Казанские архивисты возродились в… 90 лет
НОВОСЕЛЬЕ. Для управления муниципального архива Исполнительного комитета Казани эта дата особенна вдвойне - нынешней осенью его сотрудники справили новоселье. Из старой обветшалой постройки позапрошлого века переехали в новое просторное здание.
- Сейчас наше управление переживает второе рождение, - знакомит меня с современными помещениями главный архивист Казани Тамара Лисина. – То, что было раньше, и сейчас – небо и земля. Сам городской архив хранился в двух комнатенках на первом этаже. А сотрудники теснились этажом выше в одном помещении. Сырость, протекающая крыша, постоянный страх за сохранность документов. Помню, когда однажды вечером рядом с управлением загорелось здание УНИКСа, мы с коллегами переживали, как бы огонь не перекинулся к нам.
Сейчас лихорадка, связанная с переездом, утихает. Документы тщательно расформировываются, раскладываются на стеллажах в хранилищах. «Заметьте, просторных и удобных!» - не нарадуется Тамара Михайловна.
ПЛЮСЫ ПЕРЕЕЗДА. В ближайших планах казанских архивистов – переход на компьютеризированное архивное делопроизводство. Вся нужная оргтехника приобретена, что позволит создать базы данных и откроет новые возможности для перехода от бумажного к электронному документообороту.
- В новом здании выдержаны все необходимые требования для хранения документов, - продолжает главный архивист. - В хранилищах установлены современная инженерная система автоматического газового пожаротушения и охранно-пожарная сигнализация. Все это: новоселье и техническое оснащение архива стало возможным благодаря мэру Казани Ильсуру Раисовичу Метшину.
Переезд оказался для управления поводом для инвентаризации фондов. 15 специалистов плюс помощь из служащих исполкома вручную, выражаясь языком специалистов - полистно, перебрали, упаковали около 80 тысяч единиц документов. И обнаружили ценные исторические рукописи. Они уникальны по содержанию и форме изложения.
РЕЛИКВИИ. Вот, например, письмо от председателя Совета Казанского отделения попечительства императрицы Марии Александровны. В нем говорится о пожертвовании 5 тысяч кв. сажень городской земли в «Русской Швейцарии» (ныне ЦПКиО им. Горького) для постройки училища для слепых детей. К сожалению, это здание на Сибирском тракте не сохранилось. А вот документ, благодаря которому оно было построено, скоро можно будет увидеть на виртуальной выставке сайта управления. Кстати, письмо императрицы – самый древний документ, который хранится в Казанском архиве. Он датирован 23 сентября 1895 года.
«Надо же, как умели делать!» - восхищалась я, разглядывая письмо управляющего сельхозскладом, направленное в городскую управу 20 января 1912 года. Интересен не текст сообщения, а бланк послания. Это титульный лист с изображением и перечислением всего товара, имевшегося на складе. Своего рода первые шаги рекламы.
Умиляют и товарные чеки. В то время кассовых аппаратов не было, и они выписывались от руки на бланках. Опять же к ним обязательно прикреплялась рекламная листовочка или же на самом чеке печатался пиаровский слоган. Типа «Требуйте везде мыла товарищества Казанской мануфактуры «Утямышев и Ко» в Казани». А вот документ, от которого веет порохом Гражданской войны. Распоряжение городского головы от 8 августа 1918 года брандмайору Васильеву о немедленной подковке 15 лошадей, предназначенных для особого отряда под командованием полковника Каппеля.
ПЕРСПЕКТИВЫ. - Мы намерены создать отдельный фонд из подобных исторических документов, - делится планами Тамара Михайловна. – В перспективе открытие интернет-выставки, где любой желающий сможет ознакомиться с ними. - Чем важен для города архив? – пытаюсь понять значимость, на взгляд обывателя, этого скучного учреждения.
- Это уникальные хранилища сведений о нашем прошлом. Как известно, без него нет будущего, - философски отвечает Тамара Михайловна. – Любой документ имеет значимость. Кстати, необходимость сохранения документов и ответственность за их утрату закреплены законом.
ПОИСК. Замечаю, что архивисты – народ особый. Они с трепетом относятся ко всем документам. А за пожелтевшим от времени листочком видят чью-то судьбу.
- Массовые ликвидации и реорганизации предприятий и фирм, их переход из одной формы собственности в другую привели в свое время к документационной неразберихе, - вспоминает Тамара Михайловна. – Перед выходом на пенсию человеку нужно документально установить свой трудовой стаж. Но где он может это сделать, если его предприятие ликвидировалось? У нас! К сожалению, в поиске нам мешает отсутствие информации о начале ликвидационных процедур предприятий, учреждений, в результате чего документы сдавали к нам в неполном объеме или не сдавали вообще.
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги