"История одного документа, или Росчерк пера губернатора Гагарина"
В недрах Тюменского областного краеведческого музея им.Словцова вызрел новый проект. Научные сотрудники учреждения задумали провести серию выставок одного предмета. На днях в музее-усадьбе Колокольниковых состоялась презентация старинного документа (1712 г.) с печатью и подлинной подписью первого сибирского губернатора князя Матвея Петровича Гагарина.
Открытие выставки приурочили ко дню рождения Тюменской области. И пусть князь Гагарин правил задолго до ее образования, к Тюменской земле он имеет прямое отношение. Огромной губернией Матвей Петрович управлял из Тобольска.
Кроме того, грядет круглая дата — в этом году мы отметим 300-летие со дня образования Сибирской губернии. В Тобольске пройдет ряд торжественных мероприятий. Говорят, на празднование будут приглашены первые лица всех территорий, некогда входивших в ее состав. Высоких гостей соберется немало. Ведь Сибирская губерния являлась самой большой из восьми существовавших на территории Российской империи! По замыслу руководители сибирских земель примут участие в создании Аллеи губернаторов.
Ну а пока, в преддверии красивой даты, подорожная грамота за подписью князя Гагарина открыла новый цикл выставок. Она была изъята из музейных фондов и представлена публике впервые (если не считать ее единственного путешествия в Москву). Документу почти триста лет, из них тринадцать десятилетий он принадлежит краеведческому музею. Кто его до этого так бережно хранил, не знают даже научные сотрудники.
Есть у открывшейся выставки замечательная особенность — “единственность” экспоната позволяет глубоко сосредоточиться на нем. Идея музейщиков обратить внимание посетителей на один предмет в стеклянной витрине, по сути, великолепна. В залежах хранилища есть вещи с одинокой, но интересной судьбой. Если их поместить в один ряд с другими, они могут оказаться в тени. В отдельности же такие экспонаты обязательно позовут за собой в прошлое и о многом поведают.
Подорожная грамота с росчерком пера губернатора Гагарина рассказывает нам о том, что сибирским ямщикам, которых однажды по государственной необходимости отправили на строительство губернского флота, вновь разрешили заниматься извозом.
Старинная бумага интересна и сама по себе, прежде всего витиеватым почерком писца, а также изложением текста на языке петровских времен. Прочесть документ без знаний языковых особенностей тех давних лет нелегко. Но к экспонату приложен перевод, выполненный старшим научным сотрудником музея Станиславом Беловым.
Подпись управляющего сибирской землей обращает любознательных посетителей музея к личности этого человека и к историческим событиям далеких дней. Вот о каких фактах рассказала Татьяна Симоненко, заведующая музеем-усадьбой Колокольниковых.
В 1708 году указом Петра Первого все российское пространство было поделено на восемь губерний. Губернаторов назначали в Санкт-Петербурге. В Сибирь отправился потомок древнего княжеского рода Матвей Гагарин, весьма предприимчивый вельможа, хорошо знакомый с супругой царя и его правой рукой — Александром Меншиковым. Прекрасно разбираясь в государственном устройстве, он понимал, что сибирские земли являются для него лакомым куском. Правда то или нет (а может, злые наговоры завистников?), но исторические данные говорят о том, что Матвей Петрович широко развернулся на новом месте и сколотил себе огромное состояние, которое (шутка ли!) насчитывало более 355 тысяч рублей. По тем временам колоссальная сумма. Официальные документы утверждают, что карман Гагарина оказался едва ли не шире царской казны. Губернатор еще и два дворца в Москве и Санкт-Петербурге себе отстроил! В общем, времени зря не терял, копил на безбедную старость. Увы, встретить ее достойно не пришлось.
Какое-то время Матвею Петровичу сходили с рук все махинации. Петр Первый простил ему даже гибель одной из экспедиций, которые Гагарин снаряжал на поиски золотоносных жил. Он вообще был неравнодушен к золоту. Полагают, что даже скифские курганы раскапывал. Существует легенда о кладе сибирского губернатора, состоящем из золотых украшений скифов и спрятанном в подземных ходах Тобольского кремля. Но доказательств этому нет.
По распоряжению царя за Гагариным стали пристально наблюдать контролирующие органы. А в 1717 году была создана государственная комиссия, которая занялась детальной проверкой его деятельности. Вскрывшиеся злоупотребления князя потрясли Петра, и он повелел казнить зарвавшегося губернатора.
Матвея Гагарина повесили в Санкт-Петербурге под окнами юстиц-коллегии на Васильевском острове. В назидание всем чиновникам столицы казненного не снимали с виселицы в течение полугода.
Насколько на самом деле был грешен князь, доподлинно не известно. История знает немало примеров, когда отправляли на костер, на плаху или ставили к стенке невиновных людей. Татьяна Симоненко считает, что, несмотря на неоднозначную историю Матвея Гагарина и все его слабости, мы должны помнить о нем и чтить его как первого сибирского губернатора. К тому же в роли управленца он был не так уж плох.
В 1708 году князю досталось привольное ханское царство, границы которого были размыты. Матвей Петрович со свойственной ему энергией границы быстро определил и укрепил. При Гагарине губерния начала динамично развиваться. Сибирский губернатор, безусловно, любя себя, тем не менее думал не только о собственной персоне. Показательный факт — в 1714 году ему удалось подписать важный документ о продолжении каменного дела в Тобольске, в то время как оно повсеместно было запрещено. Благодаря гагаринской настойчивости продолжилось строительство Тобольского кремля, ставшего впоследствии жемчужиной архитектуры. Так что польза от княжеского правления сибирской земле была безусловная. А за свои проступки он был жестоко наказан современниками.
На открытии выставки Татьяна Симоненко обратила внимание собравшихся на то, что князь Гагарин вел свое происхождение из рода Рюриковичей — первых российских царей. И представила неожиданную гостью, заглянувшую на презентацию, которая, судя по всему, тоже имеет отношение к древней фамилии. Светлана Ярославова, член Общественной палаты РФ первого созыва, директор Центра изучения гражданских инициатив и редактор газеты “Гражданская трибуна”, узнала о знатном происхождении фамилии из уст умирающего отца. В семье хранили эту тайну. В свое время дворянские корни стали причиной гибели деда Светланы Борисовны.
Позже, когда Ярославовы потянули за тонкую ниточку сведений, выяснилось, что их род уходит своими корнями в очень далекое прошлое к самому (!) Ярославу Мудрому. От Великого князя пошла ветка Оболенских-Ярославовых. Со временем первая часть фамилии отпала, остались просто Ярославовы. К слову, фамилия в России малораспространенная. Много любопытных фактов говорят о том, что Ярославовы — потомки великих Рюриковичей. Однако Светлана Борисовна рассказывает об этом весьма осторожно. Все-таки толща веков не позволяет предельно точно определить, откуда тянется семейный след...
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги