Последняя грузинская царица была узницей белгородского монастыря
Пересмотр истории стал одним из основных идеологических приемов в странах бывшего Советского Союза. Активно эксплуатируется, например, миф о "российской оккупации". Жертвой этого мифа стала и история последней грузинской царицы Марии, которую император Александр I в 1803 году сослал в Белгород. Бывшая монаршая особа провела в здешнем женском монастыре около восьми лет. Белгородский историк и писатель Александр Крупенков выпустил книгу, в которой впервые собраны документы об этом малоизвестном эпизоде российско-грузинских отношений.
Коллеги из Института истории Академии наук Грузии, куда Александр Крупенков обратился с запросом о судьбе Марии, его разочаровали. Их ответ сводился по сути к тому, что русский царь сверг и репрессировал грузинскую царицу за ее причастность к борьбе с "российской оккупацией".
- Не могу согласиться с этой версией, - возражает Александр Крупенков, перелопативший все доступные ему по этому делу архивные материалы. - Бывшая царица Мариам, или, как ее еще называют, Мария Георгиевна, политикой не занималась. Ее сослали в Белгород за тяжкое уголовное преступление.
Мария Георгиевна была женой царя Георгия XII, обратившегося к российскому императору с просьбой окончательно принять Грузию в состав России. Просьба была удовлетворена уже после его смерти, 12 сентября 1801 года, грузинское царство упразднено, а вдова царя Мария была приглашена со всем своим семейством на жительство в Петербург. Сопровождать царицу и ее семью в северную столицу было поручено генералу Ивану Лазареву.
- Дальнейшие события, судя по документам, происходили так, - рассказывает Крупенков. - 16 апреля 1803 года в 8 часов утра генерал Лазарев вошел в покои царицы, где она находилась с детьми - пятью сыновьями и двумя дочерьми. Лазарев торопил с отъездом. Однако Мария отказалась будить спящих детей. Лазарев шагнул к тахте, на которой она сидела, и протянул ей руку, видимо, желая помочь ей подняться, но царица мгновенно вскочила, схватила висевший на стене кинжал и вонзила его в генерала со словами: "Такую смерть заслуживает тот, кто к моему несчастью добавляет еще и неуважительное ко мне отношение". Рана оказалась смертельной.
За убийство в те времена полагалась каторга. Однако Александр I обошелся с убийцей мягко. По предписанию императора "грузинской царице Марии... учинившей убийство из мщения и злобы" было определено "пребывание в Белгородском Рождественском монастыре". Жителям захолустного Белгорода 21 июня 1803 года предстало невиданное зрелище: к монастырю подкатила карета на рессорах, за нею - коляска, затем - пять кибиток, а за ними - вереница телег с поклажей. Это грузинская царица с детьми и в сопровождении десятков придворных приехала отбывать ссылку. Местным властям было предписано в отношении Марии Георгиевны "оказывать всякое нужное пособие и снисхождение". По воспоминаниям белгородцев, царица была "стройная, со строгими, выразительными чертами лица, с крючковатым носом".
В 1811 году сын царицы Михаил, сделавший к тому времени завидную карьеру, обратился к императору с просьбой освободить мать из-за ее слабого здоровья. И Александр I опять смилостивился: Марии Георгиевне было разрешено покинуть монастырь. Она поселилась в Москве. Скончалась в 1851 году и похоронена на родине, в Мцхете, в родовой усыпальнице грузинских царей. А Рождество-Богородицкий женский монастырь просуществовал до 1923 года, пока советская власть не отобрала его у церкви под рабочее общежитие. В конце 50-х годов его обветшавшие строения были снесены, и на месте древней православной обители построили здание областного драмтеатра.
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги