Основание Москвы и главные вехи ее развития. Историческая справка
Первое упоминание о Москве в летописях относится к 1147 году. Во время частых тогда междукняжеских войн черниговский князь Святослав Ольгович, спасаясь от преследования, бежал в землю вятичей, которая тогда входила в состав его отдаленных владений. Здесь он встретил посланцев своего союзника суздальского князя Юрия Долгорукого, сына Владимира Мономаха, которые передали ему приглашение князя приехать на совет в Москву. «Прииде ко мне, брате, в Москов», – писал князю Святославу Юрий.
Уже на заре своей истории Москва стала важным стратегическим пунктом на юго западном порубежье Владимиро-Суздальской земли. Она находилась на очень удобном скрещении водных путей и проезжих дорог. От нее по реке Яузе, а потом по Клязьме шел путь во Владимир — крупнейший город Северо Восточной Руси XII века. На водоразделе между Яузой и Клязьмой еще в древности находилось село Мытищи, где с купцов взимали проездную пошлину — мыт. С севера на юг дорога вела из далекого Новгорода через Волоколамск к Оке и Рязани. Другая сухопутная дорога шла с запада на юго-запад, связывая через Москву Черниговское и Смоленское княжества с Владимирской землей.
В середине XII века энергичный и дальновидный князь суздальский Юрий Долгорукий, стремясь обеспечить защиту западных границ своего княжества, построил целый ряд городов-крепостей; среди них Юрьев Польской (1152) и Дмитров (1154). В 1156 году он, по сообщениям летописей, «заложи Москву па устий же Неглинны, выше реки Яузы».
До недавнего времени о Москве времен Юрия Долгорукого почти ничего не было известно. Только в ходе археологических наблюдений при строительстве Кремлевского Дворца Съездов в 1956 1960 годах удалось обнаружить остатки крепостной степы середины XII века, шедшей вдоль левого берега Неглинной. Город был обнесен высоким валом, который имел около 40 метров в основании и до 8 метров в высоту. Крепость окружали дворы московских ремесленников. Постепенно их становилось все больше и больше. Они теснились и на самом Боровицком (Кремлевском) холме, и располагались под стенами Кремля на берегу Москвы-реки на так называемом Подоле, который, распространяясь далее на восток, переходил в Великий (Большой) посад в районе современного Зарядья. Этот посад, стиснутый с севера болотистой местностью, шел узкой лентой по левобережью Москвы реки. Вблизи кремлевских стен располагались торг и городская пристань на Великом посаде.
Москва – центр небольшого княжества – становится в XIV веке основой объединения русских земель в могущественное единое государство, ведущей силой в борьбе с иноземным игом, за национальную независимость.
Большое значение для дальнейшей объединительной и национально-освободительной борьбы на Руси имел перенос места пребывания главы русской церкви из Владимира в Москву. Еще митрополит Петр подолгу жил в Москве, где и умер в 1326 году. Его преемник митрополит Феогност окончательно сделал Москву центром общерусской митрополии.
В 1326 году в Москве была сооружена первая каменная церковь — Успенский собор, воспроизводивший традиции владимиро-суздальского зодчества. Даже своим именем он напоминал митрополичий Успенский собор во Владимире. Вскоре были построены Архангельский собор, ставший усыпальницей московских князей, и придворная церковь Спаса на Бору.
После пожаров в 1331 и 1337 годах, уничтоживших старый Кремль, Иван Калита, княживший в 1325 1340 годы, соорудил новую крепость из дубовых бревен. Территория Кремля в это время значительно расширилась в северном и восточном направлениях. Остатков Кремля Ивана Калиты не сохранилось, известно только, что он был окружен наполненным водой рвом и земляным валом.
При Иване Калите сложился в общих чертах ансамбль основных построек Кремля. На высоком краю холма располагался княжеский дворец. В центре дворцовой площади, которую обрамляли здания Успенского и Архангельского соборов, находилась церковь Иоанна Лествичника, которая стала самой первой московской колокольней, так как была построена «иже под колоколы», как одна общая звонница для кремлевских соборов.
Следующий этап роста политического могущества Москвы связан с деятельностью внука Ивана Калиты князя Дмитрия Ивановича, получившего за победу над татаро монголами прозвище Донского (1359-1389 гг.). Понимая неизбежность упорной борьбы со своими могущественными противниками - Ордой и Литовским княжеством, князь Дмитрий укрепил столицу своего княжества. В течение 1367 года дубовые стены города были заменены на белокаменные. Новый Кремль по своим размерам приближался к современному (за исключением северного угла и восточной части). Длина его стен доходила до 2 километров. Кремлевские стены были еще невысоки и не рассчитаны на обстрел огнестрельным оружием, которое появилось несколько позднее. Башни имели деревянную кровлю в виде шатров и зубчатый верх. Три из восьми девяти башен были проездными: Константино-
Еленинская, Фроловская (позднее Спасская) и Никольская. Это было смелое новшество: князь Дмитрий рассчитывал не только на оборону, но и на контрудар войск из города.
Во второй половине XIV века Москва раскинулась далеко за пределами Кремля и поэтому возникла необходимость укрепить и ее дальние подступы. Этой цели служило сооружение монастырей-крепостей к северу и югу от города, образовавших как бы кольцо вспомогательных фортов. Между дорогами на Коломну и Серпухов строился Симонов монастырь, на берегу Яузы - Андроников монастырь, а между Дмитровской и Ярославской дорогами - Петровский, Рождественский и Сретенский монастыри.
На протяжении двух столетии (с XIV до конца XV века) шло становление Москвы как столицы единого Российского государства, что отразилось на всем облике города. Перестройка Кремля, украшенного стенами и башнями, каменными соборами и палатами, придала ему величавый вид. Территория Москвы значительно выросла, главным образом в восточном направлении, и достигла современного Бульварного кольца. Ее основой стали радиально расположенные улицы, ведущие к дорогам, связывавшим Москву с основными русскими землями. Старинные улицы Большого посада Варьская, или Варварская, и Никольская со Сретенкой, как ее продолжением, начинались у стен Кремля и соответственно вели на Владимир и Переяславль. Большой посад – древнейший торговый центр города – к началу XVI века занимал территорию позднейшего Китай города. Здесь между Варваркой и Ильинкой находились торговые ряды. Большой посад был частично укреплен рвом, спускавшимся от Кучкова поля к Москве реке. Его границей служили: на юге - Москва река, а на севере - река Неглинная. На востоке посад упирался в болотистый Васильевский луг, доходивший до устья Яузы.
С XV века началось заселение Занеглименья (местность на правом берегу реки Неглинной), долгое время остававшегося загородной территорией. Основные улицы вели: на Тверь (Тверская), Дмитров (Юрьевская, за пределами города - Малая Дмитровка), Волоколамск и Новгород (Волоцкая, позднее Никитская). В Занеглименье селились феодалы и их дворня.
На исходе XV века, когда уменьшилась опасность татарских набегов на Москву, начало заселяться Заречье (ныне Замоскворечье). Отсюда шли дороги: на юг - Ордынская (Большая Ордынка), Серпухов (Большая Полянка), Коломну и Калугу (Большая Якиманка). Здесь же находились татарские слободы (между Большой Ордынкой и Большой Якиманкой), где жили переводчики-толмачи. Далее тянулись городские поля и луга (Лужники), служившие местом выгона скота.
Москва была еще в основном деревянным городом. Кроме кремлевских зданий, из камня строились главным образом монастыри и церкви. Дома зажиточных москвичей были обычно двухэтажные и состояли из трех комнат: горницы (светлицы), спальни и кухни. Появлялись изредка в городе и каменные палаты светских людей (в частности, купца Таракана).
Плотным кольцом Москву окружали села, принадлежавшие княжатам (потомкам удельных князей: Рюриковичей и Гедиминовичей) и боярам. Территория большинства из них находится теперь в черте города.
К концу XV века большинство подгородных сел уже входило в состав владений московского государя, составляя вместе с окружающими их полями и лугами ту хозяйственную базу, которая обеспечивала нужды великокняжеского двора.
Превращение Москвы в столицу Российского государства сделало необходимым перестройку политического центра города – Кремля. Строительство началось с сооружения нового Успенского собора. После неудачной попытки построить собор на основе старой строительной техники в Москву был вызван видный итальянский архитектор Аристотель Фиораванти. Внимательно ознакомившись с традициями древнерусского каменного зодчества, он в 1475-1479 годах возвел новое здание собора, которое, воссоздавая некоторые формы Успенского собора во Владимире, было обогащено новыми чертами, характерными для зодчества итальянского Возрождения.
Наряду с Успенским собором в Кремле заново были отстроены псковскими мастерами придворный Благовещенский собор (1487-1489) и итальянцем Алевизом Новым — Архангельский собор (1505-1509). В центре кремлевской площади на месте старой церкви Иоанна Лествичника в 1505-1508 годы соорудили храм башню Ивана Великого (к нему в 30 х годах XVI века была пристроена звонница).
Строились не только церковные здания. Вместо старых деревянных хором в 1487-1491 годах русские мастера под руководством итальянцев Марко Руффо и Пьетро Солари возвели в традициях московской архитектуры каменное здание Грановитой палаты – великокняжеского дворца. Название «Грановитая» палата получила из-за своей наружной облицовки, обработанной гранеными камнями.
К концу XV века обветшали и перестали отвечать новым условиям обороны от огнестрельного оружия кремлевские стены. Возведение новых крепостных укреплений началось в 1485 году с южной стороны Кремля. Здесь Антоном Фрязиным была возведена «стрельница» (башня), под которой прорыли тайник (ход к реке). От этого тайника башня получила название «Тайницкая». Затем были построены Беклемишевская, Боровицкая, Константино Еленинская и Свибловская (ныне Водовзводная) башни. После сооружения кремлевской стены, обращенной к Москве-реке, началось строительство восточной стороны крепости. В 1491 году была заложена Фроловская (ныне Спасская) и Никольская башни. Позднее приступили к укреплению западной части Кремля, выходящей на реку Неглинную. Когда в 1508 1516 годах прорыли ров, соединявший Неглинную с Москвой рекой (по территории Красной площади), Кремль превратился в своеобразный укрепленный остров, расположенный в середине города. У крепостных ворот были созданы предмостные укрепления, чтобы помочь защитникам Кремля выдержать штурм неприятеля. Из укреплений сохранилось лишь одно - Кутафья башня, защищавшая Троицкие ворота.
Кремль в то время представлял собой выдающееся сооружение, отвечавшее всем требованиям крепостного строительства конца XV века. Башни Кремля не имели еще высоких шатров (они построены в XVII веке.), а завершались площадками, прикрытыми конусообразными кровлями.
Столица Российского государства Москва в XVI веке стала одним из крупнейших городов Европы. Значительно расширилась территория Москвы, что потребовало создания новых валов городских укреплений. В первую очередь был укреплен центр столицы, получивший название «Китай город». Название «Китай город» производят от слова «киты», что значит плетень из тонких жердей, засыпанный землей. Подобный плетень лежал в основании земляного вала первоначальной крепости Китай города.
В мае 1534 года правительство малолетнего Ивана IV приступило к сооружению земляной крепости, а через год на ее месте воздвигли уже каменные укрепления. Китайгородская стена (ее остатки сохранились до наших дней) проходила от Никольских ворот Кремля примерно до места памятника Ивану Федорову, затем спускалась к Москве реке и шла вдоль реки к Кремлю.
В 1547 году в Москве произошел страшный пожар – за шесть часов выгорели Кремль, Китай город, большая часть посада, в огне и от удушья погибли более 2,5 тысяч человек. Сам царь спасался от пожара в селе Воробьево (Воробьевы горы). Большинство населения города остались без крова.
К концу XVI века Москву опоясали еще два кольца укреплений. В 1585 1591 годах под руководством выдающегося строителя Федора Коня были сооружены стены Белого города, охватывавшие полукругом Кремль и Китай-город (по линии современного Бульварного кольца). С южной стороны они упирались в Москву реку.
После набега крымского хана Казы Гирея, подошедшего летом 1591 года к самым окрестностям столицы, сразу же приступили к строительству новой линии укреплений — Деревянного города, или Скородома.
Название «Скородом» происходит от той спешности, с которой происходило строительство новых укреплений, завершенное в течение года. Эта линия шла по современному Садовому кольцу, включая в свои пределы и Замоскворечье. В 1599-1600 годах построили вторую линию кремлевских стен.
Наиболее значительным памятником московской архитектуры XVI века, впитавшим в себя лучшие черты шатрового и столпового стилей, является собор Покрова что на рву (1554 1560), в одном из притворов которого похоронен Василий Блаженный, известный московский юродивый того времени, из-за чего постройка стала называться в народе храмом Василия Блаженного.
Завершением монументального строительства в центре Москвы того времени стала колокольня Ивана Великого, пристроенная в 1600 году к старой кремлевской звоннице.
В первой половине XVII века застройка Москвы шла по-прежнему стихийно, хаотично, особенно там, где проживал «черный» люд. И, тем не менее, наметившаяся ранее радиально-кольцевая система планировки города получила в XVII веке более отчетливое выражение. Улицы, вытянувшиеся вдоль старинных дорог к центру Москвы (Тверская, Большая Дмитровка и Малая Дмитровка, Мясницкая и др.), пересекались кольцами Белого города и Земляного города, потерявших со временем свое оборонное значение укреплений.
В 1633 году в Москве был сооружен первый напорный водопровод, для которого использовалась одна из башен Кремля, названная Водовзводной.
Пестрота общественных групп, населявших город, приводила к тому, что Москва выглядела как скопление поселений самой различной принадлежности (типа слобод), разбросанных на большой территории. Таких слобод в Москве XVII века насчитывалось более 140.
В области архитектуры XVII столетие может быть по праву названо временем расцвета русского барокко - своеобразного архитектурного стиля, приспособившего для каменного строительства приемы и решения, свойственные старинному деревянному зодчеству. Уникальным деревянным сооружением был царский дворец в селе Коломенском, который называли «восьмым чудом света». С перерывами его строили в течение 40-80 х годов XVII века. Работами руководили плотники Семен Петров и Иван Михайлов. Влияние мирского строительства, его «узорочного» стиля сказалось и на возведении церковных зданий. У Варварских ворот Китай-города на средства купца Григория Никитникова была построена церковь Троицы, соперничавшая с дворцами и соборами Кремля как по внешнему оформлению, так и по внутренней отделке. Легкостью, устремленностью ввысь отличалась церковь Рождества богородицы в Путниках, имеющая три поставленных в ряд декоративных шатра и шатровую колокольню.
На рубеже XVII XVIII веков один за другим следовали пожары в Москве. Наиболее сильный пожар 1701 года, истребивший многие кремлевские строения, ускорил принятие мер по благоустройству города. В этом и последующих годах Петр I издал указы о каменном строительстве в черте Кремля, Китай-города и Белого города, запрещая ставить деревянные дома. Недостаток кирпича и кровельного железа привел к довольно частым исключениям из этого правила, но, тем не менее, сооружение каменных построек приобрело более широкий размах. В соответствии со специальными указами началось мощение улиц булыжником, перенесение дурно пахнувших скотобоен и мясных лавок за пределы Белого города (с тех пор у Земляного вала в разных местах возникали рынки).
Город постепенно расширял свои границы. Слободы в пределах Земляного вала и за ним превращались в улицы, которые вытягивались вдоль главнейших дорог, ведущих к центру Москвы.
Дворяне, чиновники, богатые купцы почти совсем вытеснили дворы «простонародья» за Земляной вал. Особо аристократический характер приобрели кварталы Белого города. Российское дворянство обзаводилось роскошными каменными дворцами, домами и усадьбами, в строительстве которых принимали участие виднейшие архитекторы. Тон задавали члены императорской фамилии и их фавориты. В Лефортове в эти годы был построен Екатерининский дворец. Воздвигались великолепные дворцы усадьбы Шереметевых (Останкино и Кусково), Юсуповых (Архангельское). На холме против Боровицких ворот Кремля был построен особняк Пашкова.
Царствование Екатерины II принесло немало проектов переустройства Москвы. Утвержденный императрицей в 1775 году «Прожектированный план городу Москве» разделил город на две части. Территория, ныне ограниченная Бульварным кольцом, считалась собственно городом; все, что располагалось далее до Земляного вала, относилось к предместьям. В городе предполагались: добротное каменное строительство, мощеные улицы, водопровод (его вели от источников в Мытищах по проекту 1779 года), освещение улиц масляными фонарями, пожарная и полицейская охрана. План предусматривал срочный снос стены Белого города и устройство на ее месте бульваров. Стену разбирали более 20 лет и лишь в 1796 году открыли единственный бульвар — Тверской.
Во время Отечественной войны 1812 года Москва сильно пострадала от пожара. Погибло три четверти городских строений (по официальным данным, из 9151 дома сгорело 7632).
Последствия пожара и хозяйничанья вражеской армии нанесли городу огромнейший ущерб. Потребовалось принять экстренные меры для восстановления Москвы. Прежде всего, срочно была создана комиссия для строений, на которую возлагалось восстановление города. По ее проектам осуществлялась застройка Москвы, сохранившая исторически сложившийся радиально кольцевой принцип. В 20 30 х годах XIX века была проведена большая работа по сносу Земляного вала, на месте которого открылось доступное для транспорта и пешеходов Садовое кольцо. В центральной части Москвы были засыпаны рвы вокруг Кремля и Китай-города.
В первой половине XIX века архитектурный облик Москвы обогатился реконструкциями и новыми постройками в Кремле, выполненными под руководством Константина Тона. Были построены здание Оружейной палаты, вокзал Николаевской железной дороги (сейчас Ленинградский вокзал). Архитектор Федор Шестаков построил Провиантские склады на Крымской площади. Александр Витберг возглавил работы по проектированию памятника Отечественной войне 1812 года – храма Христа Спасителя близ Москвы реки. Позднее разработка проекта и строительство было поручено архитектору Константину Тону. Сооружение храма затянулось почти на полвека.
В 70-х годах XIX века по сравнению с 60 ми доля расхода городского бюджета на благоустройство увеличилась в 1,5 раза, составив 27% (при этом примерно в 2 раза вырос сам бюджет, превысив 4 млн рублей). Стали появляться первые пятиэтажные дома.
В 1876 году на Тверской улице началось усовершенствование мостовой (замена булыжника торцовым и асфальтовым покрытием).
Некоторые деревянные мосты стали заменяться железными: Дорогомиловский (1868), Москворецкий (1872), Большой Краснохолмский (1872), Крымский (1873), Большой Устьинский (1883). Появились новые мосты — Чугунный (1888) и Малый каменный (1890). Заметно улучшилось освещение улиц. В 50-х годах XIX века улицы освещались в течение восьми месяцев в году, причем лишь в безлунные ночи (в среднем 18 дней в месяц). С появлением в 1860 х годах нового горючего (керосина) увеличилось число светильников. В 1867 году появилось газовое освещение.
В 1883 году площадь возле храма Христа Спасителя, а затем Красная площадь и Большой каменный мост стали освещаться электрическими фонарями. В общей сложности их насчитывалось не многим более 60. До широкого внедрения электричества было еще далеко. Лишь с 1896 года, когда построили большую электростанцию, была освещена 99 фонарями Тверская улица, и электричество стало входить в квартиры богачей. На исходе XIX века в домах состоятельных людей появились водопровод, канализация, телефон.
В 60-х годах XIX века из Москвы в различных направлениях уходили восемь шоссейных дорог: на Петербург, Ярославль, Нижний Новгород, Варшаву, Рязань, Смоленск и др. Важнейшей из них была дорога, соединявшая Москву с всероссийским торжищем — Макарьевской (позже Нижегородской) ярмаркой.
Вслед за Николаевской (на Петербург) одна за другой были проложены Ярославская, Брестская, Казанская, Нижегородская, Курская, Брянская, Савеловская, Виндавская, Павелецкая железные дороги. К концу XIX века Москва стала крупным железнодорожным узлом, куда сходилось 10 железных дорог, связывавших город с самыми различными уголками Европейской России.
На смену основному виду городского транспорта — «линейке» (экипажу с сиденьями по обе стороны разделявшей его доски) — постепенно приходила конная железная дорога (конка). К 1900 году протяженность линий конки составляла около 100 км, причем на всех линиях курсировал 241 вагончик.
В 1899 году в Москве была проложена первая линия трамвая (от Страстного монастыря, находившегося на сегодняшней Пушкинской площади, до Бутырской заставы).
В последние десятилетия XIX века в Москве был построен ряд значительных сооружений: здания Политехнического и Исторического музеев, театра «Парадиз» на Никитской улице (ныне театр им. Маяковского), Верхних торговых рядов (ГУМ), нескольких вокзалов, а также частных домов.
В начале XX века Москва заметно раздвинула свои границы. В 1912 году ее население с пригородами составляло 1,6 млн человек, а в пределах муниципальной черты – 1,4 млн.
Промышленный подъем и быстрый рост городского населения вызвали строительный бум. В центральной части города начали возводиться «доходные» жилые дома, торговые заведения и т. п. Исчезали провинциальные черты города, связанные прежде всего с малоэтажностью и характером построек. На смену одно- и двухэтажным деревянным домам возводились многоэтажные каменные дома. Возле Орликова переулка был построек первый 8 этажный дом, а в Гнездниковском переулке – первый 10 этажный. В 1912 году насчитывалось 9% зданий в 3 и более этажей. В это время уже треть зданий города была каменной, причем в пределах Бульварного кольца деревянные здания становились редкостью, хотя между Бульварным и Садовым кольцом их оставалось все еще много. Центральная часть города украсилась рядом общественных зданий и частных построек. По проекту архитектора Алексея Щусева на Каланчевской площади (ныне Комсомольской) было построено здание Казанского вокзала, по проекту инженера Ивана Рерберга – здание Брянского (ныне Киевского) вокзала. На Волхонке был построен Музей изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина).
Медленная конка почти совершенно была вытеснена трамваем; его линии протянулись на 130 км. В 1907 году на московских улицах появился первый весьма своеобразный таксомотор автомобиль с объявлением «Извозчик. Такса по соглашению», а вскоре Марьину рощу и Останкино соединил автобус автомобиль с навесом и со скамейками в кузове. Но заметной роли в жизни горожан автотранспорт еще не играл.
Автомобилей было слишком мало. В 1913 году их насчитывалось всего 1300, а извозчиков – 14 тысяч. Из всех видов транспорта первое место принадлежало трамваю. В 1912 году московский трамвай перевез 274 млн. человек (в 1904 году всего лишь 48 млн.).
В 1910 году в Москве была введена в строй телефонная станция Шведско Датского акционерного общества, которая стала обслуживать 60 тысяч абонентов. Перед первой мировой войной Москва имела прямую телефонную связь с Петербургом, Нижним Новгородом и Харьковом. Осенью 1914 года в городе стала работать первая радиостанция мощностью в 100 киловатт.
Накануне первой мировой войны паровое отопление, электричество, водопровод и канализация стали проникать за Садовое кольцо.
В 1922 году Москва стала столицей СССР. В городе началось быстрое развитие транспортной инфраструктуры. Так, в 1924 году в Москве открылось автобусное движение, в 1933 году был запущен первый троллейбусный маршрут, а в 1935 году для пассажиров открылась первая линия метрополитена.
В советский период процесс централизованной плановой застройки и благоустройства Москвы на основе официально утвержденных генеральных планов можно разделить на 4 основных этапа: 1) 1931 1941 годы; 2) 1945 1950 годы; 3) 1951 1960 годы; 4) 1961 1991 годы.
10 июля 1935 года был принят Генеральный план реконструкции Москвы.
В соответствии с генпланом в столице осуществлялось большое жилищное строительство. В 1935 1940 годах в Москве было построено свыше 1,8 млн. кв. м жилой площади. Особенность нового строительства заключалась в том, что дома возводились в четыре и более этажей. Одновременно велось большое строительство культурно бытовых, медицинских и других учреждений.
К 1938 году завершилась реконструкция центра. Красная площадь и прилегающие к ней улицы были освобождены от мелких торговых зданий, палаток, складов и одноэтажных деревянных домиков. Расширенные улицы покрывались асфальтом. Столицу украсили заключенные в гранит Кремлевская, Москворецкая, Софийская, Крымская, Берсеневская, Фрунзенская, Бережковская, Дорогомиловская и другие набережные Москвы реки и Яузы. По берегам этих рек выстроились новые жилые и общественные здания.
11 новых больших мостов связали районы столицы между собой и с центром, улучшили транспортные связи и внесли новые черты в архитектурный облик столицы.
В соответствии с Генеральным планом в последующие годы были реконструированы ул. Горького (Тверская), Большая Калужская (ныне Ленинский проспект), 1 я Мещанская (ныне проспект Мира), Можайское шоссе (ныне Кутузовский проспект) и многие другие улицы и площади, на которых широко велось жилищное строительство. Москва активно меняла свой облик «большой деревни», приобретая столичный масштаб.
В 1930-е годы в связи с Декретом Сталина в Москве стали закрывать и разрушать монастыри и храмы.
При расширении Лубянской площади была уничтожена Пантелеймоновская часовня, разобран Собор во имя Казанской иконы Божией Матери (памятник освобождения России и Москвы от польских интервентов XVII века), снесен Никитский монастырь, разобраны Иверские (Воскресенские) ворота с Иверской часовней, разрушены храм Святого Димитрия Солунского на Страстной площади, храм Василия Кссарийского на Тверской улице и весь комплекс Страстного монастыря на Тверском бульваре и десятки других храмов. В 1931 году был взорван храм Христа Спасителя.
В период Великой Отечественной войны реализация Генплана 1935 года была временно прекращена. После войны развернулись работы по восстановлению города, а затем продолжилась его плановая реконструкция.
Второй этап преобразования Москвы был, главным образом, посвящен восстановлению городского хозяйства и улучшению условий обслуживания населения. В основном эти задачи были решены за первые послевоенные 5 лет. Третий этап развития и реконструкции столицы характеризовался развертыванием массового жилищного и культурно бытового строительства на основе индустриальных методов возведение зданий и сооружении. Был принят десятилетний план реконструкции Москвы на 1951 1960 годы. Этот градостроительный план основывался на идеях Генплана 1935 года, но и включал ряд новых предложений по улучшению планировки и застройки города, прежде всего — основных магистралей, въездов в Москву, освоению резервных территорий. В Москве были разработаны типовые проекты для массового жилищного и культурно бытового строительства, создана индустриальная база, укрупнены строительные организации. Строительство осуществлялось, в основном, в новых крупных жилых районах – Юго Запад, Черемушки, Измайлово, Фили, Хорошово Мневники, Кузьминки и др.
В 1952 - 1957 годах впервые в Москве возвели 7 высотных зданий, уникальных по тем временам по своему характеру, размещению и качеству строительства. Их создание явилось знаменательной вехой в развитии отечественной архитектуры, важным градостроительным этапом формирования центра Москвы, положившим начало новым архитектурным ансамблям.
В 1955 - 1957 годах в Лужниках был создан крупнейший спортивный комплекс, в 1960 - 1962 годах была возведена телевизионная башня в Останкино, в 1961 году – открыт Дворец съездов в Кремле, в 1962 - 1968 годы построен Новый Арбат.
В 1958 году была расширена площадь Москвы за счет присоединения к ней некоторых резервных территорий с населенными пунктами: Никольский, Верхние Мневники, Хорошево, Раменки, Черемушки, Волхонка, Стрелка.
В 1960 году в черту Москвы были включены города: Бабушкин, Кунцево, Люблино, Перово и Тушино, а также рабочие, дачные поселки и сельские населенные пункты Московской области, находящиеся на территории, ограниченной Московской кольцевой автомобильной дорогой.
В 1971 году был принят новый Генеральный план развития Москвы. Он был рассчитан на 20 лет. Согласно этому плану прокладывались новые магистрали, строился ряд крупных общественных зданий: комплекс СЭВ (ныне здание мэрии), гостиница «Россия», дом Верховного Совета РСФСР («Белый дом»). В 1974 1986 годах улица Старый Арбат была объявлена заповедной и пешеходной зоной.
В 1973 году принял первых зрителей новый театр на Тверском бульваре, в 1976 1979 годы построили крытый велотрек в Крылатском, в 1977 году было введено и эксплуатацию здание Телеграфного агентства СССР на площади Никитских ворот, в том же году первые читатели пришли в новое здание Института научной информации АН СССР с фундаментальной библиотекой по общественным наукам, в 1980 году были введены в эксплуатацию новый жилой комплекс «Олимпийская деревня», спортивный комплекс «Олимпийский» на проспекте Мира и многое другое.
На современном этапе развития город переживает капитальное архитектурное преобразование – строятся многоэтажные офисные здания, современная транспортная инфраструктура.
В последние годы были расширены и реконструированы здания Третьяковской галереи, Дарвинского музея, Музея личных коллекций. Изменению облика города способствовало появление целого ряда уникальных сооружений: заново отстроены Храм Христа Спасителя и Гостиный двор, реконструирована Манежная площадь. Отреставрированы и частично реконструированы ряд усадеб и жилых домов конца XIII — начала XIX веков, палаты XVII века на Пречистенке, в Гранатном и Лаврушенском переулках.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги