Поляки на службе Великой России
Польский журналист Пётр Скверчинский, рассматривая проблематику польско-российских взаимоотношений, признавал, что поляков устроит только Россия, сжавшаяся до размеров Садового кольца. Но даже тогда, уверял он, большинство поляков будут недовольны. И если русские совершат разом коллективное самоубийство, поляков бы это несказанно обрадовало, хотя они бы всё равно не упустили повода обозвать русских «варварами» за столь странный поступок.
Коллективное самоубийство на радость русофобам никто совершать не думает. Но в информационной гуще взаимных выпадов между Москвой и Варшавой не часто упоминаются этнические поляки, которые не смотрели на Россию и русских как на извечных врагов польского народа. Миф о поголовной ненависти поляков к русским поработителям активно муссировался на Западе и использовался для нагнетания националистической истерии не только в самой Польше, но и в странах Западной Европы.
С недавнего времени польский МИД активно работает с представителями польской диаспоры на пространстве СНГ. Появился термин «Малая Польщизна», обозначающий приграничные с Польшей территории, населённые этническими поляками или пропольски настроенным населением. Варшава старается использовать потенциал польской диаспоры во всех республиках СНГ, включая и Россию. По данным последней переписи, в РФ проживает 95 тыс. этнических поляков. Другие цифры свидетельствуют, что всего на территории России насчитывается более 500 тыс. человек, имеющих польские корни, но в силу разных причин идентифицирующих себя с русскими, украинцами, белорусами или другими этническими группами. Естественно, Польша старается продвигать своё влияние там, где этому может посодействовать польская диаспора.
Однако, к сожалению, с учётом безоглядной ориентации Варшавы на Вашингтон и Лондон, польское влияние априори подразумевает влияния антироссийское. И хотя так было не всегда (вспомним хотя бы союзнические отношения Польской Народной Республики и СССР), сейчас в пантеон польских национальных героев включаются лишь ярые русофобы, в то время как судьбы многих поляков, верой и правдой служивших России, незаслуженно замалчиваются.
Наверное, не будет преувеличением сказать, что самым знаменитым поляком советского времени был Феликс Дзержинский, потомок польских дворян, который родился всего в нескольких километрах от места рождения Юзефа Пилсудского, известного ненавистника всего русского, с которым затем учился в одной гимназии. Дзержинский был сторонником территориальной целостности Российского государства и выступал категорически против подписания Брестского мира, целью которого было расчленение России странами Четверного союза, куда входили Германия, Австро-Венгрия, Турция и Болгария. С началом советско-польской войны 1920г. Дзержинский не удирает в Польшу, а остаётся в России и назначается на должность начальника охраны тыла и порядка. После войны, в 1921г. он занял пост наркома путей сообщения, где сразу принялся за наведение порядка: «На дорогах у нас в области хищений и бесхозяйственности один сплошной ужас… Хищения из вагонов, хищения в кассах, хищения на складах, хищения при подрядах, хищения при заготовках. Надо иметь крепкие нервы и волю, чтобы преодолеть это море разгула».
Затем была борьба с беспризорностью, когда миллионы маленьких граждан были обеспечены кровом и бесплатным питанием и деятельность на посту глав ВЧК. Поэтому именно Дзержинского считают своим родоначальником российские спецслужбы, как до этого считали советские. Историки дают неоднозначную оценку деятельности Дзержинского в революционной России, но, абстрагировавшись от идеологических оценок, нельзя не упомянуть его искреннее служение делу, которое он считал для себя главным.
Константин Рокоссовский, выдающийся советский военачальник, маршал, дважды Герой Советского Союза, тоже происходил из шляхетского рода. Но ему чужды были русофобские настроения. Напротив, уже в 1914 года, 18-летний Константин, прибавив к своему возрасту ещё два года, добровольцем вступил в 6-й эскадрон 5-го Каргопольского драгунского полка 5-й кавалерийской дивизии 12-й армии и отправился на фронты Первой мировой. В боях с немецкими захватчиками отличился мужеством и смекалкой, за что был награждён Георгиевским крестом. Потом были бои с немцами в Латвии и Литве, а после Первой мировой – битвы Гражданской войны, Великая Отечественная и служба на должности министра национальной обороны Польши. В 1950г. на жизнь Рокоссовского дважды покушались польские националисты из числа сторонников Армии Крайовой. Во время боёв с гитлеровцами на территории Польши палачи из АК вырезали взвод советских женщин – зенитчиц, служивших в армии Рокоссовского. Разведка выяснила, что убийцы пришли из соседнего села, где и скрылись после совершения преступления, пользуясь всемерной поддержкой местного населения. Узнав об этом, Рокоссовский приказал развернуть орудия в сторону польского села и накрыть его несколькими залпами. Не удивительно, что польские националисты не могли простить Рокоссовскому, что он верой и правдой служил не только Польше, но и России, ставшей его второй родиной.
После возвращения в Москву Константина Рокоссовского назначают заместителем Министра обороны СССР. В 1962г. Хрущев просил Константина Рокоссовского написать «почерней и погуще» статью против Иосифа Сталина. По словам главного маршала авиации Александра Голованова, Рокоссовский ответил: «Никита Сергеевич, товарищ Сталин для меня святой!», - и на банкете не стал чокаться с Хрущевым.
Константин Циолковский, основоположник современной космонавтики, тоже принадлежал к польскому дворянскому роду. В семье Циолковских не было места русофобии и дикому польскому национализму. Напротив, Циолковский поддерживал тёплые отношения со многими русскими учёными, в том числе с Дмитрием Менделеевым. Вклад Циолковского в развитие русской космонавтики тяжело переоценить.
Николай Лосский, выдающийся представитель русской религиозной философии, один из основателей направления интуитивизма в философии, автор известного произведения «Характер русского народа», тоже поляк. Поляком был Николай Пржевальский, русский путешественник и натуралист, действительный член Русского географического общества. Но если о научных достижениях Пржевальского известно каждому, то о его участии добровольцем в подавлении польского восстания слышали не многие.
Вообще, тема польских восстаний проходит красной нитью через всю официальную польскую историографию. И незаслуженно мало внимания уделяется при этом польским генералам и офицерам, оставшимся верными присяге, которую они давали Русскому Императору и Польскому Королю Николаю I. В 1841г. в Варшаве был торжественно открыт монумент в честь погибших польских офицеров, не нарушивших своей верноподданнической клятвы Русскому государю: графу Станиславу Потоцкому, генералам Юзефу Новицкому, Томасу Сементковскому, Станиславу Требицкому, Игнатию Блюмеру, Морису Хауке и полковнику Филиппу Мечисцевскому. По повелению Николая I надпись на монументе гласила: «Полякам, погибшим в 1830г. за верность своему Монарху».
Сейчас этого памятника не существует. Он был разрушен в 1917г., потому что никак не вязался с официальной трактовкой польской истории, где «весь польский народ в едином порыве поднялся на борьбу с русскими угнетателями».
Кроме того, тысячи поляков проливали свою кровь за Россию в Крымской войне 1854-1856гг. и в русско-японской войне 1904-1905гг. Во время Кавказской войны многие поляки были особо отмечены государственными наградами за личное мужество на полях сражений. Примечательна история целого польского пленённого отряда, получившего свободу из рук горцев (те подумали, что освобождённые поляки, да ещё с оружием в руках, тут же бросятся партизанить и расстреливать русских солдат). Но отряд в полном составе вернулся в строй и продолжал так преданно биться за Русь-матушку, что некоторые из бывших пленных поляков были награждены Георгиевскими крестами.
Из поляков происходил светлейший граф Григорий Потёмкин (чей дед, носивший ещё фамилию Потемпковский, говорил по-польски), гетман Богдан Хмельницкий, объединивший Украину с Россией, великий русский классик Федор Достоевский, русские генералы времён русско-турецкой войны 1877-1878гг. Артур Непокойчицкий, Казимир Левицкий, Александр Казимирский, не говоря уже о многих советских партийных деятелях, ряд которых похоронены на Красной площади.
На одном из Интернет-форумов я обнаружил пронзительный комментарий: «Мой друг – искренний патриот России. Всю жизнь он думал, что он русский, но недавно узнал, что его дед и отец – поляки. Теперь он очень страдает. Помогите его утешить».
Что здесь можно сказать? Русский – это не национальность. Русский – состояние души. И пусть для сегодняшних русских поляков моральным ориентиром будут жизни и судьбы тех представителей польского народа, которые упомянуты в этой статье.
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги