Познание культуры через народный образ
Неделю назад игринцы впервые отметили символический день рождения самого известного героя удмуртского эпоса Лопшо Педуня. А накануне Игринский районный историко-краеведческий музей совместно с районным управлением культуры провел презентацию экскурсионно-туристического маршрута «Игра в Игре с Лопшо Педунем».
Данный проект был воплощен в результате победы в V грантовом конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире», традиционно проводимом Благотворительным фондом В. Потанина под патронажем Министерства культуры РФ и при организационном участии Ассоциации менеджеров культуры. Напомним, что это не первый проект; уже снискал популярность маршрут «Сибирский тракт - дорога сквозь века» (в прошлом году состоялись 64 экскурсии). «Мы гордимся, что наш район в последние годы является лидером по развитию сельского туризма в Удмуртии, - говорит глава администрации МО «Игринский район» Олег Гарин. - Это направление будем развивать и в дальнейшем, поддержку обещаем».
Открывается маршрут со вновь созданной в музейных стенах экспозиции «Мифы как связь времен». Ее тематика достаточно разнообразна, актуальна, необычна и противоречива. В небольшом по размерам зале рассказывается о духовных корнях удмуртского народа, о его верованиях, о христианской культуре, о том, как человек жил среди природы, кого обоготворял, а кого боялся. В отдельной диораме представлены элементы ритуальных обрядов в священной роще удмуртов. Посетители узнают о древних удмуртских божествах - Инмаре, Кылдысине, Куазе, о мифологических демонических существах Нюлэсмурте, Вумурте и других, каждый из которых играл свою роль в жизни человека. Оказывается, удмурты верили в реинкарнацию человека в животное или растение. Существовал запрет на убийство, например, лебедя и совы, поклонялись в старину медведю. Между прочим, и топоним Игра произошел от древнего слова «эгра», что в переводе с манси означает «волк» - сильный, гордый, независимый обитатель леса.
По поводу каламбура в названии проекта менеджер проекта, представитель фонда В. Потанина Анастасия Замятина (уроженка Воткинска, ныне проживающая в Москве) заметила: «В Москве люди знают Ижевск, Калашникова, Чайковского, но даже не представляют, где находится Удмуртия. А услышав о «проекте в Игре», восприняли это как шутку. И название проекта «Игра в Игре» определило свою роль в конкурсе. Кроме того, у москвичей вызвало удивление существование еще одного героя помимо уже известных».
В рамках проекта в районе прошел фотоконкурс «Такой разный Лопшо Педунь», итогом которого стала одноименная фотовыставка. Представленные снимки показывают, насколько он действительно многолик - любимый игринский герой: большой и маленький, юный и старец, веселый и грустный, озорной и хулиганистый, хитрый и лукавый. В музее прошел и своеобразный кастинг Лопшо Педуней. На участие в нем откликнулись очень многие; пришли мужчины и женщины, пожилые и молодые люди, мальчики и девочки, привели своих подопечных воспитатели детских садов и школьные учителя. Сотрудники музея подметили, что, когда человек облачается в «лопшопедуневские» атрибуты (рубаха, заплечный короб - пестерь, шляпа, роскошная рыжая борода), он преображается не только внешне: у него появляется искорка в глазах, озорство в поведении, он словно светится изнутри. В общем, море позитивных эмоций и смеха.
И все же кто он, Лопшо Педунь: миф или быль? Выясняется, что существовал вполне реальный прототип. О нем идет речь еще в одном разделе музейного маршрута. Его историю раскрыла и пересказывает теперь посетителям обряженная Лопшо Педунем старожил деревни Левая Кушья Игринского района, заслуженный работник культуры Удмуртии Капиталина Чиркова. Родился в ее родной деревне в 1875 году мальчик, окрестили его Федором, по-удмуртски Педором. Матушка же ласково звала его Педунем. Став взрослым, он женился на красавице Одок, в крещении Феодосии. И познал однажды Педунь секрет счастья. Нашел он как-то на лесной тропинке листок древней священной удмуртской книги, на котором было написано: «Не принимай все близко к сердцу, на все смотри весело, и удача не обойдет тебя». По этому принципу он и стал жить. С тех пор любое дело спорилось в его руках, а среди земляков он прослыл источником неистощимого юмора, остроумия и житейской хитрости, за что народ прозвал его Лопшо (весельчак). Однако главное его богатство - родословное древо, которое отражено в музее на огромном берестяном листе. Одок родила мужу трех сыновей и двух дочерей, у тех, в свою очередь, народилось 17 детей...
Сегодня в большой семье Лопшо Педуня 318 человек, самому старшему из которых 88 лет, а младшенькому - полтора годика. Многие из них по сей день проживают в родовой деревне в Игринском районе. Среди представителей рода - агрономы и учителя, артисты и военные, рабочие и работники культуры. Примечательно, что в местном отделе культуры их двадцать человек, а возглавляет его праправнук Педуня Анатолий Чирков. Он считает: «Если будем работать сообща, поддерживать друг друга, наше дело пойдет на благо всего района, и все тогда станут говорить, что Игра - это визитная карточка Удмуртии». Познавательная сторона этого экскурса заключается еще и в том, что посетителям предлагается составить по заранее приготовленному шаблону собственное родословное древо. Особенно это нравится детям, правда, большинство из них обычно спотыкаются уже на втором колене, в лучшем случае зная лишь имя бабушки и дедушки. Впрочем, и у многих взрослых познания о своей родословной простираются, увы, недалеко...
Далее маршрут продолжается в Игринском центре народного творчества. Здесь экскурсанты воочию знакомятся с процессом работы мастериц и мастеров по художественному ткачеству, росписи по дереву, лоскутному шитью, лозоплетению и обработке бересты. А в заключение каждому предлагается поучаствовать в своего рода мастер-классе: собственноручно склеить себе на память «лопшопедуневский» пестерек счастья.
Завершается экскурсия в близлежащей деревне Сундур посещением Центра удмуртской культуры с участием в театрализованном шоу-представлении с розыгрышами, играми, танцами, песнями, юморесками и последующей дегустацией блюд удмуртской национальной кухни. Таким образом, в течение трех часов демонстрируется максимальное многообразие удмуртской самобытности. Как отмечает директор районного музея Светлана Дмитриева: «Мы показываем не самого Лопшо Педуня, а удмуртскую культуру через его образ».
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги