До прихода русских на Алтае существовало государство, созданное предками славян?
Статья Федора Григорьева, опубликованная 6 ноября газетой "Вечерний Новосибирск", содержит ряд полемических заявлений, пытающихся обосновать новый взгляд на историю юга Сибири.
Река времени как-то незаметно пронесла мимо нас большую дату: рождение Российской империи. 22 октября (а по другим источникам, 26 или 28 октября) 1721 года царь московский Петр I принял на себя титулы отца отечества, всероссийского императора и Петра Великого. И это событие, при всей его кажущейся удаленности (и временной, и географической), на самом деле напрямую касается жителей юга Сибири.
Дело в том, что перетекание Московского царства в Российскую империю ознаменовало не только присоединение Прибалтики (итог только что закончившейся войны со шведами), но и включение в состав России Телеутской землицы - так в русских архивных документах называли территорию сегодняшней Новосибирской области (до озера Чаны) вместе с Алтаем.
Если про Северную войну, по итогам которой Швеция уступала России Лифляндию, Эстляндию, Ингрию и часть Карелии, известно все, то про присоединение Телеутской землицы - ничего. Обусловлено это тем, что телеуты, или, как их звали русские, "белые калмыки", в знак протеста против политики Петра I приняли подданство соседней Джунгарии (Восточная Монголия) и в течение одного года организованно перебрались туда всеми родами.
Телеутская землица, где продолжали жить тары, барабы, чаты, телесы, орчаки, керзалы и прочие тюркоязычные племена, официально так и не вошла в состав России - ее освоение началось по факту свободного проникновения подданных московского царя. И произошло это всего за три года до того дня, когда все восемь членов Сената прокричали знаменитое "Виват!" в честь новоиспеченного императора.
Так что для жителей Новосибирской области и Алтайского края дата провозглашения Российской империи - это еще и юридически точная точка отсчета местной истории в составе российской государственности, потому что другого правового акта, оформлявшего аннексию Телеутской землицы, не было.
А то, что это была именно аннексия, сомневаться не приходится - Телеутский улус, страна "белых калмыков", в отличие от тех же балтийских герцогств, была суверенным государством. Во всяком случае, Кремль еще во времена Василия Шуйского на государственном уровне установил с ней дипломатические отношения, которые хоть и прерывались, но всегда восстанавливались.
Пришедший к власти Петр не очень вникал в причины столетнего соседства России с Телеутской землицей и сразу же потребовал от сибирских воевод активности. В 1703 году на периферии телеутских владений на речке Умреве (ныне Мошковский район) вырос русский острог, участились пограничные стычки. Дело дошло до того, что ничего не понимающий владыка "белых калмыков" Сал Табылов в 1716 году написал кузнецкому воеводе: "Ты да я завоевались для чего? Смирно станем жить - волосы забелеют. За железо примемся - кости забелеют". Это была последняя попытка вернуть Москву в русло дипломатических отношений - осенью 1718 года русские пограничные дозоры впервые никого не найдут в местах традиционных встреч с представителями сопредельной территории. "Белые калмыки" эмигрируют со своей родины чуть ли не как диссиденты...
Сохранились записки российского посла И. Чередова, которому властитель Джунгарии Цэван Рабдан объяснил причины своего решения предоставить подданство "белым калмыкам" тем, что русские власти "теленгутам чинили многие обиды... и теленгутам стало жить невозможно". Намек на особые отношения между Московским государством и "теленгутами" объясняется довольно просто. Во-первых, телеутские вельможи (те самые, кого москвиты называли "белыми калмыками") имели внешность, как осторожно выразился известный исследователь Г. Е. Грум-Гржимайло, "почти европейскую". Вовторых, согласно дошедшим до нас документам, эти "почти европейцы" имели фамилии на "ов" и "ев", языческие славянские имена и запросто изъяснялись по-русски. В-третьих, самоназвание "белых калмыков" звучало как "баяты" (в тюркской огласовке "пайаты") - от древнерусского "баять" (говорить, рассказывать).
Стоит ли удивляться тому, что в отписках сибирских воевод на имя московского царя представители "белых калмыков" величаются не иначе как по имени-отчеству, в то время как вожди аборигенных племен - просто по имени? А ведь в те времена по имени-отчеству полагалось называть только бояр, дворян или приравненных к ним лиц - например, казацких атаманов, состоящих на государевой службе...
В истории возникновения Российской империи присутствует и мистический аспект. Ведь присоединение Телеутской землицы произошло одновременно с выходом России к Балтийскому морю! Вспомним, как называли себя "белые калмыки"? Правильно, баяты. А как называли себя древние славяне, жившие по берегам Балтийского моря? Оказывается, тоже баяты! Об этом сообщает немецкий хронист второй половины XI века, каноник Адам Бременский, который, кстати говоря, первым употребил словосочетание Mare Balticum, письменно объяснив свою новацию тем, что коли прибрежные славяне называют себя словом Bait, то правильнее было бы и все Восточное море называть как Balticum (каноник умел писать только на латыни). Так что Балтийское море - это Баятское (читай "славянское") море, а прибалты (вот ирония судьбы) - это "те, кто при славянах".
Вот и получается, что на Востоке и на Западе Россия как-то "вдруг" приросла землями одного и того же народа - баятов, которые символически воссоединились в лоне единой государственности. Так возникла Российская империя. И хотя члены разбросанного в пространстве и во времени приобского этноса не узнали друг друга (что может быть общего между пруссом и калмыком?), это не отменяет их родства. Более того, согласно данным исторической науки, появление приобских народов в Северной Европе - вещь вполне закономерная. Например, балтийские славяне-ободриты, которые шесть веков владели нынешней Померанией (Германия), согласно мекленбургской генеалогической традиции, официально считаются пришедшими из Обдоры (в устье Оби - ныне г. Салехард). Так пишут сами немцы.
Возможно, свое движение на Запад сибирские баяты начали в составе войск Атиллы, а те, что остались жить на Оби, обнаружили себя позднее - во времена татарского нашествия, и их мы узнали под татарским же словом "казаки". Возможно, что в XVI веке, когда царские воеводы обнаружили Телеутскую землицу, они поняли, что имеют дело с реликтом Орды. Во всяком случае, это объясняет, почему Кремль три года вел переговоры с "белыми калмыками", добиваясь от них союзного договора. Почему после этого сто лет огромное Московское царство продолжало стоять на границе Телеутской землицы, хотя вся остальная Сибирь уже давно была включена в его состав? Конечно, все вышеперечисленное, хоть и опирается на факты, требует научной проработки. Но знать, например, что одна столица телеутских князей ("белых калмыков") находилась в Сузунском районе у речки Мереть, а другая - там, где сейчас стоит город Камень-на-Оби, полезно уже сейчас. А вдруг организуют раскопки, найдут "золотую бабу" и откроют историческую зону? Ведь история - это, в конечном счете, наше стремление понять свое будущее. И оно будет таким, каким мы способны увидеть собственное прошлое. Осталось дело за малым.
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги