Особенности национального менталитета
«Все мы в России страдаем комплексом неполноценности», - считает депутат Государственной Думы РФ, автор популярной трилогии «Мифы о России» Владимир Мединский. Пришла пора эти комплексы искоренять, полагает он. Они специально навязаны нам, в том числе извне, чтобы принизить Россию и ее народ. Негативное мифотворчество буквально пронизывает нашу историю и все сферы жизни. Не обошло оно стороной и вопросы, связанные с ролью женщины в российском обществе.
- Владимир Ростиславович, сегодня вы - признанный эксперт в деле развенчания мифов о нашей стране и ее народе. Не кажется ли вам, что таким же мифом является и представление о россиянках, знакомое нам по литературным опусам отечественных поэтов, как о забитых патриархальным укладом жизни крепких бабах, которые «коня на ходу остановят и в горящую избу войдут» или, как героиня Мордюковой в одном из фильмов, рельсы тягают в оранжевых жилетах?
- Слава богу, с ломами в оранжевых жилетах уже не стоят. Это сегодня удел представителей в основном Среднеазиатских республик.
Насчет «забитости» и «тяжелой женской доли» в Древней Руси тоже могу сказать, что это из разряда мифотворчества. Такие определения больше подходят женщинам европейских стран времен Средневековья.
В те времена русские женщины, по крайней мере принадлежавшие к высшим слоям общества - купечеству, боярству, не говоря уж о княжеских семьях, - были весьма образованны. Наши принцессы очень высоко ценились в Западной Европе и внесли серьезный вклад в ее историю.
Самый известный пример – дочь Ярослава Мудрого, вышедшая замуж за французского короля Генриха. Анна с ужасом писала на родину о том, что никто из ее окружения, кроме монахов, не умеет читать и писать. Фактически она была единственным грамотным человеком при дворе. А поскольку Анна помимо русского владела греческим и латинским языками, ей незамедлительно было делегировано право подписи королевских указов: король под ними ставил крестик, а ниже свою роспись ставила Анна Ярославовна.
Интересно, что вплоть до последнего казненного Людовика короли Франции, принимая присягу, клали руку на библию, привезенную Анной из Руси. Эта книга оказалась первой во французском дворе. Вот вам и просвещенная Европа!
К слову, не только Анна, но и две ее сестры вышли замуж за европейских монархов. Другие русские княжны были успешными женами германских императоров, норвежских и датских королей, соискателей британского престола.
- С введением домостроя как изменилась судьба женщин на Руси? Бытует мнение, что он значительно понизил их статус.
- А что в нем было плохого? Он совершенно не предполагал какого-то униженного положения женщины. Более того, если внимательнее посмотреть гендерную составляющую права времен Средневековья, то выяснится, например, что женщины Британии не обладали никакими имущественными правами. На Руси же еще в ХIV-XV веках с правами женщины все было с точностью до наоборот. В отсутствие мужа они могли не только решать все хозяйственные вопросы, но и заключать, как бы сейчас сказали, бизнес-сделки: покупать и продавать недвижимость, имущество, нанимать и увольнять работников. То есть женщины были вольны вести активную предпринимательскую деятельность, чему есть немало документальных подтверждений.
Причины такого отношения крылись в образе жизни тех лет. Мужьям чуть ли не постоянно приходилось воевать. В сказках и кино наших бояр почему-то принято изображать обязательно с бородами до колен, в огромных меховых шапках, заседающими в Боярской думе. На самом деле бояре – это рыцари на европейский манер, эдакие русские роланды и ланцелоты. Классический боярин тех лет – князь Дмитрий Пожарский. По сути, он – боевой офицер. И все они были такими, поскольку воевали тогда почти без остановки. А на хозяйстве оставались жены. Вот почему им давались широкие права. В европейской же практике, когда мужчины-рыцари шли воевать, на хозяйстве оставались наемные управленцы-мужчины.
Показательным будет рассмотреть этимологический аспект вопроса. Разница в статусе женщин на Руси и в европейских странах сразу становится очевидной. В английском языке слово women образовано от слова men. То есть женщина несамостоятельна, она как бы при мужчине. Возьмем фамилии: он – мистер Смит, а жена – миссис Смит. Нет никакого апострофа, даже окончания не меняются. Абсолютная потеря индивидуальности.
У нас этого нет. Женщины и после замужества сохраняли свою индивидуальность. Ведь никто раньше не обращался к боярыне Морозовой «госпожа Морозов»? К ней, как к зрелой женщине, обращались по имени-отчеству. А вот к молодым – по имени. Да, в замужестве бралась фамилия мужа, как в Европе, но у нее было женское окончание, а главное – в практическом обращении она не использовалась. И так, кстати, принято по сей день. Сказать коллеге, знакомой «гражданка Морозова» - это, простите, просто оскорбить. Если дело, конечно, не происходит в суде. Мы скажем – уважаемая МарриВанна и т. п.
Я глубоко убежден, что любые рассуждения об униженной роли женщины на Руси - еще один навязываемый нам миф, не имеющий под собой никакой объективной основы.
- Между тем когда мы вспоминаем о выдающихся русских женщинах прошлого, то на память приходят одни царицы, княгиня Дашкова, ну, может, еще Василиса Кожина – героиня Отечественной войны 1812 года…
- И до Дашковой в России хватало ярких женщин. Просто она вошла в историю как сподвижница Екатерины II и как наиболее европеизированная женщина того времени.
Есть у вопроса и другой аспект. Принято ссылаться, что у них там, на Западе, были мудрые правительницы. Чаще вспоминают английскую королеву Елизавету. Простите, но у нас одна княгиня Ольга чего стоит! Она весьма энергично и умело правила не только за вечно воюющего мужа, но и уже при взрослом сыне Святославе, который из-за постоянных военных походов почти не бывал в Киеве. Позже Россией правили Софья (сестра Петра), Елизавета, Анна Иоанновна, обрусевшая Екатерина II… Примеров подобного рода наша история знает немало. В далеко не самом худшем для нашей страны ХVIII веке в России вообще по сути одни женщины правили.
Другое дело, что православные традиции предполагали не выпячивание женщин, даже если они решали вопросы государственного уровня. Это как бы «не пиарилось». Сегодня не только на Западе, но и у нас мало кто знает об огромной роли жены Петра в его судьбе, победах и достижениях. Екатерина ведь не только умело снимала приступы падучей у царя, но и давала дельные советы, поддерживала его в трудные минуты и даже как-то спасла его жизнь…
Не случайно одним из первых орденов, учрежденных Петром, стал орден Святой Екатерины. Так возвеличил свою жену Петр после того, как она вызволила его вместе с войском и спасла от неминуемой гибели во время Прутского похода. Тогда ведомая лично царем русская армия оказалась в окружении у турок. Ситуация сложилась абсолютно безнадежная: 35 тысяч русских без достаточного запаса боеприпасов и провианта стояли против 180 тысяч турок. Можно не сомневаться, случись сражение - это был бы конец царствования Петра и трагедия для России. В столь драматической ситуации Екатерина проявила редкое мужество и дипломатический талант. Она не только пожертвовала своими драгоценностями для выкупа мужа и армии, но и сумела лично убедить турецкого пашу выпустить с миром русские войска вместе с царем.
- Тем не менее на Западе женщины как-то раньше и активнее вошли в культурную и научную элиту своих стран. Те же Кюри, Войнич… Может, нашим продвинутым дамам просто не хватало пиара?
- Достижения россиянок были не меньшими, чем успехи наиболее ярких представительниц западноевропейских стран. Та же Софья Ковалевская – ничем не хуже Кюри. Просто на Западе это лучше пропагандировалось. С другой стороны, напомню, православные традиции не поощряли выпячивания и восхваления своих достижений. Мировая известность Софьи Ковалевской - скорее, исключение из правил.
Сегодня почти ничего не известно о том, как много сделали русские женщины для страны по линии благотворительности, организации культурных центров, образовательных учреждений, приютов и больниц. Вклад этот огромен. И делали это они с особым достоинством и скромностью. Скажем откровенно, вообще традиция государственной благотворительности была заложена впервые именно в России женщинами – членами царствующего дома Романовых.
Приведу, кстати, еще один показательный пример. Когда спасенные моряки с легендарного крейсера «Варяг» вернулись в Петербург, все они стали героями, все были представлены к Георгиевским крестам. После торжественной церемонии награждения их пригласили на аудиенцию к Николаю II. Несколько часов матросы сидели в императорских покоях, чаевничали, общались с царем. А чай им, простым морякам, разливали и разносили, прислуживали за столом не официантки из «Управделами президента», а девочки - дочки императора. Тогда такое было в порядке вещей. Сегодня это, увы, даже представить невозможно.
- В то же время во второй половине ХIХ века революционно настроенные россиянки своими громкими терактами и судебными делами прогремели на всю страну и далеко за ее пределами. Вера Засулич, Софья Перовская… В начале ХХ века женщины тоже были достаточно широко представлены среди наиболее решительных социал-демократов и большевиков. Чем, на ваш взгляд, объясняется такая повышенная революционность россиянок?
- Заметьте, что многие из этих революционерок были из весьма известных семей, составлявших цвет российского общества.
Вся эта ожесточенность и террористическая одержимость скорее всего имеют в своей основе личные мотивы. Либо эти девушки были влюблены в революционеров, а тогда это было модно, либо испытывали полную неудовлетворенность в личной жизни. И наблюдалась сублимация, жертвами которой становились ни в чем не виновные представители власти. Не находя себе места в патриархальном, спокойном обществе, такие женщины оказывались среди террористов. Это печально.
Почему в Европе этого было меньше? Так там и революционеров было меньше. Особенно в XIX веке.
А вот в Германии, где ситуация складывалась по сценарию, схожему с российским, было то же самое. Имена Розы Люксембург, Клары Цеткин и сегодня символизируют ту эпоху.
Уверен, если поглубже изучить данную тему, то всплывет много интересного. Просто в этом не заинтересованы сами европейцы: черные пятна собственной истории они задвинули в тень, дабы не портить общий вид своего прошлого.
У нас же революционных террористок с энтузиазмом, заслуживающим лучшего применения, поднимали на щит. Национальных героинь искусственно делали из Софьи Перовской, кстати, дочери генерал-губернатора Санкт-Петербурга, из больной на голову Веры Засулич. Умудрились даже улицы российских городов назвать их именами. Для меня улица Засулич, какого-нибудь Халтурина или Желябова из той же серии, что проспект Бен Ладена или площадь Басаева.
- Феминистские настроения получили мощное развитие на Западе, особенно в Америке. А вот в России они как-то не развились. Наши женщины идут своим путем?
- И слава богу, что у нас это движение не пошло. Потому что положение русских женщин было не настолько униженным, чтобы для его исправления создавать политические партии, движения и маршировать колоннами по городам, как это делали феминистки Америки и Англии.
Веками сложившийся уклад жизни, православная культура формировали наших женщин таким образом, что они с большим сомнением относились к феминизму. Думаю, если бы западные феминистки приехали в Россию и начали хождение в народ подобно революционерам-народовольцам, то тоже не нашли бы там понимания, быстро успокоились бы и скорее всего обзавелись бы семьями, воспитывали бы детишек...
- Вернемся в современность. Сегодня у россиянок проблем хватает. Если верить российским СМИ, то кризис больнее всего бьет именно по женщинам. Им меньше платят, а увольняют с работы в первую очередь. Как их можно защитить от этого?
- В условиях кризиса на многих предприятиях и в учреждениях действительно вынуждены сокращать персонал. Но гендерный подход, по моим данным и наблюдениям, при этом отсутствует. Такие заявления - чаще домыслы. Сокращают, как правило, менее эффективных работников. От хороших специалистов даже в условиях кризиса, поверьте, никто не старается избавиться. И пол здесь ни при чем.
А на защите любого работника стоит трудовое законодательство. Кстати, женщины в нем достаточно хорошо защищены, уж точно лучше мужчин. Просто надо знать свои права и при необходимости их отстаивать.
- Сегодня по числу женщин-управленцев среднего и высшего звена в бизнес-структурах Россия занимает второе место в мире после Филиппин. Почти половина руководителей в них – дамы. А вот среди высшего чиновничества, в правительстве, Госдуме и Совете Федерации женщины едва составляют 10 процентов. Даже в президентском кадровом резерве этот показатель ненамного выше. Откуда такая диспропорция? И как быстро она исчезнет, если исчезнет?
- Вторым местом после Филиппин нам гордиться не стоит. Лучше бы по этому показателю мы находились на втором месте с конца.
Хорошо, конечно, когда у женщины есть возможность сделать карьеру, когда она обеспечена равными с мужчиной правами. Плохо другое: когда женщины вынуждены «ударяться» в карьеру. Это происходит чаще всего оттого, что они не находят себя в семье, либо семейный бюджет слишком скуден для нормального существования.
В данном вопросе я – консерватор, исхожу из старого принципа: если мужчина - это 1 в арифметическом понимании, то женщина – 0. Умная женщина встанет за мужем, и тогда вместе они составят 10. А не очень умная - полезет вперед, и тогда получится всего 0,1.
Самой природой определено разделение функций между полами. Никто не лучше, никто не хуже. Просто мы разные. Поэтому хорошо, когда женщина наиболее полно использует дома, на работе, в общественной жизни свои сильные качества, а мужчина – свои.
- Но если мужчина сам уходит в тень женщины, предпочитая роль ведомого…
- А это оборотная сторона эмансипации. Тут можно рассуждать так: женщины вынуждены идти в бизнес, политику, потому что мужики – слабаки. А можно и по-другому: потому и слабаки, что предпочитают легкие пути, особенно когда их обеспечивают своим трудом сами женщины.
В этой связи интересные тенденции наблюдаются в современной Западной Европе. Там сейчас живет младшая сестра моей супруги. Так вот, она рассказала, что в Голландии до 40 лет мужчины обычно вообще не собираются жениться, то есть просто не хотят себя обременять семейными проблемами. Понятно, что в такой ситуации женщины вынуждены самореализовываться в карьере.
Так, может, надо не самим лезть на амбразуру, а мотивировать мужчин быть кормильцами, создавать иной психологический настрой в обществе? Ведь человек слаб по натуре. Если мужчина видит, что жена решает за него все проблемы, зачем напрягаться? Он привыкает к этому.
Я не говорю, хорошо это или плохо. Есть выдающиеся женщины, успешные в бизнесе, науке, да еще к тому же хорошие матери, жены. Это замечательно. Но, поверьте, нетипично. Естественная ситуация абсолютно другая. Вот если бы мужчины тоже рожали детей, тогда бы они были равны с женщинами. А так у нас… немного разные функции.
Что касается 10 процентов женщин во власти, полагаю, это нормально. Будет больше – хорошо, но только если естественным путем. Тут надо понимать, что, во-первых, политика - довольно тяжелая в нервном плане работа. Женщинам трудно выдерживать такие психологические нагрузки плюс им мешает в политике то, что они более… искренние, чем мужчины. Хотя есть выдающиеся примеры женщин-политиков: Индира Ганди, Ангела Меркель, Кондолиза Райс, Валентина Матвиенко, Юлия Тимошенко, каноническая Маргарет Тэтчер. Кстати, они обычно из тех, кто любого мужика за пояс заткнет. Но это опять же исключение, подтверждающее правило.
Во-вторых, есть исторические традиции. С момента зарождения человечества политика всегда была продолжением войны. Другими средствами, помните? Сегодня вы – государь, а завтра предстоит возглавить армию. В Древнем Риме император был не высшим гражданским, а высшим военным лицом. Главная его задача – воевать! Поэтому и история Древнего Рима главным образом – мужская история.
Начиная с XIX века, политика становится более гражданской, светской. Появляются женщины – руководители государств. Это нормально. Но искусственно активизировать такие процессы мне представляется абсолютно бессмысленным занятием.
Теперь что касается так называемой идеи женских квот в органах власти, допустим, до 30 процентов. Для наших женщин я считаю их оскорбительными.
Почему именно 30 процентов, а не 50 или 55 согласно проценту женского населения в России? Получается, если квота определяется в 30 процентов, то ее инициаторы исходят из того, что женщины в два раза глупее мужчин? По-честному должно-то быть 50-55 процентов! Поэтому не надо бежать впереди паровоза. И квот дурацких никаких не нужно.
- В настоящее время дамы руководят 15 государствами мира. Причем далеко не самыми маленькими, включая Германию. Вы допускаете, что уже в ближайшем десятилетии главой нашего государства может стать женщина?
- Конечно, допускаю. Все зависит от личности. Тут надо понимать, что женщине-президенту будет в десять раз тяжелее, чем мужчине. Придираться все будут, предъявлять завышенные требования.
Опять же в данном вопросе надо руководствоваться не внешней стороной, а эффективностью такого избрания. В российской истории были женщины, правление которых считается золотым веком. Но были и примеры, когда активное участие женщины в управлении страной давало негативные последствия. Вспомним супругу Николая II. Мы даже не знаем, насколько она на самом деле влияла или не влияла на действия царя и принятие им решений. Но преподнесено обществу это было в любом случае весьма негативно. Та же распутинщина связывалась в первую голову именно с именем супруги Николая II.
Общество оказалось не готово к такой активной роли жены императора. Традиционно их уделом была лишь благотворительность. А тут какое-то непривычное нашему ментальному архетипу «женское» политическое влияние.
Уже на нашей памяти другой аналогичный пример: Горбачев и его супруга. Возможно, ее влияние на супруга носило исключительно положительный характер. Но важно не то, как есть на самом деле, а то, как это воспринимается «мнением народным». А общество восприняло это в целом негативно, связывая многие наши проблемы именно с влиянием Раисы Максимовны. Ее яркость, образованность и активность служили раздражающим фактором. К сожалению, народ простил ее психологически только после смерти. По-христиански стали жалеть, по-доброму вспоминать, какая была красивая и умная женщина.
А вот о Наине Ельциной, которая сидела тише воды, ниже травы и лишь периодически открывала какую-нибудь школу, все отзывались хорошо: какая замечательная жена у президента!
- А допускаете, что ближайшие президентские выборы 2012 года в России выиграет женщина?
- Вполне допускаю, если способная на это женщина появится в России. Стать первым лицом нашей страны по силам только супервыдающейся женщине типа Маргарет Тэтчер. Юлия Тимошенко, например, тоже очень яркая личность.
- …Ангела Меркель?
- О ее качествах как руководителя Германии я знаю не очень много. Знаю, что вот Берлускони желает на ней жениться.
- ?..
- Отвечая на вопрос журналиста, почему он так странно смотрит на госпожу Меркель, итальянский премьер-министр, не моргнув глазом, пояснил, что хотел бы жениться на ней, а потом усыновить Саркози и таким образом создать самое большое и мощное государство в Европе. И хитро улыбнулся…
Источник: журнал «Всегда женщина»
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги