Первое название российской столицы – тюркское!?
29.11.2008
Демократизация, свобода слова, стремление построить гражданское общество — несомненные достижения постсоветского времени. В историческом самопознании мы теперь свободны как от навязанной коммунистами марксистской идеологии, так и от европоцентризма, свойственного всей европейской традиции. Слишком однобокой кажется и дореволюционная историография, обслуживавшая интересы петербургской империи. Пришла пора взглянуть на прошлое без шор и предвзятости. Очевидно, что Россия — сложное, уникальное образование, в основе которого лежат, наряду со славянскими, православными, также и финно-угорские, тюркские и многие иные этнокультурные и духовные традиции. Предлагаем в качестве дискуссии обозрение, автор которого вслед за некоторыми историками пришел к выводу, что первое имя столицы нашей страны было… тюркским!
Кучково поле – где оно?
Да, именно Кучково поле?- первое название поселения, впоследствии замененное на «Москва» (по названию реки Москва), первоначальный топоним современной столицы России. Возможно, он обязан своим происхождением владельцу с фамилией тюркского происхождения (Кучка), что в тогдашних условиях, скорее всего, означало его булгарское происхождение и исламское вероисповедание. Или же это место называлось тюрками словом с корнем «куч» и дало прозвище его владельцам.
Впервые на необходимость разобраться в тюркских корнях этого первого топонима устно указал известный тюрколог, профессор Михаил Серафимович Мейер (ИСАА при МГУ), а затем письменно развил Фарид Асадуллин в монографии «Москва мусульманская». Москвовед М. Горбаневский, очевидно понимая эту реалию, скромно называет Кучково поле «своеобразным синонимом Москвы».
Откуда же взято это название?
В Ипатьевской летописи под 1176 годом записано: «…Идоша с ним до Кучкова рекше до Москвы». Слово «рекше» означает «то есть», следовательно, для людей XII века привычнее было сказать сначала «Кучково поле», а потом добавить пояснение — «до Москвы». Практически все историки знают сам этот факт, но не выделяют это названия как первоначальное, очевидно, лишь в силу сложившейся историографической привычки.
По традиции, дату «основания» Москвы принято связывать со встречей князей, которая, согласно Ипатьевской летописи, состоялась 4 апреля 1147 года. Эту дату впервые установил в XIX в. историк и археолог Иван Забелин по следующему летописному тексту:
«Въ лето 6655 [1147] иде Гюрги (Юрий Долгорукий) воевать Новгорочкой волости, и пришедъ взя Новый Торгъ и всю взя, а ко Святославу присла Юрьи, повеле ему Смоленьскую волость воевати; и шедъ Святославъ и взя люди Голядь, верх Поротве, и тако ополонишася дружина Святославля. И прислав Гюрги и рече: “Приди ко мне, брате, в Московъ”. И приеха по нем отец его Святослав и тако любезно целовастася в день пяток на Похвалу Святой Богородице и быша весели. На другой же день повел Гюрги устроить обед силен, и створи честь велику им и да Святославу дары многи с любовию и сынови его Олегови и Владимиру Святославичу (Рязанскому)»,?— говорится в старинной Ипатьевской летописи.
Как ясно из этого текста, князь не «основывал» в тот момент новый город, но воспользовался уже имевшимся поселением, вполне пригодным для приема уважаемого им гостя. По одной из легенд, связанных с «основанием Москвы», в 1147 году князь Юрий Долгорукий дал на Боровицком холме «обед силен», после чего утопил в Чистом пруду боярина Кучку, владевшего землями этого поселения и отказавшегося выказать князю подобающие почести. На месте боярских владений этого Кучки, как сообщает Тверская летопись, в 1156 году Юрий и «основал» будущую столицу, заложив в устье реки Неглинки крепость.
Кучка – лицо историческое
Согласно «Повести о начале Москвы», боярин Кучка владел «селами красными хорошими» на берегу Москвы-реки. Название местности в районе современных Сретенских ворот — Кучково поле — держалось в топонимике вплоть до XVI—XVII вв. Это же название — на берестяной грамоте второй половины XII века, найденной в Новгороде: некий Душила сообщал, что отправился в Кучков по своим делам. Значит, и для летописца, и для обывателя Кучков-Москва?— один город, называемый иногда по-разному.
В подтверждение легенд о долетописном существовании «Кучкова поля — Москвы» как развитого поселения говорят и данные археологических раскопок: еще за 100 лет до рождения Юрия Долгорукого здесь стояло укрепленное селение. Размеры пракрепости были по тем временам довольно внушительные: шириной от берега Москвы-реки примерно до того места, где сейчас стоит Дворец съездов, а длиной — до Неглинки.
Вот к каким выводам пришел Ф. Асадуллин: «Первое упоминание Москвы в Ипатьевской летописи относится к 1147 г., когда она была небольшим укреплением в юго-западной части Владимиро-Суздальского княжества и входила в имение боярина Кучки?— Кучково, располагавшееся в районе современной Сретенки близ Сухаревской площади. Этот район между нынешним началом Никольской улицы и окончанием Сретенки, спускающейся к Неглинной, долгое время имел название Кучкова поля. Об этом говорится в «Повести о начале Москвы» — произведении, неопределенно датируемом концом XVI — началом XVII века.
Непривычное для русского уха «Кучка», по всей вероятности, может восходить к словам тюркского корня «кучюк» — «маленький, небольшой» или (как и имя Кучум) «кучу» — «перемещение, переезд, кочевье». Такая версия представляется вполне правдоподобной, если учитывать, что к этому времени между Владимиро-Суздальским княжеством и Волжской Булгарией в силу географической близости и постоянно расширявшихся торговых связей происходили активные миграционные процессы, следствием чего были, в частности, смешанные браки и образование смешанного булгаро-русского населения. Из его числа с большой долей вероятности был и принявший крещение Стефан (Степан) Иванович Кучка.
Почему лавры основателя Москвы достались одному Юрию Долгорукому, захватившему, согласно летописным данным, имение Кучки и жестоко убившему его, до сих пор остается одной из загадок отечественной истории. Ответ, возможно, кроется в том, что «редакция» исторических фактов происходила уже в поздний средневековый период, когда окончательно восторжествовала мессианская идея «Москва?— Третий Рим» и история русского государства писалась под прямых наследников антично-византийской традиции — великих князей, начиная с отца Юрия Долгорукого (умер в 1157 году) Владимира Мономаха (1053—1125 гг.).
Лишенный великокняжеской харизмы худородный Кучка, чья дочь Улита, мстя за отца, убила князя Владимиро-Суздальского Андрея Боголюбского (1111—1174 гг.), за которым была замужем, по понятным причинам не мог подходить для почетной роли основателя Москвы и Московского княжества. Существенным дополнением к этому историческому сюжету является то, что тюркские корни прослеживаются не только в происхождении боярина Кучки, но и самого Андрея Боголюбского, рожденного от брака Юрия Долгорукого и дочери половецкого (кипчакского) хана Аепы (Аййуба).
Таким образом, первые свидетельства о Москве говорят о том, что она с момента основания была городом, соединившим этнически и конфессионально две изначально присущие ему духовно-культурные традиции, восходящие к Исламу (представленному, прежде всего, принявшими его волжскими булгарами) и Христианством византийского образца, которое в силу исторического выбора князя Владимира стало религией и образом жизни большинства населения Русского государства.
Сила «земли» и сила князей
Наряду с приведенным анализом в области источниковедения и этимологии, к изучению понятия «Кучково поле» было привлечено внимание исследователей в сфере историософии. Рустам Рахматуллин?— современный культуролог, разработчик «метафизического москвоведения» — посвятил осмыслению происходивших на Кучковом поле перемен от XI до XX века статью «Точки силы», «Новый Мир», 2001, №2.
Он определяет значение этого топонима и особенность этого места как силу «земли», то есть автохтонных жителей в противоположность пришельцам — князьям: «Летописные Кучковичи действительно были древнейшим родом во Владимире, а судя по названию Кучкова Поля — и в Москве. Это они позвали Боголюбского князем во Владимир, привадили Андрея к его будущей столице. Дело кончилось убийством князя, то есть победой земли. А в предании о Кучке и Долгоруком княжеская власть, по замечанию Забелина, взяла реванш».
В пользу отмеченного Забелиным-Рахматуллиным «реванша князя» говорит и утвердившийся в отечественной историографии стереотип, согласно которому до сих пор?— наперекор историческим фактам! — «основателем» будущей столицы России считается князь Юрий Долгорукий. В символическом месте на площади перед Моссоветом (ныне?— мэрией Москвы) ему при Сталине был возведен памятник в духе римских императоров на коне, причем, что также символично, взамен снесенного памятника Советской Конституции. Переводя язык средневековых символов на современный, можно сказать, что веками в истории Москвы идет борьба двух начал: группа «Кучково поле = земля = Конституция = демократия» противостоит группе «Юрий Долгорукий = князь = Сталин = самодержавие».
В Коране указано, что разум человека призван видеть, изучать и анализировать «аяты» — знамения, знаки, информационные послания от Всевышнего. Причем, под аятами подразумеваются как стихи самого Корана, так и «знамения на небе и на земле». Не есть ли первоначальное название будущей столицы великой российской державы знамением, взывающим к размышлению?..
Само название «Кучково поле» в топонимах Москвы не сохранилось, но возродилось после перестройки 1990-х годов в наименовании издательства… православно-патриотической направленности. Сами же мусульмане и наследники тюркских традиций вспомнили о нем лишь сейчас.
Источник:
http://www.islam.ru/pressclub/histori/penasoru
Все новости
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги