня“. Тем более, что в начале XX века швейцарский психолог Карл Юнг предположил, что алхимическая философия представляла собой "протопсихологию", нацеленную на попытку духовного развития. Поиск „философского камня“ был, по его мнению, стремлением научиться обращаться со смертью; процесс его изготовления Юнг сравнивал с этапами становления личности. Оперируя с тайнами духа, алхимия делала верный прицел на будущее. Возможно, когда-нибудь кто-то оживит эту „золушку науки“ и „спящую красавицу интуиции“, и тогда человечество поймет, как оно ошибалось, насмехаясь над „невежеством и шарлатанством“ герметиков?
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги