Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

Новые детали сражения на Халхин-Голе

16.09.2008

11 сентября в Чите состоялось очередное заседание оргкомитета при главном федеральном инспекторе в Забайкальском крае по реконструкции захоронения воинов, умерших в госпиталях Читы от ран, полученных в ходе боёв у реки Халхин-Гол.

По словам сотрудника аппарата федерального инспектора Александра Батурина, входящего в оргкомитет, на возведение мемориала требуется около 30 млн рублей, на сегодняшний момент собрано около 1,5 млн рублей. В появлении памятника заинтересованы многие – предприниматели, структуры краевой и городской администрации, студенты и руководство вузов. По словам Батурина, сегодня к старому читинскому кладбищу, на котором похоронены участники японской войны, горожане относятся неуважительно. Хотя мемориал мог бы играть огромную роль в военно-патриотическом воспитании молодёжи, которая, к сожалению, слишком мало знает о японской войне, унёсшей жизни более 18,5 тыс. человек.

«Вообще в событиях сражения на Халхин-Голе есть много белых пятен», – говорит полковник в отставке Владимир Палкин. Рассуждает так военный пенсионер не зря – ему известны некоторые детали войны с Японией, о которых не подозревают историки. С некоторым огорчением Палкин говорит о том, что во всех работах не учитывается огромная роль, которую сыграл в войне Забайкальский военный округ.

Военные действия велись в голой степи. Войскам, кроме привычных боеприпасов и обмундирования, требовались и дрова, и пища. Обеспечение военных всем необходимым легло на плечи ЗабВО. Кроме этого, на территории Читинской, Иркутской областей и Республики Бурятия проходила мобилизация. А это огромная работа по перестройке мышления вчерашних крестьян, которые не совсем понимали, зачем им нужно воевать за чужую страну. С тех времён сохранился лозунг – «Защищая границы дружественной Монголии – защищаем Советский Союз». Железнодорожная ветка проходила только до Соловьёвска, и поэтому все грузы, включая солдат, везли из Борзинского района до города Чойбалсана на ЗИС-5. Теперь заслуги округа незаслуженно забыты.

Владимир Палкин рассказывает, что в ходе исследования ознакомился с огромным количеством документов, побывал на местах сражений, в том числе и в землянке Георгия Жукова, общался с участниками войны и выяснил некоторые исторические подробности. Неточности обнаружились и в воспоминаниях маршала Жукова. По мемуарам полководца, он прибыл в Монголию в начале июня, на самом деле Жуков оказался на Халхин-Голе в конце мая. Он явился туда с группой офицеров, о которых в его воспоминаниях нет ни слова. С ним летел начальник штаба Богданов, о котором Жуков не упоминает в своих мемуарах. Богданов, которому некоторые источники присваивают разработку плана разгрома, заканчивал академию Фрунзе. Кроме Богданова в мемуары Жукова не попали такие личности, как командующий танковыми войсками Павлов, артиллерист Воронов и другие участвовавшие в войне люди.

По мнению Палкина, столичные историки просто пересказывают друг друга. Например, Жукову приписывается то, что при численном превосходстве японских войск он сумел заставить их прекратить военные действия. Но Палкин утверждает, что в боях участвовало около 100 японских танков «Ха-Го» и около 500 советских танков «БТ-5» и «БТ-7», которые являлись на тот момент лучшими боевыми машинами в мире. Японские войска состояли из двух дивизий – против пяти наших. Перевес на стороне советских военных был и в артиллерии. Японцы преобладали лишь в качестве авиации и подготовке лётчиков. Немногим известно, что советские военные первыми в мире применили реактивные авиационные ракеты.

«Некоторые документы засекречены до сих пор, – говорит Палкин, – после окончания войны специалисты генерального штаба Красной армии анализировали военные действия и нашли много недостатков. Когда эти документы попали в руки Жукову, он в сердцах воскликнул: «Они там не были и ничего не поняли», - и приказал направить документы в секретный архив».

Также, по словам Палкина, в разных документах не сходятся данные о погибших. По одним источникам, на поле боя полегло 50 тыс. японцев, а по другим – более 60 тыс. Информация о погибших советских солдатах колеблется от 18 до 25 тыс. человек. Владимир Палкин говорит, что историки любят использовать официальные документы, пренебрегая другими источниками. Много ценных сведений содержат мемуары начальника артиллерии Красной Армии комкора Николая Воронова «На службе военной». Кроме этого воспоминания о японской войне писали Константин Симонов и Давид Ортенберг, который выпускал газету «Героическая красноармейская».

Действия Жукова, которые многим кажутся гениальными – собрать все танки и бросить в атаку на японцев без поддержки артиллерии и авиации в Баин-Цаганском сражении – были, по мнению Палкина, не запланированными, а вынужденными.

Палкин считает, что в России недостаточно памятников героям японской войны. «Монголы относятся к Халхин-Голу гораздо уважительнее. Для них эта война, как Великая Отечественная для русских. В Монголии есть масса музеев, выставки военной техники, улицы носят имена героев. А в России так долго решается вопрос о восстановлении мемориала на старом читинском кладбище. Кроме этого, у нас нет фильма о тех событиях», – говорит полковник Палкин. Он написал сценарий документального фильма, для которого есть вся документация, карты-схемы действий и съёмочная группа. Не хватает лишь финансирования. В 2006 году Владимир Дмитриевич обращался с просьбами в городскую и областную администрации, но 2,5 млн рублей, требующихся для съёмок, не нашлось. С горечью Палкин говорит, что за помощью в создании фильма придётся обращаться к монголам.

Рубрики: Генеалогия
Источник: http://www.chita.ru/news.php?id=15433
Все новости

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны