Белых пятен в истории войны стало меньше
Имена большинства погибших при прорыве Миус-фронта до сих пор неизвестны, но теперь безымянных стало на полсотни меньше. Установить фамилии и звания бойцов удалось буквально за несколько недель. И это редчайший случай в работе поисковиков.
В Ростовской области перезахоронили останки 103 солдат и офицеров Красной армии, которые были найдены на высоте «Черный ворон». Этот укрепленный немцами рубеж советские войска пытались взять с декабря 41-го, но получилось только в августе 43-го.
Высота 135,9, или другое название высота «Черный ворон» считалась одной из самых неприступных позиций немцев. Она была укреплена минометами, гаубицами, реактивной артиллерией. На подступах — несколько линий колючей проволоки, противопехотные и противотанковые мины. Любое наступление в этом направлении было обречено на провал, любые перемещения наших войск были для фашистов как на ладони.
Место, где погиб передовой отряд 248-й стрелковой дивизии, установили точно. В августе 1943 года не было возможности хоронить павших, они так и остались лежать в немецких окопах, которые брали ценою жизни.
Иван Стреляев, директор Донского военно-исторического музея: «Мне запомнилась одна находка. Мы подняли останки двоих человек. Видимо, в рукопашной с врагом сошелся наш боец, в руке у него был немецкий штык-нож, он лежал на немце. Похоже, что красноармеец нанес противнику смертельную рану и тут же погиб».
В этом списке из подольского архива имена 51 солдата и офицера, которым удалось сломить оборону противника. 19 августа 1943 года неподалеку от села Петрополье штурмовая группа из лучших бойцов атаковала немцев с левого фланга. Этот своего рода спецназ времен Второй мировой войны вступил в рукопашный бой и отвлек внимание противника. Когда подошли наши основные силы, вся передовая группа погибла.
Андрей Кудряков, руководитель поискового объединения «Миус-фронт»: «Составлялись карты в особых отделах, списки штурмовых групп, безусловно, тоже велись особыми отделами. И список, по которому мы установили фамилии участников этой штурмовой группы, он тоже был под грифом „секретно»“.
Подтверждение тому, что в боевом захоронении лежат именно те бойцы, которые перечислены в архивном списке, поисковики получили еще до окончания раскопок. Они нашли множество вещей красноармейцев: награды с хорошо сохранившимися номерами, подписанные солдатские котелки и кружки. Совпадение личных данных со списком оказалось полным.
Андрей Кудряков, руководитель поискового объединения «Миус-фронт»: «Например, связист лежит рядом с кружкой, на кружке написана его фамилия, информация совпадает с архивными документами полностью. Находки подтвердили, что архивный список достоверен».
Воинские почести погибшим при прорыве фронта ненадолго повернули время вспять. Поисковики особо готовились к сегодняшнему дню. То, что из 103 солдат и офицеров установили имена и фамилии почти половины, — случай уникальный. Чаще всего из сотни безвестных бойцов удается узнать имена не больше двух-трех.
Атака штурмовой группы 248-й дивизии стала началом прорыва Миус-фронта. По оценкам историков, успех нашей армии вынудил немцев перебросить на Миус резервные дивизии с Курской дуги, где победа советских солдат предопределила поражение гитлеровской Германии.
Имена еще 53 солдат и офицеров пока остаются неизвестными, но поисковики продолжают работу в архиве, не исключено, что поименно удастся назвать всех героев Великой Отечественной, которые упокоились в этой братской могиле.
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги