Белорусская геральдика: «Погоня» и символы «миролюбивого содержания»
Что ж, грядущий 13 мая День Государственного герба и флага –– подходящий повод поразмыслить, как за несколько лет может измениться сознание людей и что может принять это сознание. Белорусы поколения 30-40-летних хранят в личных архивах документы с разной государственной символикой. У каждого найдутся свидетельство о рождении с гербом СССР, диплом или аттестат с «Погоней» и, наконец, паспорт с современным гербом Беларуси. Нам выпало жить не только в эпоху распада империи, но и во времена, когда за 16 лет в стране трижды менялись герб и флаг.
Национальные символы государства сменили советские в 1991 году. Тогда Верховный Совет Беларуси двумя третями голосов принял три судьбоносных решения: о смене названия страны, установлении государственного герба и государственного «бело-красно-белого» флага. Именно этим символам присягнул в 1994 году первый (и пока единственный) президент Беларуси.
А уже спустя год по его инициативе прошел первый в истории Беларуси референдум.
На него было вынесено три вопроса: о придании русскому языку статуса государственного наравне с белорусским, об установлении новых Государственного флага и Государственного герба и о поддержке действий президента страны, направленных на экономическую интеграцию с Российской Федерацией. По всем трем вопросам было вынесено положительное решение – «за» проголосовало, соответственно, 83,3, 75,1 и 83,3 процента соответственно.
Национальная идея, только начавшая в начале 90-х овладевать умами белорусов, потерпела одно из принципиальных поражений, когда отменили «бело-красно-белый» флаг и герб «Погоню» как государственные символы.
Отдавая дань «поворотному в истории» референдуму 1995 года, заместитель директора Научно-исследовательского института теории и практики госуправления Академии управления при президенте Беларуси, доктор философских наук Лев Криштапович назвал герб «Погоня» и бело-красно-белый флаг «антиисторической символикой». Он усматривает знаковое философско-историческое значение в том, что Беларусь живет именно с современными символами, которые определяют путь развития государства. На взгляд Л.Криштаповича, существующие герб и флаг адекватно отвечают современным вызовам, являются носителями «не агрессивного, а гуманистического и миролюбивого содержания» и отражают прогрессивные идеи современной мировой цивилизации.
Вторит ему и Сергей Рассадин: «Идеограмма, которая является частью белорусского национального орнамента красного цвета на белом поле и изображена на государственном флаге страны, известна с глубокой древности. Она символизирует солнце над вспаханным мирным полем. Цвета и композиция государственного герба Беларуси отражают социальный смысл государства, основанного на вере в добро и справедливость. Поэтому и государство белорусское состоялось».
Руководитель «Таварыства беларускай мовы» историк Олег Трусов согласен с тем, что существующая символика полностью соответствует современной власти: «Будут другие люди руководить страной, символика сразу изменится».
Он также подчеркнул, что герб «Погоня» входит в десятку древних гербов Европы и известен с ХІІІ века. А варианты бело-красно-белого флага существовали еще в XIV столетии.
В то время, когда приходится защищать историческую символику Беларуси, интересными кажутся наблюдения заместителя начальника факультета генерального штаба Военной академии Беларуси, кандидата исторических наук Александра Самовича. Он сообщил, что в последнее время заметно активизировалась на разных уровнях, вплоть до известных аукционов, торговля историческими государственными наградами, «которые являются символами доблести и ценными произведениями искусства». С одной стороны, таким бизнесом занимаются представители криминала, а с другой –– родственники обладателей наград, живых и умерших. При этом А. Самович заметил, что к его большому сожалению, орден Франциска Скорины, «любимый и уважаемый в народе, особенно среди интеллигенции», в своеобразной государственной табели о рангах орденов занимает последнее место среди белорусских наград.
Такая ситуация показательна и в смысле нашего отношения к истории, и в смысле воспитательном — нельзя уважать лишь часть прошлого Отечества.
Пока в стране на самом высоком уровне не будут чтить историческую символику, а орден, носящий имя Скорины, не займет достойное место, не произойдет перелома в сознании людей. И будет продолжаться продажа наград, и отношение к этому явлению в обществе останется вполне терпимым. Александр Самович напомнил журналистам бытующее выражение о том, что бог не может переписать историю, сделать это смогут только историки, правда, тут же добавил, что речь идет о лжеисториках. И все же эта фраза показалась как нельзя актуальной в связи с не прекращающейся полемикой вокруг белорусских символов.
По словам Олега Трусова, исторический герб «Погоню» в публичных местах доводится видеть достаточно редко. А вот бело-красно-белые полотнища появляются почти на всех акциях оппозиции. Более того, их вывешивали на своих домах и балконах обычные, никем не организованные люди. Например, «Белорусские новости сообщали», что в Гомеле в День Воли жилец многоэтажного дома вывесил бело-красно-белый флаг в своем окне.
Красно-белый цвет является символом тех, кто хочет перемен в жизни современной Беларуси. Иногда флаг появляется в неожиданных, но вполне объяснимых местах, например, на пьедестале памятника Владимиру Короткевичу в Витебске. Таким образом почтили память белорусского писателя, больше других болевшего за белорусскую независимость, в канун дня его рождения.
Так что, в нашей стране достаточно людей, для которых по-прежнему много значат и «Погоня», и бело-красно-белый флаг. Именно эти символы были с людьми, которые в конце 80-х — начале 90-х скандировали теперь почти запрещенное «Жыве Беларусь!». Именно с этими атрибутами государства государство и состоялось как независимое.
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги