Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

Бердск узнал как выглядел фотограф, сохранивший для потомков старый город

26.10.2009

Нашлась фотография, на которой изображен единственный в довоенном Бердске фотограф Георгий Путинцев, благодаря которому бердчане знают, как выглядел их город до затопления Новосибирским водохранилищем 
День памяти жертв политических репрессий, который в России отмечается 30 октября, для бердчанки Раисы Барышевой наполнен особым смыслом. И слезами. В конце 20-х годов прошлого столетия кулаком был назван ее дед — Степан Банников. В 1937 году расстреляли ее дядю — известного в старом Бердске фотографа Георгия Путинцева.
Как выглядел единственный фотограф довоенного Бердска, сохранивший для современников виды старого не затопленного города до сих пор оставалось загадкой. Его полное имя стало известно лишь в 2006 году, когда священник Игорь Затолокин наткнулся в новосибирском архиве КГБ на знакомую фамилию.
Долгое время о человеке, благодаря которому жители Бердска могут узнать, как выглядел город до того, как его затопили при строительстве Новсосибирской ГЭС, до недавнего времени была известно только его фамилия. Клеймо «Г. П. Путинцев» хорошо различимо на уникальных фотографиях старого города, хранящихся в музее. Историки не знали даже его полного имени. Сегодня рядом с этими фотографиями появилось несколько документов: они мало проясняют обстоятельства жизни фотографа, но довольно подробно – обстоятельства его трагической смерти.
Летом 2006 года священник Игорь Затолокин, читающий лекции по истории в Богословском институте, увидел в новосибирском архиве КГБ знакомую фамилию.
- Вот смотрел целенаправленно дела бердского духовенства, собирал материал для лекций, и случайно наткнулся в одном деле на фамилию Путинцев, – объясняет он. – Человек, который оставил такую память…
Дело Путинцева – это постановление об аресте, два протокола допроса, анкета арестованного и короткая выписка из постановления тройки УНКВД по Новосибирской области о приведении смертного приговора в исполнение.
Уроженец города Джаркент Семиреченской области Казахстана, Путинцев окончил три класса начальной школы. Его мать умерла в 1906 году, отец, который был портным – в 1910-м.
Если верить датам, от ареста до расстрела прошло 10 дней. Из них два дня оказалось достаточным для изменения показаний: в анкете арестованного, заполненной, видимо, рукой самого Путинцева, на вопрос о службе в белой армии он отвечает «не участвовал». В протоколе от 19 декабря Путинцев признается, что служил в царской армии рядовым, а во время допроса 20 декабря фотограф назвался уже прапорщиком. Он полностью признает себя виновным: «..Я действительно являюсь участником контрреволюционной организации, именуемой себя «Российским общевоинским союзом».
Отвечая на вопрос о вербовке, Путинцев называет фамилию некоего прапорщика белой армии Коршунова: «Коршунов и я были знакомы. Коршунову было известно, что я бывший белый офицер, враждебно настроен против Советской власти…»
Постановление о расстреле Путинцева от 24 декабря 1937 было приведено в исполнение на следующий день. Ему было 43 года.
Как выглядел сам фотограф, запечатлевший старый Бердск, до сих пор оставалось загадкой. Эту тайну открыла бердчанка Раиса Барышева — она принесла в редакцию фотографии Путинцева, когда увидела объявления издательского дома «БукЪвица» о поиске сведений о фотографе. На обороте фотографии самого Путинцева, хранящейся в семейном альбоме, Раиса Барышева написала своей рукой: «Путинцев Георгий — второй отец». Его жену, Анну Степановну, свою тетку, она считала второй мамой. Маленькой девочкой Раиса Банникова (это ее девичья фамилия) часто бывала в доме Путинцевых — они забирали девочку к себе, когда туберкулезом заболела ее мать.
Отец Раисы Барышевой, Филипп Банников, был братом супруги известного фотографа Анны Степановны Путинцевой, в девичестве Банниковой.
Георгия Путинцева расстреляли в 1937 году. Вскоре после этого, вспоминает Раиса Филипповна, умерла его жена – не перенесла операции. Что стало с единственным сыном Путинцевых, Геннадием, она не знает. Он пропал, когда началась война.
- Он приезжал много лет назад погостить к нам в Бердск из Фрунзе, – вспоминает Раиса Филипповна., – но после этого мы не виделись.
В протоколе допроса в составе семьи Георгий Путинцев своей женой указал Ефросинью Бубеннову, домохозяйку. Что это за женщина и почему она фигурирует в материалах дела, Раиса Филипповна не знает. Девчонкой напротив Путинцевых жила бердчанка Елизавета Белова, которой сейчас 89 лет. Она тоже не помнит никакой Фроси. И, говорит, что жену фотографа звали Анной Степановной.
На обороте одной из фотографий Анны Степановны есть подпись «…добрую память милому моему крестному …Степану Матвеевичу от крестницы Анюты». В запросе, полученном редакцией «Курьера» из государственного архива Курганской области — места, откуда в Бердск переехали Банниковы, в составе семьи Степана Банникова Анна не перечислена. Возможно, она переехала в Бердск раньше, чем раскулачили семью и делали опись. Возможно, она была Степану Банникову лишь крестной дочерью. А, значит, не кровной теткой Раисе Барышевой. После того, как Степана Банникова признали кулаком, его семья переезжает из Курганской области в Бердск. Здесь вся родня, по воспоминаниям Раисы Филипповны, хорошо устроилась 
Раисе не было еще четырех лет, когда Путинцева расстреляли. Но об этом нельзя было говорить. Дедушка никогда не поднимал эту тему. А если и разговаривали взрослые, то только шепотом. Но в детских воспоминаниях запечатлелся образ Георгия Петровича: строгий, прямой, правильный.
- Помню, как обедали: хорошая еда, на столе всегда бутылочка вина, – рассказывает Раиса Филипповна.
- Все очень сожалели, что его взяли, – вспоминает Елизавета Никитична Белова. – Его уважали все. Он не пьянствовал и вообще вел очень благопристойный образ жизни. Высокий такой был, стройненький, с черненькими усиками. Его ателье на Советской улице находилось…
Теперь в деле Путинцева одним белым пятном стало меньше — появилось его изображение, прояснилась судьба родни его жены, Анны Степановны. Но по-прежнему не ясно, почему 25-летнюю Ефросинью Бубеннову во время допроса он назвал своей женой? Откуда сам Путинцев и Анна Степановна приехали в Бердск? Редакцией «Курьера» отправлены запросы в Казахстан, где родился Путинцев. Мы попытаемся выяснить детали биографии известного бердского фотографа.

Дословно
Примерно с 1929-30-х годов Путинцев занимался фотографией, имел частную фотографию, которая помещалась в доме жителя поселка Бердск Лоскутова. Путинцев, как мне помнится, совершенно не имел своего хозяйства, у него даже не было своего дома. Все его имущество состояло из фотоаппаратуры.
Из протокола допроса Андрея Новосадова, проходившего свидетелем по делу Путинцева.

От редакции:
В материале использованы документы, предоставленные архивом ФСБ. 

Есть ли у вас фотографии, сделанные Путинцевым? Сообщите о себе по адресу редакции или на bkurer@mail.ru. Редакция готова выкупить фотоснимки.

Источник: http://www.kurer-sreda.ru/2009/10/26/16761
Все новости

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны