Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

Болгары в Самаре и в Новокуйб

23.01.2009

Участник Великой Отечественной войны болгарин Андрей Иоргов родился в России в 1917 году в городе Пугачеве, а в Новокуйбышевске проживает с 1999-го года. 31 декабря 2008 года он отметил свое 91-летие.

Я был в квартире у Андрея Петровича, листал его альбомы (один из них называется «Память о Болгарии») с огромным числом фотографий. Уже далеко не молодой человек, он через десятилетия пронес свое увлечение фотоделом. С помощью своих трех фотоаппаратов регулярно делает снимки понравившихся ему пейзажей, знакомых, друзей и родных. А в одном из его альбомов я обнаружил составленное им родословное древо его семьи, начиная с 1820 года.

Корни семьи Андрея Иоргова уходят далеко в историю Болгарии. И получается так, что история родословной рода Иорговых – это сначала история Болгарии, а потом – история России. И когда Андрей Петрович рассказывал мне о своей нелегкой, но интересной судьбе, о своем участии в Великой Отечественной, то так сказал: «На фронте я защищал две мои родины – Болгарию и Советский Союз». Но каким же образом коренные болгары – родители Андрея Петровича, его жена, и он сам – оказались в России? Об этом и будет наш первый рассказ.

Пустили корни на земле Самарской

Эта история берет начало с 9 сентября 1904 года, когда в Самарскую губернскую канцелярию поступил рапорт Самарского уездного полицейского управления, в котором говорилось: «Представляя при сем 16 национальных паспортов, полицейское управление просит выслать означенным иностранцам годовые паспорта на проживание в России…». Через четыре дня паспорта были высланы. Их получили выходцы из Болгарии, которые решили остаться на русской земле.

Сохранившиеся в архиве документы свидетельствуют о том, что русские крестьяне радушно встретили гостей. Поселившись в деревне Преображенка Воскресенской волости, в нескольких верстах от Самары, болгары взяли в аренду землю и начали в широких масштабах заниматься садоводством и огородничеством. И вскоре завоевали авторитет и уважение россиян благодаря своему трудолюбию, готовности поделиться богатым опытом прирожденных тружеников земли со всеми, кто желал научиться этому искусству.

Среди болгарских подданных, прибывших на жительство в Самару, были двое, чья жизнь оказалась тесно связанной с Волгой на протяжении двух десятков лет. Это Тодор Статев Косев, 27 лет, и Христо Христов Рашков, 26 лет, родом из Лесковец.

Ровно через два года, в сентябре 1906 года, Тодор Косев запросил у Самарского уездного полицейского управления разрешение на выезд за границу. Зачем? По-видимому, для того, чтобы поделиться со своими родными и близкими, оставшимися в Болгарии, впечатлениями о жизни в России, о людях, окружавших их там.

И летом 1908 года в Самарскую губернию приехало еще несколько групп болгар. Одна из них поселилась уже на обжитом месте в деревне Преображенка. И все приезжие продолжали поддерживать тесную связь с родиной, почти ежегодно выезжая туда.

Вскоре болгары стали создавать трудовые сельскохозяйственные коммуны и артели для групповой обработки крупных земельных участков. Это было на арендуемых участках в Самарской области (в Иващенково, Смышляевке, Пугачеве и в других районах). С весны 1919 года таких хозяйств в Самарской губернии стало несколько десятков. Среди них заметную роль играла сельскохозяйственная артель «Труд», более известная как «Болгарское хозяйство». Она родилась на земле бывшего землевладельца Эдельсона вблизи Самары (эта территория сегодня находится в черте города, в районе поселка Зубчаниновка).

Русских и болгарских крестьян связывали дружеские отношения. Об этом беспристрастно свидетельствуют документы. Вот один из них, подписанный руководством Чернореченского сельсовета 27 марта 1922 года:

«Выдано сельскохозяйственной артели «Болгарское хозяйство» в том, что организаторы члены ее болгары-огородники Косев Григорий Степанович с товарищами известны нашей волости, хорошие хозяева, трудолюбивые и честные граждане. Огороды их были всегда образцовыми и служили для населения волости живым примером и уроком. Развитием огородничества население города Самары многим обязано болгарскому огороду, откуда население получало овощи, рассаду, семена и т. д., перенимало и усваивало культурные приемы обработки огорода. Все это живо способствовало распространению и развитию огородного дела в наших крестьянских хозяйствах».

В голодные годы болгарские труженики земли сумели сохранить свою артель «Болгарское хозяйство», многое делали для снабжения Самары овощами. И когда в 1922 году встал вопрос о восстановлении в дальнейшем развития хозяйств, местные органы власти единодушно высказались за оказание поддержки артели «Болгарское хозяйство».

Вот почему 2 января 1922 года специальная комиссия Самарского губернского земельного отдела, назвав артель «высококультурной и ценной для Республики», постановила 18 десятин земли, находящейся на территории бывшей дачи купца Субботина, оставить в распоряжении артели «Болгарское хозяйство».

«Что же касается «Болгарского хозяйства», – отмечалось в материалах специальной комиссии губземотдела, – то таковая имеет на своем участке искусственное орошение, двигатель, парники и, ввиду колоссального урожая овощей, снабжает ими Самару в громадном количестве».

Особенно отмечались в этом деле заслуги тружеников болгарской артели. «Самарский овощной рынок, – говорится в документе о первых годах Советской власти, – обильно в то время снабжаемый всякого рода овощами, обязан был этим обстоятельством всецело названным лицам, стоящим ныне во главе артели «Болгарское хозяйство».

Правление кооперативного товарищества вошло с ходатайством в губернское управление земледелия и советских хозяйств с просьбой выделить необходимые средства для укрепления артели «Болгарское хозяйство» и представило смету на приобретение необходимого инвентаря. В документе, подготовленном в связи с этим в губземотделе, также подчеркивается, что укрепление хозяйства «является существенно необходимым и безусловно полезным мероприятием» и что «члены товарищества «Болгарское хозяйство», являясь вполне опытными специалистами-огородниками, несомненно, справятся с задачей».

28 июня Самарский уездный земельный отдел, а 29 июня и губземотдел вновь ходатайствуют перед Самарским отделением госбанка об отпуске кредита «Болгарскому хозяйству». «Губземотдел, – говорится в документе, – считает настоятельно необходимым поддержать хозяйство… и свидетельствует о безусловной рациональности отпуска средств».

Помощь, какая была возможна по тем временам, была оказана.

Вслед за артелью «Болгарское хозяйство» 22 марта 1929 года была организована артель «Балканы». В нее вступили многие члены бывшей артели «Болгарское хозяйство». И в их числе – отец Андрея Петровича Петр Андреевич Иоргов и его тесть Георгий Николаевич Колев вместе с их отцами и братьями.

Георгий Николаевич прибыл в Россию 14-летним подростком вместе с двоюродным братом. Сначала работал в г.Пугачеве, в 1916 году уехал в г.Оренбург, где батрачил. Затем работал в агроотделе г.Пугачева, как специалист по выращиванию овощей. Однако его призванием было трудиться на земле. И он возвращается в артель «Балканы», которая к тому времени стала интернациональной: здесь трудились 25 болгарских, 17 мордовских, 44 русских семьи, кроме того, семьи немца и серба.

По тем временам, «Балканы» внедрили самую современную культуру земледелия: применяли ирригацию, много внимания уделяли вопросам селекции, сортоиспытанию и распространению семенного материала. По заказу овощеводов из Одессы, Ростова-на-Дону высылали семена капусты, лука, моркови, свеклы, гороха.

В первый же год своего существования артель вырастила хороший урожай овощей. Оборот артели составил более полумиллиона рублей. В артели работали и женщины, получавшие зарплату наравне с мужчинами. Здесь было организовано бесплатное трехразовое питание. В 1930 году артель заняла первое место в округе. Чистая прибыль к концу года составила 15 тысяч рублей. Премирование членов артели осуществлялось в строгом соответствии с количеством и качеством труда.

Вскоре артель вместе с двумя другими артелями – «Ровный» и «Красный Кряжок» – вошла в укрупненный овощеводческий колхоз им.8 Марта. На организационном собрании в совет правления в числе 15-ти человек вошли три болгарских специалиста, в том числе и Г.Н.Колев.

В одной артели

Андрей Петрович бережно хранит фотографию 1897 года, сделанную еще в селе Водица (Болгария). Среди группы односельчан – его дед Иордан Юрганов Иорговлу. Это он приехал в 1914 году в Россию с сыном Петром (Пенчо), который и стал отцом Андрея Петровича.

– Мой дед купил дом в г.Пугачеве для моего отца и женил его, – рассказывает Андрей Петрович. – Отец какое-то время работал в артели «Медсан-труд», воевал в 1918 году в Чапаевской дивизии, которая некоторое время находилась в селе Белый Гай. Через шесть месяцев отца отозвали заниматься выращиванием овощей. Моя мать, Матрена Васильевна, тоже работала в болгарской артели.

Есть у Андрея Петровича и другая фотография, на которой изображена большая группа болгар, членов артели. Здесь и вся его семья (эта фотография помещена в №1 газеты).

– И я, и моя жена Нина родились в г.Пугачеве и дружили с детства. Все наши артельщики жили в Самаре, на арендованной земле, там, где сейчас расположены губернский рынок и молочный завод, – вспоминает Андрей Петрович. – В хозяйстве они использовали современную технологию. Поливали землю ночью теплой водой из озера, а для обработки земли купили трактор «Фордзон». Я уже с детства помогал выращивать урожай. Болгары приезжали весной, сажали овощи, продавали их горожанам, а осенью возвращались на родину. И этот цикл повторялся много лет. Часть болгар работали в Самаре, где выращивали рассаду для посадки. Эти болгары жили в России постоянно.

В 1931 году советское правительство разрешило болгарам вернуться на родину. Но дети многих болгар уже учились в советских школах, в том числе и Андрей Иоргов и Нина Колева. Поэтому их семьи и семьи некоторых других болгар остались в России.

Война

Начавшаяся в 1941 году война с гитлеровской Германией нарушила планы российских болгар. Многие из них были призваны в армию и погибли на фронте.

Андрей Петрович вспоминает:

– Когда началась война, я уже служил во флоте с 1939 года. А до этого работал в Самаре, на тяговой электроподстанции трамвайного управления. Во флот ушел добровольцем, и меня направили в школу Тихо-океанского флота. Служил на эсминце «Баку», готовил младших командиров флота.

В те времена флотская служба длилась пять лет. И когда прошла половина этого срока (это было 20 июня 1941 года), мне дали отпуск. Я взял билет на 23-е число. Очень хотелось повидаться с отцом и двумя братьями, которые ждали меня, а также с Ниной.

Настроение чемоданное. 22 июня собрались за праздничным столом. И вдруг – известие: война!

Так началась вторая половина моей службы. Я стремился на фронт. И после многочисленных обращений, рапортов меня, наконец, направили на фронт. Это было в сентябре 1941 года. Я стал командиром взвода автоматчиков 1-го отдельного батальона морской пехоты. Мой длинный боевой путь начался от Свердловска.

Я служил командиром роты пехоты, отдельной роты автоматчиков, начальником штаба отдельного батальона сначала на Волховском, затем на Карельском фронте.

В 1944 году меня направили на высшие стрелково-тактические курсы «Выстрел» в Солнечногорске. Я сдал на «отлично» выпускные экзамены. Председателем экзаменационной комиссии был начальник главного управления кадрами Красной Армии генерал-лейтенант Голиков. За отличную учебу он дал мне отпуск на 10 суток. Я немедленно выехал в Самару.

Мы встретились с Ниной и договорились о нашей будущей жизни. И я снова отправился на фронт. Мы продвигались вперед, освобождая от врага советские города и села. И вот, наконец, армия-освободительница пришла в Болгарию, на мою вторую родину.

Я был сыном болгарина, понимал болгарский язык. И меня, уже капитана, военный совет штаба 3-го Украинского фронта откомандировал на должность помощника военного советника штаба 3-го болгарского корпуса Первой болгарской армии, которая подчинялась 3-му Украинскому фронту. Командовал фронтом маршал И.Ф.Толбухин. В каждой болгарской дивизии находился советский военный советник. Мы обучали болгар военному мастерству, тактике ведения боя, применению военной техники Красной армии.

Когда мы пришли в Австрию, меня назначили заместителем начальника оперативного отдела штаба 3-го Украинского фронта. День Победы я встретил в Вене. Но для меня война еще продолжалась, ведь я стал военным комендантом румынского города Роман и трех уездов. Ловили шпионов, диверсантов, грабителей, изменников Родины.

Эта служба стала для меня вторым фронтом. Лишь в июле 1946 года меня демобилизовали. В сопровождении ординарца я, наконец, отправился домой, в поселок Кряж, где меня встретили Нина Георгиевна, сын Юрий и дочь Альбина. В этот момент соединились два болгарских рода из болгарского села Водица округа Тырговишко. С Ниной мы прожили в любви и согласии 56 лет.

Вернулся я на свое старое рабочее место – в ТТУ. Был главным инженером, директором Кировского трамвайного депо, а потом и городского депо, заместителем начальника аварийно-восстановительной службы, главным инженером службы подвижного состава ТТУ, наконец, директором музея истории управления.

Работать я люблю. Поэтому в ТТУ трудился до 80-ти лет. В общей сложности я отработал в Самаре три года на ГРЭС и 62 года – в ТТУ. Мой общий трудовой стаж – 65 лет, чем и горжусь.

Имею военные награды и российские, и болгарские. Два ордена Отечественной войны, орден Красной Звезды, медали «За отвагу» (получена за бой в декабре 1941 года под Волховом), «За оборону Советского Заполярья», «За взятие Вены», болгарские крест «За храбрость» и медаль «За победу над фашизмом», орден «Знак Почета». Ветеран труда.

В доме на улице Железнодорожной

– В Новокуйбышевск я переехал из Самары по зову сына Юрия, преподавателя электротехники нефтехимического техникума, – вспоминает Андрей Петрович. – Здесь с 1948 по 1955гг. в горторге работал мой отец, заведовал овощной базой. Кстати, похоронен он на старом кладбище рядом с Иваном Мироновым. А мой тесть Георгий Николаевич Колев был одним из старейших жителей этих мест, когда еще и города-то не было. С 1938-го и по 1957 год он работал огородником-овощеводом на Приволжской биофабрике. Этот огород располагался за станцией «Липяги». А в доме Георгия Николаевича, на Железнодорожной улице, и сейчас проживают его внучка Татьяна с мужем Геннадием. Проживают в нашем городе жена моего сына Владимира Иоргова Валентина Ивановна с сыном Андреем, дочь моего брата Николая Петровича Иоргова, работавшего в АТП-1 шофером и начальником автоколонны. И другие болгары-родственники.

У Новокуйбышевска давние связи с Болгарией. Специалисты бывшего филиала Гипрокаучука спроектировали для дружественного государства крупный Бургасский нефтехимический комбинат, а болгарские специалисты строили в Новокуйбышевске завод «Трубоизоляция» со всей инфраструктурой.

Выполняли работы для нефтеперерабатывающих заводов в Новокуйбышевске и Куйбышеве. Все это делалось в соответствии с межправительственным соглашением между СССР и Болгарией, которое действовало до 1992 года. Бывший тогда директором фирмы «Центринтергазстрой» Александр Томм рассказывает:

– С конца 1980-х-начала 1990-х годов в Новокуйбышевске работал трест «Куйбышевболгарстрой». Первая группа болгар приехала сюда 18 декабря 1987 года. А в мае следующего года здесь было уже около 500 болгар. В наиболее напряженное время их насчитывалось до полутора тысяч. Многие болгары женились на русских девушках и остались в Новокуйбышевске навсегда. Помню, мы сыграли 34 свадьбы!

По переписи 2002 года в Новокуйбышевске проживало свыше 100 болгар, в том числе более 80 мужчин.

Рубрики: Генеалогия
Источник: http://www.riasamara.ru/rus/news/region/municipal_news/article38067.shtml
Все новости

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны