На роду написано
Заместителю директора Государственного Эрмитажа по науке, государственному герольдмейстеру России Георгию Вилинбахову исполнилось 60 лет.
Он держал в руках вещи, которые большинство из нас попросту никогда не увидят. Например, прикасался к русским боевым знаменам 1812 года и личным вещам Петра Великого, Александра Суворова, Михаила Кутузова…
Вилинбахов знаком со многими VIP-персонами мировой политики. Не исключение и все президенты России. Его второй кабинет находится в Москве, в здании администрации президента РФ.
Без преувеличения имя Георгия Вадимовича вписано в историю России уже по той причине, что он был назначен главным организатором и церемониймейстером двух траурных церемоний – перезахоронения останков Николая II и членов царской семьи и перезахоронения праха вдовствующей российской императрицы Марии Федоровны.
Династия
«У нас в семье как-то спокойно относились к истории рода, дворянскому происхождению, несмотря на существовавшую после 1917 года очевидную опасность. Дома хранились реликвии, родословная, гербовые печати. Предание гласит, что мои дальние предки участвовали в крестовых походах, потому и символика родового герба связана с этими событиями. Но документально сей факт подтвердить нечем. Зато точно известно, что первым русским Вилинбаховым был Филипп, прибывший служить царю Иоанну Васильевичу из Южной Германии аж в ХVI веке. Большинство Вилинбаховых – военные, что вполне естественно для ХVIII–XIX веков, когда военная служба считалась главным поприщем для дворянского сословия. Три представителя рода сражались в Отечественную войну 1812 года, двое – в армии Кутузова, в том числе на Бородинском поле, один – в корпусе генерала Витгенштейна защищал подступы к Петербургу. Офицером был мой дед. После боев Первой мировой он преподавал в военной академии. Военная стезя досталась и отцу. Он прошел Великую Отечественную войну и только после демобилизации ушел в гуманитарную сферу. Сначала – в историю, затем – в область аномальных явлений….».
Солдат-ракетчик
«С армией у меня связано несколько моментов, которые вполне вписываются в категорию «абсолютное счастье». Вот один из них. Учения, как это обычно бывает, начались ни с того ни с сего. Зимой на карельских дорогах ориентироваться, мягко говоря, нелегко. И вот чтобы машины с ракетными расчетами не сбились с правильного пути, на всяческие лесные перекрестки загодя высылали регулировщиков. Я служил срочную в комендантском взводе. Во время учений мы-то функцию регулировщиков и выполняли. Одевали нас тепло. Но это ничего не значило. Стоишь в лесу на перекрестке, мороз под 30, один, и самое жуткое – понятия не имеешь, сколько еще стоять. От такой неопределенности 30 градусов превращаются в 50. И когда я отчетливо стал понимать, что именно здесь, в этом диком лесу, все для меня и кончится, пошли машины. В последнюю забрали и меня. А спустя какое-то время я оказался в землянке, натопленной, как баня, ел горячую кашу, пил раскаленное нечто со сгущенным молоком. И это было счастье…».
Эрмитаж
«Первый раз изменить Эрмитажу предложили очень давно. Оказалось вакантным место руководителя в одном из исторических архивов. По совершенно другому вопросу я пришел в кабинет тогдашнего директора Эрмитажа, Бориса Борисовича Пиотровского, а он, не поднимая головы от бумаг, буркнул: «Звонили уже. И что вы решили?» Я ответил, что никуда не уйду. Он поднял глаза и сказал: «И правильно. Нечего вам там делать». Вот, собственно, и вся история. С тех пор соблазняли часто – Третьяковская галерея, Московский Кремль. А последний раз – Царское Село…».
Геральдика
«Меня часто спрашивают: а зачем нужна геральдика, да еще государственная, в современном мире?
Это – язык, который позволяет людям самоидентифицироваться разными способами. Гимн можно услышать, флаг и герб – увидеть. Ориентирование в национальном, государственном, территориальном пространстве – это столь же важная для жизнеобеспечения функция, как свет на дороге или маяк на берегу. Человек когда боится? Прежде всего, когда он сталкивается с чем-то непонятным. Вот геральдика и учит его понимать семью, род, город, страну…
Поэтому я уверен, что возвращение трехцветного флага и двуглавого орла на герб – вещи обязательные, бесспорные. Те, кто пытался влиять на этот процесс с позиции «нравится – не нравится», эстетствуя, ошибались в принципе. После 1991 года Россия нуждалась в самоидентификации. Стране требовалось восстановить преемственность, а вовсе не создавать свой образ заново. Это не существовавшим ранее государствам, освобождавшимся от колониальной зависимости, требовалось придумывать символы, чтобы их начали узнавать в большом мире. А Россия была узнаваема по орлу полтысячи лет и по трехцветному флагу – двести…».
Дворянство
«Дворянское происхождение никто отменить не в силах. Большевики в свое время отменили сословия, но это формальная попытка изменить род людской. Другое дело, что не следует, наверное, кичиться своим дворянством, равно как и предавать его. Оно – данность. Есть – и все тут.
Дворянство давалось за службу. Поэтому весьма странными выглядят современные попытки создать новое дворянство из людей, к государевой службе никакого отношения не имеющих. Тут нет логики. Хотя я понимаю тех, кто чает вернуть внешние признаки потерянного прошлого. Одобрить не могу, но понимаю. Человеку в принципе свойственно прятать собственные комплексы в красивую обертку. Мол, так не заметят.
Из этой же серии вопрос о моем отношении к военно-историческим реконструкторам, движение которых становится все популярнее год от года. Почему-то думают, будто это отношение сугубо негативное. Ничуть. Я отношусь к тем, кто этим занимается, с уважением. Мне не нравится только одно: когда люди надевают на мундиры не заслуженные ими знаки отличия…».
Вилинбахов Георгий Вадимович
Родился 13 апреля 1949 года в Ленинграде. Потомственный дворянин. Личный девиз на гербе – «Братцы».
Доктор исторических наук.
Заместитель директора Государственного Эрмитажа по науке.
Государственный герольдмейстер Российской Федерации, председатель Геральдического совета при президенте РФ.
Действительный член и член Бюро Международной академии геральдики, член исполкома Международной ассоциации военных музеев и музеев оружия.
Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, орденом Почета, орденом «За заслуги перед Итальянской Республикой», рыцарским крестом ордена Белой розы (Финляндия), Национальным орденом заслуг (Франция), медалями.
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги