Леонардо да Винчи - когда наука соединяется с духовным миром
Тот, кто был великим человеком искусства в этом мире, часто занимался науками и технологией. О том, как он объединял эти миры.
«Благовещение» - картина, которую написал да Винчи в 1472-1475 годах, в ней он изобразил архангела Гавриила, сообщающего Марии, что она забеременеет. Описывая небесных ангелов, да Винчи обращает внимание на самые мелкие детали.
Любознательность да Винчи не знала границ, и чтобы ее удовлетворить, он углублялся в исследования широкого спектра областей и занятий, у него не было разделения между искусством и наукой, он был открыт всему - химии, метеорологии, авиации, механике, столярному делу и многому, многому другому. Вместе с этим, он поражал и своей одаренностью в качестве художника, графика, скульптура и музыканта.
Леонардо был самоучкой: он никогда не получал формального образования и, даже, называл себя «необразованным человеком». Научные знания он приобретал путем наблюдений и исследований, происходящего вокруг, в основном, уже изученного. Он предпочитал проверять все сам, а не основываться на готовых исследованиях, таким образом, его своеобразное мышление и образ жизни позволили ему проторить свой собственный путь.
Леонардо родился в 1452 году вблизи города Винчи, что в центре Италии. Уже с молодого возраста в доме своего отца, как настоящий самоучка, он воспользовался научными рукописями, которые нашел в доме, и в 15 лет он стал учеником известного в те времена живописца и скульптора Андреа Вероккио. Как ученик он заложил основу не только своим способностям в искусстве, но и в технике: в мастерской он находил разные приборы, с помощью которых расширял свои технические знания, когда разбирал их действие до мельчайших подробностей. В той же мастерской он также открыл для себя много неразрешенных технических и научных проблем, которые занимали людей его времени.
Наука на службе искусства
По мнению Леонардо да Винчи, картина «тем лучше, чем более она похожа на предмет, с которого она нарисована», т.е. наилучшие, по его мнению, произведения искусства те, которые изображают действительность с наибольшей точностью. До эпохи Леонардо, в начале Ренессанса картины были сравнительно примитивными. Для того чтобы достигнуть в своих картинах наибольшей точности, Леонардо должен был изучать и исследовать различные области науки, такие как анатомия, оптика (для лучшего понимания взаимодействия света и тени), гидродинамика и многие другие.
Основа его образования, как художника, была заложена в мастерской Андреа Вероккио, который придавал большое значение анатомической точности изображения. Во всех своих картинах да Винчи будет придерживаться этого принципа. Его работа основана на глубоких научных знаниях, которые позже были изложены в его рукописях. Да Винчи утверждал, что «те, которые концентрируются на практической работе, не имея научных знаний, подобны навигатору без компаса, никогда не знающего, куда он плывёт».
Изучение наук занимало у Леонардо большую часть его свободного времени
Одним из важнейших вкладов да Винчи в мировую культуру являются его открытия в области анатомии. Он создал точную и подробную карту человеческого тела, превзойдя всех тех, кто занимался анатомией до него. Сочетание таланта художника со знанием анатомии привело к тому, что в его анатомических эскизах видна не только внешняя часть тела, но и внутренние органы.
В своих анатомических исследованиях Леонардо пытался отыскать и пристанище души человека. Изучая при диссекции трупов нервные связи мозга, он обнаружил в центре мозга полость, куда прибывают впечатления от пяти человеческих чувств. Подобно Аристотелю он назвал это место «прямым или здравым умом» и относился к нему и как к живой физической сущности, и как к метафизической системе, служащей пристанищем для ума, воображения, интеллекта и души.
Изучение света и тени также занимало да Винчи. В этой области, как и в анатомии, научные исследования служили основой для создания максимально приближенных к реальности картин. В 15-м веке исследование законов света и тени было важно, так как освещение поверхности вещей считалось трехмерной иллюзией в двухмерном рисунке. Основные положения исследований Леонардо в этой области изложены в его труде под названием «О тени и свете». Это глубокое и подробное научное сочинение, сочетающее в себе оптику и геометрию, и содержащее множество диаграмм. В этом исследовании да Винчи говорит о законе ретуширования или изображения затенённых мест. Он открыл способ слияния тени и света, изображая близлежащие предметы с чёткими краями и контурами, а отдалённые - с размытыми краями. Да Винчи также показал, как создать иллюзию глубины и внутреннего пространства, сочетая светлые и тёмные оттенки фона картины.
Другая область исследования, интересовавшая да Винчи - это гидродинамика (наука о движении жидкости). В его рисунках можно увидеть, как он наблюдал движение и формы воды. Леонардо сфокусировал своё внимание на вращении воды, спиральную форму, которую изучали ещё в Древней Греции. Спираль получила применение и в архитектуре. Расходящиеся на воде круги, также, интересовали Леонардо.
Как в других науках, так и в науке о движения воды, да Винчи записывал всё: материалы, формы, которые вода принимает, и даже причины, побуждающие её принимать эти формы. В период своего увлечения гидродинамикой да Винчи спланировал машины, работающие на силе падающей воды, и заложил основы для изображения рек и озёр в своих картинах. Его интересовала гармония, происходящая от естественных причин, таких как, например, круговорот воды (спираль). Он верил, что за этой гармонией стоят законы геометрии. Будучи в преклонном возрасте Леонардо интенсивно исследовал наводнения, изучая их природную основу. Эти исследования нашли отражение в некоторых из его апокалипсических рисунков.
Инженер, опередивший свое время
В те дни, когда да Винчи приобретал знания у Вероккио, Леонардо исследовал многочисленные приборы, следуя за укоренившейся в нем любознательностью. Он приобрел также технические навыки по конструированию этих приборов. Он утверждал, что поняв, как работает каждая часть машины, он может изменить ее с целью усовершенствовать таковую или сконструировать новую машину. В этих исследованиях де Винчи помогал его широкий спектр знаний. Инженеры в наше время привыкли работать с компьютером, рисуя чертежи. Он же опирался только на свои зрительные способности, когда чертил части машины, причем выполнял их с оптической точностью, поражающей своей безупречностью специалистов спустя 500 лет.
Многие эскизы из его тетрадей, к сожалению, не были использованы. Среди машин, которые были им сконструированы, были танки, военное оружие и подводные лодки. В дальнейшем, с ростом интереса к наследию Леонардо, специалисты использовали часть из машин, сохранившихся в его тетрадях. Например, машина с использованием пружинной силы, которую Леонардо разработал в 1478 году, была успешно запущена в 2004 году.
Интересующая Леонардо область исследования, безусловно, опережавшая то время, была авиация. Его желание летать проявилось в оставшихся чертежах. С молодого возраста да Винчи был очарован полетом и исследовал полет птиц. В 2000 году был воспроизведен экспериментальный прыжок, где парашютист свободно летел с парашютом, разработанным в свое время да Винчи.
Интересно видеть, как его склонность опираться на обширные научные знания, которые он самостоятельно приобрел, естественно проявляется в сценах таких картин как «Тайная вечеря», «Благовещение», «Мона Лиза», «Мадонна в скалах» и др.
Чтобы достичь художественного совершенства, он углублялся в исследование до мельчайших подробностей многих научных тем, где ему удавалось ясно раскрывать удивительные вещи. И способы достижения этой ясности были в высшей степени незаурядными. До сих пор в истории искусства и науки да Винчи считается самым ярким мастером. Когда Джордже Вазари, историк 16-го века, пробовал описать Леонардо, он сказал: «Это не приобретенная гениальность, а божественная».
Гармония, которая проявляется через мир природы
Многие исследования Леонардо да Винчи указывают на то, что он пытался математически описать законы природы, проявляющие гармонию. Часть из них ему удалось осуществить с помощью законов пропорции. Как выясняется, эти законы напрямую связаны с, так называемой, «божественной пропорцией» или «золотым сечением» , существовавшими еще в эпоху Пифагора. «Золотое сечение» представляет собой соотношение между шириной и длинной прямоугольника, равняющимся -1.618. Оно является основой многих гармоничных пропорций, проявляющихся в мире природы, а так же основой строения внутренних органов человека и строения форм цветочных листьев.
В 6 веке до нашей эры философ Пифагор вывел формулу, с помощью которой удалось объяснить гармонию в природе. Выяснилось, что с ее помощью можно объяснить многие процессы, существующие в поэзии, театре, скульптуре и архитектуре. В эпоху Ренессанса возродилась мудрость древних греков, и снова вернулись к вопросу об идеальной пропорции и о связи между взаимодействием, движением и красотой. Мы видим, что да Винчи реализовал во многих своих работах принцип «божественной пропорции» и самым лучшим примером является его «Витрувианский человек».
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги