«Звенья» одной «цепи»
Ухтинец Семен Шелемей – обладатель уникальной картины с изображением собственного фамильного древа. Поиски «корней» и «ответвлений» длились более пяти лет. По ревизским сказкам и метрическим книгам, чудом уцелевшим в белорусских архивных фондах после ожесточенных боев Великой Отечественной, семья Шелемея узнала историю своего рода, начиная с предков, живших еще в XVIII веке.
«Звенья» одной «цепи»
Главный герой киноленты режиссера Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника» учитель истории Илья Семенович (актер Вячеслав Тихонов), рассказывая о личности лейтенанта Шмидта, заметил, что от большинства людей остается только тире между двумя датами. Как ни грустно, но зачастую о своих прародителях мы не знаем даже этого.
Заместитель генерального директора ООО «Газпром переработка» Семен Шелемей не захотел быть Иваном, не помнящим родства. Несколько лет назад на семейном совете в родной белорусской деревне Романовка было решено восстановить историю рода. В Гомельскую область Семен Васильевич приезжал почти каждый год, встречался там со своей большой семьей – родителями, тремя братьями и двумя сестрами.
Несмотря на скудность информации им повезло: в архивных фондах Белоруссии сохранились ревизские сказки и метрические книги, в которых генеалоги Национального исторического архива Беларуси нашли их прародителей.
Так от одного к другому родословная сплеталась сверху вниз и дошла до XVIII века.
«Исходных данных было катастрофически мало: мы располагали сведениями только о родителях, бабушках и дедушках. По мере того как продвигалась работа, всплывали все новые сведения: например, выяснилось, что настоящая дата рождения моего отца не совпадает с записанной в паспорте, а по выписке из метрической книги удалось найти могилу моего прадеда Саввы. Также мы узнали, что наш род идет от крепостных крестьян, что семьи родителей были раскулачены и сосланы из Белоруссии в Коми и на Соловки», – рассказывает мужчина.
Но одно желанное открытие сделать все-таки не удалось: осталась неразгаданной история происхождения родовой фамилии.
Итог трудоемкой работы – четыре генеалогических древа, в которых даны сведения о всех представителях четырех родов. Составление родословной обошлось Шелемеям приблизительно в 500 долларов.
Родился, крестился...
Генеалоги собирали данные в основном по записям в ревизских сказках. Например, в ревизской сказке крестьян деревни Березовка сказано: «Федор Никифоров сын Шелемей, в 1795 году – 40 лет. У него жена – Анна Романова дочь – 40 лет. У них сын Гришко – 20 лет. У него жена Матрона Артемова дочь – 18 лет. У них дочь Катерина – 7 лет».
Семен Шелемей рассказал, что чтение архивных справок – увлекательнейшее занятие.
«Мне приходилось не раз обращаться к толковому словарю, поскольку попадалось много неизвестных слов. Есть такие, значение которых мы до сих пор не выяснили. Например, что такое женский и мужской пеший день.
Удивительно, но крепостные крестьяне во второй половине XIX века владели большими участками земли – около десяти десятин (одна десятина равняется 1,07 гектара)».
Семейная реликвия
Собственноручно составленные схемы Семен Шелемей попросил перенести на холст ухтинского художника Владимира Маслова.
Тот маслом написал картину размером – 120 на 170 сантиметров. Живописец признается, что такой необычный заказ он получил впервые. Работал в течение восьми месяцев вместе со своей дочерью Асей. Имена написал шрифтом, стилизованным под кириллицу.
Древо Семена Шелемея начинается с крестьянина Никифора Шелемея, жившего в XVIII веке, и заканчивается Семеном 2002 года рождения, внуком Семена Васильевича. Здесь есть и его сын Вячеслав. Художник предусмотрительно написал высокие деревья, оставив ветви пустыми для будущих поколений.
По словам Шелемея, многие знакомые и друзья тоже загорелись идеей узнать историю своего происхождения, но пока никто не занялся этим серьезно.
*** Сказка – не ложь
Ревизские сказки – документы, отражающие результаты проведения ревизий податного населения Российской Империи в XVIII – первой половине XIX веков, проводившихся с целью подушного налогового обложения. Эти сказки являлись поименными списками населения. Указывалось имя, отчество, фамилия и возраст владельца двора, данные о членах семьи и их отношении к главе семейства. Списки составлялись представителями городского управления, в селениях государственных крестьян – старостами, в частных владениях – помещиками или их управляющими. В промежутках между ревизиями ревизские сказки уточнялись. Производилась фиксация наличия лица. В случае отсутствия фиксировалась причина (умер, в бегах, отселен, в солдатах).
Все уточнения ревизских сказок относились к основному году, поэтому каждая «ревизская душа» считалась наличной до следующей ревизии даже в случае смерти человека.
*** Сын за отца не отвечает?
В советское время было опасно интересоваться своей родословной. Могло выясниться, что предки были дворянами или купцами, еще хуже – иностранными гражданами или покинувшими Россию после революции.
Теперь все изменилось. Стали выходить журналы, посвященные генеалогии: «Генеалогический вестник», «Известия русского генеалогического общества», «Историческая генеалогия», «Летопись историко-родословного общества».
Генеалоги работают в государственных архивах, библиотеках и музеях, изучают метрические книги, ревизские сказки, исповедные ведомости, книги брачного обыска, адрес-календари, биографические словари, энциклопедии, дореволюционные газеты. Они выезжают в те деревни, где жили предки заказчиков, собирают воспоминания старожилов.
Генеалогическое исследование завершается изготовлением альбома, в котором прикрепляются заверенные архивами копии подлинных документов, фотографии, схемы, карты.
*** Втечение 100 лет хранятся в загсе Ухты актовые записи о рождении, смерти, регистрации брака, разводе. Потом передаются в Республиканский отдел учета и хранения документов, который находится в Сыктывкаре.
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги