Масонство и тайна духовных исканий императора Александра I
30.06.2008
К.ЛАРИНА: Начинаем программу «Музейные палаты». Я приветствую мою коллегу Ксению Басилашвили: Ксюша, добрый день. К.БАСИЛАШВИЛИ: Добрый день.
К.ЛАРИНА: Здесь же у нас Маргарита Силаева, старший научный сотрудник Государственного Исторического музея.
Добрый день, Маргарита, здравствуйте.
М.СИЛАЕВА: Добрый день
К.ЛАРИНА: У нас тема серьезная: «Масонство и тайна духовных исканий императора Александра Первого». У нас приурочено это к чему-то?
К.БАСИЛАШВИЛИ: К чему бы? Да нет, просто мы так решили взять эту тему. Тема масонства на Руси, по-моему, она актуальна всегда. Она всегда ищет масонов.
К.ЛАРИНА: Ну, тем более что такая тотальная безграмотность в этом вопросе наблюдается по поводу масонства. И я думаю, что сегодня мы некую просветительскую миссию еще должны выполнить. Правда же, Маргарита?
М.СИЛАЕВА: Конечно.
К.ЛАРИНА: Ну, а что мы будем дарить нашим слушателям?
К.БАСИЛАШВИЛИ: Дарить мы будем многое. Во-первых, у нас есть специальный приз для футбольных болельщиков. В день финала чемпионата Европы «ИНТЕРРОСС» издательство нам дарит каталог «Красивый футбол. 110 лет Российскому футболу».
К.ЛАРИНА: Какая красотища!
К.БАСИЛАШВИЛИ: В такой мягонькой обложке, там все: слава Российского футбола и русского. – Раз.
Кроме того, от Государственного Исторического музея у нас уходят нашим слушателям путеводители по всем залам Исторического музея. Пожалуйста, можно будет прогуляться, с нею пройти.
Каталог юбилейный «Государственный Исторический музей», богато иллюстрированный. И, поскольку Исторический музей обладает интересной очень коллекцией русской живописи, то вам предлагают в качестве сборника художественного наследия Борис Белянинов. «Живопись». Пожалуйста, тоже можно этот каталог получить. И, кроме того, еще билеты в Государственный Исторический музей, можно посмотреть, выставки посетить. Да, это, пожалуй, о призах все. Но ведь призы вы не просто так получаете, нужно ответить на вопрос. Сейчас я вам его прочитаю. Итак, внимание! На наш sms:
+7 (985) 970-45-45 Отвечайте, пожалуйста, на следующий вопрос: какое религиозное просветительское общество было организовано Александром Первым и масонами в 1813 году, и существует это общество до сих пор? С 1813 года до наших дней это общество здравствует.
М.СИЛАЕВА: Ну, конечно, с перерывами на советский период, но сейчас оно, безусловно, существует.
К.ЛАРИНА: Ну все? Можно начинать?
К.БАСИЛАШВИЛИ: Да. И первое, наверное, почему мы решили обратиться к масонам? Дело в том, что Исторический музей обладает интересной коллекцией.
М.СИЛАЕВА: Я бы сказала уникальной коллекцией, потому что одна из крупнейших эта коллекция насчитывает более тысячи экземпляров уникальных, но, если иметь в виду еще и документальные памятники, то много больше. И самое печальное, что эта коллекция выставлялась очень редко, если не сказать, что вот сейчас в экспозиции постоянной, в зале, посвященном эпохе Александра Первого, взаимоотношениям царя и общества, эта коллекция столь полно представлена впервые.
Но наша передача она называется не просто «Масоны», а еще и «Тайна духовных исканий Александра Первого», поэтому речь пойдет не только о масонах, но и о других тайных религиозных, и не тайных религиозных обществах, которые буйным цветом развелись в первой четверти XIX века. И на это, безусловно, были свои причины.
Сразу оговоримся, что император здесь был не последней величиной, если не первой.
Но вы, наверное, знаете, что у него есть много всяких прозвищ, которые давали ему еще при жизни, ну, и прозваний, титулований, но именно еще и прозвищ. И это связано с его очень активной деятельностью, которой он стремился придать ну, что ли, новый импульс России.
«Царь-преобразователь», - так долгое время говорили о нем. А впоследствии Пётр Андреевич Вяземский ему придумал такую очень интересную формулу, его определение, ну, вернее написал стихи, а стало это формулой:
Сфинкс, не разгаданный до гроба,
О нем и ныне спорят все.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Тогда можно вспомнить того самого старца.
М.СИЛАЕВА: Нет, самое интересное в этой фразе это то, что масон говорит о масоне, и говорит масонскими символами. Поскольку Пётр Андреевич Вяземский был масоном, и, как считают многие исследователи, как считали сами масоны, Александр Первый тоже был принят в ложи, причем не только в России, но и в Польше, и эта символика, очень, надо сказать, значимая, потому что в этой фразе употребляются два слова, которые были в ходу у масонов, это: «сфинкс» и «гроб». И сфинкс, как вы знаете, очень значимый символ: такое мифическое животное, которое объединяло черты человека и животного, причем четырех животных. Напомним, что у сфинкса была голова женщины, грудь женщины, лапы льва, тело быка и собаки, хвост дракона, и еще у него были крылья. Это был такой интересный символ соединения несоединимого. Вечная загадка мира, а в масонской еще символике это было все знание о прошлом. И вот довольно любопытно, почему именно сфинкс стал определением Александра.
А второй момент – это слово «гроб». Гроб тоже очень значимый символ у масонов. Он означает презрение к смерти, и в то же время печаль о потере истинного знания, божественного знания. Гроб был непременным атрибутом вступления, профанского вступления, то есть, вступления каждого человека, желающего человека в масонскую ложу, и, естественно, он был непременным атрибутом высоких степеней масонства, так называемых «рыцарских», розенкрейцеровских. Ну, и, вспоминая, так сказать, о гробе, о презрении к гробу, можно, конечно, вспомнить о том, что судьба Александра Первого она до сих пор не приносит ни исследователям, ни уж тем более обывателям успокоения, потому что, как вы знаете, он странно взошел на престол и странно с него ушел.
В 1824 году Александр Первый, вернее, в 25-м году уезжает в Таганрог неожиданно, прощается со всеми. Причем, прощается очень трогательно и для всех симптоматично, ну, как потом оказалось. Итак, в Таганроге заболевает и умирает. Тело его очень долго везли обратно в Россию. Его торжественно похоронили. Но, тем не менее, через какое-то время появилась легенда о том, что Александр не умер, и тело, которое было положено в гроб, было телом другого человека. И в Сибири, в Тобольске, потом в Тамбове – в разных местах, стал появляться загадочный старец Фёдор Кузьмич, который говорил на разных языках, был столь же высокопривлекателен, как император, ну, и отсюда родилась версия. К нему приезжали очень важные люди, он вел себя достаточно странно, но поистине был старцем, прославлен, сейчас местно чтимым святым стал. И вот эта версия она до сих пор жива о старце Фёдоре Кузьмиче, который был на самом деле ушедшим от мира императором.
К.БАСИЛАШВИЛИ: В Историческом музее есть какие-то вещественные доказательства жизни старца?
М.СИЛАЕВА: Не, в Историческом музее нет, кроме как портрета.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Есть портрет все-таки, да?
М.СИЛАЕВА: Портрет, конечно, есть.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Портрет старца именно?
М.СИЛАЕВА: Да, портрет старца.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Именно, как Александра?
М.СИЛАЕВА: Нет, там написано: «Старец Фёдор Кузьмич». Никто, пока не будет проведена экспертиза, кстати, надо сказать, что…
К.БАСИЛАШВИЛИ: Но похож он на этом портрете на Александра?
М.СИЛАЕВА: Вы знаете, сложно сказать. По высоте, по стати, по лысости некоторой, безусловно, похож. Как бы сказать, по плешивости. Ну, а все остальное…
К.БАСИЛАШВИЛИ: По плешивости – это не я. Я хочу напомнить нашим радиослушателям, поскольку у нас сейчас в таких высоких тонах пока начался разговор об Александре Первом, чтобы немножечко снизить этот градус и представить альтернативную точку зрения, как это любит делать «Эхо Москвы», мы представим альтернативную точку зрения на личность Александра Первого Александра Пушкина, который написал о нем. Я вот сейчас вспомнила и процитирую:
Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щёголь, враг труда,
Нечаянной пригретый славой,
Над нами властвовал тогда.
Имелся в виду Александр Первый.
М.СИЛАЕВА: Ну, такая точка зрения тоже, наверное, имела право на существование. Особенно, если иметь в виду судьбу в это время Александра Пушкина.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Ни о каких каких-то духовных поисках здесь Александр Сергеевич не пишет и не подразумевает.
М.СИЛАЕВА: А дело в том, что когда, можно сказать, расцвели духовные поиски, и, скажем, некоторым образом заморочили все русское общество, Александра Сергеевича Пушкина просто и не было в центре. Он, как вы знаете, был отправлен в ссылку. И потом, в силу его молодости, его интересовали другие проблемы. Но я думаю, что он вообще был злой на язык, поэтому нельзя составлять его мнение об Александре на основании одной эпиграммы.
А что касается Александра Первого, ну, здесь тон будет высокий или низкий, все равно мы столкнемся с тем, что император много чего хотел, и хотел совершенно искренне. И в плане духовных исканий, безусловно, они касались, прежде всего, его личностно, потому что участие в заговоре, хоть и смерть отца, по касательной, невольно не давала ему всю жизнь покоя.
К.БАСИЛАШВИЛИ: О Павле Первом здесь идет речь?
М.СИЛАЕВА: Вы сказали, что у вас была передача перед этим про Михайловский замок. И, наверное, вы знаете, что отношения отца и сына были очень сложные. А отношения треугольника извечного: бабушка, отец и сын были еще не менее сложными. И поэтому Александр, например, вспоминал, что единственное, что ему как ребенку подчас, и даже как юноше приносило успокоение, это вот усердная келейная молитва. Потому что где противоречия, перетягивание его то на одну сторону, то на другую, были очень утомительны для столь эмоционального молодого человека.
Ну, прибавим одну составляющую, вторую и плюс некое «разоренное хозяйство», как он говорил, которое он получил в наследство от Павла, которое ему было нужно не просто приводить в порядок, а еще и плюс, как вы знаете, были у него и у его друзей из негласного комитета, то есть, группы аристократических лиц, весьма просвещенных, которые собрались вокруг него, планы реформировать Россию, причем кардинально ее реформировать: с отменой крепостного права, с введением конституции, ну и так далее. Об этом, наверное, знают многие.
А вот о духовных исканиях Александра, о том, какую роль в этом должны были сыграть, в том числе и масонские ложи, об этом знают меньше.
Ну, давайте, прежде всего, напомним слушателям, кто такие масоны, и откуда они здесь, в России, вообще взялись?
К.ЛАРИНА: Давайте, мы начнем, вот буквально следующую часть программы с новой главы, поскольку у нас сейчас время Новостей.
Напомним, что сегодня у нас в гостях Маргарита Силаева, старший научный сотрудник Государственного Исторического музея. И говорим мы о тайных духовных исканиях императора Александра Первого и о масонстве, начнем следующую часть нашей передачи.
НОВОСТИ
К.ЛАРИНА: Ну что, продолжаем нашу программу. Давайте, мы хотели немножечко напомнить нашим слушателям о сути вообще и возникновении этого тайного течения под названием «масонство». Пожалуйста, Маргарита Силаева хотела вот начать «от печки». Успеем, давайте!
М.СИЛАЕВА: Выражаясь энциклопедическим языком, это религиозно-нравственное движение, которое формально возникло в Англии в начале ХУШ века, хотя, безусловно, существует мнение о том, что существовали уже и в ХУП веке, ну, в частности, в Шотландии. А сами масоны свою историю ведут гораздо из более давних времен. Мы можем называть Соломоновы времена, Египетские времена, это уж в зависимости от систем масонских.
Но вы, наверное, знаете, что масон на самом деле полностью называется «франкмасоном», и переводится это, как «вольный каменщик». Слово это было взято или получено масонами от древних средневековых корпораций каменщиков.
«Вольный» - это франк, «каменщик» – масон.
Корпорации эти сами по себе представляют большой интерес, поскольку, как вы знаете, строить готические высокие соборы просто так было просто невозможно. Нужно было обладать знаниями, причем, знаниями очень серьезными. И плюс нужно было единение усилий, одухотворенное объединение усилий. И вот с ХШ века начинают собираться такие корпорации. Называются они ложами. Ложа – это место, где подготавливали камни. И еще ложа имеет значение – место, где собирались каменщики, для того чтобы обсуждать свои проблемы.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Сначала это было лишено всякого мистического смысла.
М.СИЛАЕВА: Абсолютно! Сначала это был профессиональный союз, чрезвычайно квалифицированных рабочих.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Так же, как мясники и так далее. Гильдия такая.
М.СИЛАЕВА: Да. При этом надо сказать, что это была самая профессиональная когорта рабочих и самая набожная, как вы понимаете, поскольку, в основном, они строили здания культа.
Разумеется, со временем все это сходит такой накал на нет. В ХУ1 веке уже столько не строят, и корпорации эти абсолютно выходят из-под влияния церкви. Представляли они собой достаточно независимые союзы. И вот как раз здесь их ритуалы, которые были выработаны во время заседаний, их тайные знаки, в которых передавались знания строительные, - вот это было все воспринято уже ложами вполне светскими. Причем, допускать в эти ложи «строители» начали сами людей, которые хотели просто что-то узнать об искусстве, узнать о каких-то тайных знаниях строительных. Так складывались первые ложи, которые были вполне публичны. И туда входили, как представители аристократии, так и могли быть представители третьего сословия. Все это очень активно развивалось в Англии.
Напомним, что в Англии ХУП века жизнь вообще чрезвычайно бурлила после революции. И общественная активность была на высоте.
Ну, и вот, таким образом в 1717 году четыре такие ложи с очень условными названиями, одно из которых было «Виноградная лоза», - так называлась таверна, где собирались эти деятели, решили объединиться и создать некий союз, для того чтобы улучшать нравственность, помогать людям не только внутри лож, но и как бы вовне. То есть, заниматься филантропической деятельностью и в какой-то степени искать то истинное знание, как бы знание, связанное с божественной истиной, но в рамках просто помощи друг другу и обмена этими знаниями.
Ну, а дальше, в каждом из государств – от Англии было образовано по такой ложе. Называлась она «Великая Лондонская ложа». Появилась она после этого во Франции, появилась в Германии. Но там это приняло совсем другие размеры, и уже было создано несколько других систем, потому что хотелось знания более тайного.
К.БАСИЛАШВИЛИ: А в России, какой это год? Можно точно определить?
М.СИЛАЕВА: Можно. Дело в том, что так же, как англичане покрыли собой весь мир, в 1731 году английский капитан Джон Филипс получил право на открытие такой ложи в России. Но она была исключительно для иностранцев, для удобства проживания.
В середине ХУШ века уже появляются собственно русские, Елагинские так называемые ложи трех степеней, самых начальных: ученика, подмастерья, товарища и мастера.
К.БАСИЛАШВИЛИ: То есть, была какая-то именно русская специфика? У нас все же меняется.
М.СИЛАЕВА: Русская специфика развилась к концу ХУШ века, и связана она с именами Новикова, Шварца, позже – Поздеева. Это совершенно уникальная вещь, как всегда, в России. То есть, можно сказать, что Россия вобрала в себя все виды, степени масонских лож, переработала и создала что-то свое, совершенно новое.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Но здесь приятие власти, какое было? В основном, негативное? До и после Павла и Александра?
М.СИЛАЕВА: Дело в том, что у масонов было две запретные темы, это: религия и политика. Масонские ложи создавались на интерконфессиональной основе, ну, по крайней мере, собственно, английские ложи. И они не должны были касаться политических дел. Они должны были заниматься только совершенствованием себя и совершенствованием общественных отношений. Абсолютно добрым способом: они должны были позиционировать свою нравственность, свое добро, свою филантропическую деятельность, и, таким образом, исправлять людей вовне. Ни о какой политике речи не было.
Правда, впервые политическое масонство по касательной прошло во французских ложах так называемой «Шотландской системы». Связано оно с именем «Стюарт», то есть, той самой династии, которая была убрана с английского престола. И вот вокруг этой династии объединились подвижники и организовали новую систему лож. Вот там политики было больше, чем достаточно.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Но всегда какая-то аура мистики, запретности и таинственности она вокруг масонского движения существовала. И можно даже вспомнить это отражение у Льва Толстого в «Войне и мире», когда как раз, в каком году? Ну, как раз вот в эти где-то годы Пьер Безухов пытается стать «вольным каменщиком».
К.ЛАРИНА: А сколько художников мы с тобой встречали в нашей программе «Собрание Третьяковки»?
К.БАСИЛАШВИЛИ: Мы в конце программы будем говорить об одном из них, о Боровиковском.
М.СИЛАЕВА: Но дело в том, что это все закономерно, потому что масоны закрывали свои двери. И это было логично, потому что не каждый, кто хотел, мог быть достоин. И, более того, для того чтобы продвигаться по степеням, нужно было иметь определенное нравственное начало, развивать его, стремиться к этому. Все это сопровождалось чрезвычайно таинственными, очень изысканными ритуалами. И, разумеется, самая главная суть была, - это, собственно, масонское знание.
Люди знают, наверное, о том, что масонские системы в результате раздела на бесконечное количество степеней и ступеней, но они понимают, что за каждой из этой степени стоит собственно знание. Не просто ритуал с красивыми вещами, в которых зашифрованы знания, но и знания книги. Причем, книги очень древние, потому что основа, собственно, масонского знания высоких степеней - это Египетские учения о Гермесо Трисмегиста, то есть, герметические знания, знания алхимии, оккультизма, и все, что составляет теперь достаточно известное учение Каббалы.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Антинаука.
К нам пришли правильные ответы на наш вопрос. Мы задавали вам вопрос: какое религиозно-просветительское общество было в 1813 году организовано Александром Первым и масонами и существует до сих пор?
И много правильных ответов. Это Российское Библейское общество.
Правильно ответили: (Перечисляет имена и номера телефонов победителей). И, наверное, об этом Обществе стоит поговорить более подробно?
М.СИЛАЕВА: Да. Безусловно.
Российское Библейское общество было создано сразу после войны, когда Александр Первый, как он выражался сам, «Постиг истинное просвещение». Но, как вы знаете, можно сказать совершенно откровенно, что весь подготовительный период войны был для императора очень напряженным. И, кстати, в это время, именно, наверное, связана его близость к масонству. Даже есть предание о том, что он проходил определенные обряды для того, чтобы укрепиться и душевно, и физически перед борьбой с Наполеоном. Сам, кстати, Наполеон покровительствовал масонам.
И вот после войны он понял, что эти бесконечные масонские общества и другие общества разного протестантского толка, которые должны были научить людей и объединять людей в духе истины и постижения различных тайных знаний, в общем, излишни. Самое главное – человек должен знать, прежде всего, слово Божье. Потому что именно он слово Божье узнал во время войны. Ну, такая интересная деталь, что Александр Первый, будучи главой русской церкви, впервые Библию прочитал в 1812 году, и это была «Латинская вульгар» на французском языке, которую он позаимствовал у своей жены.
А обстоятельства были таковы: на его близкого друга, обер-прокурора синода князя Голицына поступило несколько, ну, скажем так, доносов о том, что князь собирается бежать из России из боязни наступления французских войск. И он отправился к нему на дом, и вдруг увидел, что князь совсем не собирается, вещи не собраны, а он погружен в какое-то очень глубокое чтение. И, когда был задан вопрос, что он читает? Он сказал: «Священное слово», и более того, 90-й псалом. Вот, кстати, с этого времени 90-й псалом стал любимым псалмом Александра Первого.
А первый раз на русском языке, собственно, Священное писание он прочитал в 17-м году, когда была подарена книга, изданная уже Российским Библейским обществом.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Задача как раз Российского Библейского общества и была в первую очередь перевода книг на современный русский язык.
М.СИЛАЕВА: Значит, задача Библейского общества, собственно, Британского Библейского общества, которое получило право организовать здесь филиал, а потом оно преобразовалось в Российское Библейское общество, было: распространять и переводить книги на разные языки тех народов, которые живут на территории этой страны.
Библейское общество перевело Священное писание на 26 языков. А изданий было 104. Более миллиона потрачено было, почти два с половиной миллиона рублей. По тем временам это просто гигантская цифра. А организовано, для того чтобы деятельность была продуктивная, более 300 отделений. То есть, это было самое мощное общественное движение, которое существовало в России.
Надо сказать, что книг было переведено на русский язык, к сожалению, не очень много. Они просто не успели. Евангелия переведены на гражданский язык, - правильно говорить.
Апостолы, и была начата работа под руководством Филарета Дроздова, нашего известного православного святителя по переводу Библии. Но, к сожалению, в 24-м году эти работы были прерваны: начались интриги вокруг Библейского общества. В сущности, вообще вокруг масонства. Вообще мистические течения, которые существовали – православная церковь и придворная группировка организовала настоящий немасонский заговор против этого всего. А фигура, вокруг которой этот заговор и реализовался, была очень странная. Может быть, никто бы о ней и не знал, это был католический пастор, который одновременно был и протестантским пастором, все у них там было намешано – Госнард. Он написал книгу, достаточно любопытную «Толкование Евангелие», она была очень модна в Германии. И, собственно, он был приглашен в Россию в двадцатые годы, для того чтобы сеять это слово. То есть, толковать то, что в России не толковалось. Ну, не то что не толковалось, а книг, по крайней мере, было очень мало. Почему такое количество проповедников и мистического содержания книг появилось в России? То есть, ниша была свободная, а церковь православная была после реформ Екатерины ослабленной, если это можно назвать реформами, то есть, я имею в виду сакрализацию земель и полное обнуление материальное.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Маргарита, мы сейчас, чтобы не уходили в детали, я просто хотела еще уточнить. Наших слушателей, наверное, это интересует, что действительно это общество существует до сих пор? То есть, переводы Библии они до сих пор осуществляются. Эту работу выполнял, в частности, академик Аверинцев.
М.СИЛАЕВА: Конечно, конечно. Да, он руководил этим обществом.
Ну, и вот, это общество оно было очень подвижным таким, но, к сожалению, было закрыто в 24-м году при достаточно скандальных обстоятельствах.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Ксения, у тебя есть вопрос от нашего радиослушателя, да?
К.ЛАРИНА: По поводу жидо-масонов? Конечно, могу задать, я не знаю? Действительно, спрашивают наши слушатели: а когда масоны превратились в жидо-масонов?
М.СИЛАЕВА: А! Вы знаете, я думаю, что это традиция конца XIX века, когда появились так называемые «Протоколы Сионских мудрецов», и всплыла вот эта вот колоссальная идея о том, что существует Сионский заговор. А поскольку в масонских ложах изучали еврейские тексты, и вообще в конце XIX века, ну, и в других странах и ранее, а в ложах участвовали, в том числе и евреи, то сделалась вот эта вот идея о том, что ну, понятное дело, где искать тех, на кого свалить и перевести стрелки? Надо сказать, что эта традиция она очень сильно укрепилась после революции, потому что ну, искали, надо было найти вот ту точку опоры. Нашли масонов. Хотя, если смотреть на русскую историю, крови, заговоров не масонских было не меньше, чем, может быть, собственно, масонских. О чисто масонском заговоре, и то, условно масонском, можно говорить только исключительно про другие страны. Ну, в частности, про Германию двадцатых годов, после которых Александр, и это было в Испании и в Португалии, в Италии, где масонские деятели принимали участие в революциях. И после этого Александр в 22-м году посчитал, что что-то и у нас не так. Ну, естественно, ему бы еще не посчитать, поскольку к этому моменту он уже знал, что существуют тайные общества, общество декабристов всем известное, многие деятели которых были в масонских ложах.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Масоны, как известно нам, может быть, в этом много легенды, но, во всяком случае, обладали некими своими тайными вещами, знаками, по которым узнавали друг друга.
Мне бы хотелось сейчас вернуться к вашей коллекции Государственного Исторического музея, в которой, наверное, мы можем эти знаки увидеть. Что это за вещи?
М.СИЛАЕВА: Да, да. Безусловно. Мы можем не только увидеть, но и проследить собственно историю общественно-политической жизни по знакам.
Ну, начнем с того, что это целый комплекс вещей, в центре которого находится один из главных символов – это меч. Меч крестообразный символ единства, воительства, мужества и справедливости. А рядом с ними находятся непременные атрибуты, которые были …
К.БАСИЛАШВИЛИ: А меч принимал участие в ритуале?
М.СИЛАЕВА: А меч принимал участие в ритуалах, меч лежал на Библии, на главном жертвеннике, меч был атрибутом, так сказать, рыцарей высоких степеней. Меч - это очень значимый символ.
К.БАСИЛАШВИЛИ: А этот конкретно меч кому-то принадлежал?
М.СИЛАЕВА: Да. Этот меч конкретно принадлежал не человеку, а ложе, которая называлась «Петра к истине». А рядом с этим мечом есть атрибуты, которые принадлежали каждому масону. Ну, вы знаете, да? Когда принимался, как его называли, профан в ложу, он проходил через определенные ритуалы. И после того, как братья давали согласие на его прием, ему вручались атрибуты, непременные атрибуты данной масонской ложи: знак, девиз. А соответственно ему на особом ковре рассказывали по знакам науку масонскую первой степени. Вот этой, начальной степени. Обязательно на нем был запон, или фартук, который был символом чистоты его намерений. И в то же время, тоже очень интересно, поскольку это была набедренная повязка, она еще и служила одновременно напоминанием о том, что надо сдерживать свои плотские страсти, следить за ними. Белые перчатки – опять же, как символ невинности намерений. Ну, и еще ряд других атрибутов, которыми обладал каждый масон. Но, безусловно, еще была целая огромная культура ритуальных предметов, которые, кстати, все есть в музее. Мы можем полностью восстановить, ну, ложу мы организовывать не будем, но, по крайней мере, восстановить мы могли бы, если бы была такая возможность, вот эту вот удивительную атмосферу ложи с голубыми, красными, то есть, Иоанновскими или Андреевскими степенями.
У нас уже нет возможности для того чтобы истолковать всю символику масонскую, но вот, кто придет в музей, может познакомиться с этим, и по знакам можно проследить, какая борьба шла внутри самого масонства. Оно было отнюдь не однозначно, потому что боролись степени, боролись движения, а за этим стояла фактически в XIX веке, в начале XIX века, две главных мысли: совершенствовать себя, или совершенствовать мир вокруг себя. И, если совершенствовать мир вокруг себя, то как? – Мирно или не мирно? Вот здесь появилась политическая составляющая.
В частности, Александр Первый перед войной хотел масонство использовать, говоря про государственное масонство, - использовать масонские ложи для того чтобы реформировать, ну, отчасти, реформировать условия существования духовенства. Потому что духовенство было очень в таком загнанном состоянии, очень низкое на социальной лестнице. И вот тогда было поручено Сперанскому разработать такую систему духовных лож, куда бы принимали духовенство, где бы они работали, совершенствовались и общались одновременно с людьми из высокого круга. Или, как говорил любимый Пушкин, «Из хорошего общества». И тогда бы статус их повышался.
К.БАСИЛАШВИЛИ: А вещи эти в ваш музей были изъяты у масонов? Вряд ли они их сами передавали в коллекции частные.
М.СИЛАЕВА: После того, как ложи были упразднены, в 1822 году, ну, какая-то часть масонов свои вещи сберегла, какая-то сдавала, но, конечно, значительная часть коллекции разошлась уже к концу XIX века из семей масонов, которые просто прекратили свою историю. Были несколько человек очень мудрых и очень интересных коллекционеров в конце века, которые работали на Румянцевский музей знаменитый, ныне не существующий. Так вот. Они собрали колоссальную коллекцию, и вот часть этой коллекции в 21-м – в 24 годах, уже когда Румянцевский музей перестал существовать и стал знаменитой Государственной библиотекой имени Ленина, предметная часть была передана в Исторический музей. Ну, и, безусловно, и до этого нам дарили крупные, ну, в частности, Рогожин, крупные коллекции документов, книг. Ну, из разных источников. То есть, есть даже версии о том, что даже чекисты изымали из банковских сейфов, то есть, когда банки национализировались, во многих сейфах были найдены масонские знаки, которые потом им-то не нужны были, поскольку эти все-таки вещи не золотые были, а позолоченные. Ну, и эти вещи передавались в музеи. Вот так сложилась разными совершенно путями эта уникальная совершенно коллекция.
К.ЛАРИНА: А, возвращаясь к началу программы, когда Ксения цитировала Александра Сергеевича Пушкина, его такой достаточно нелицеприятный портрет Александра Первого, вы, Маргарита, даже, как я поняла, в какой-то степени обиделись за Александра?
М.СИЛАЕВА: Да, безусловно.
К.ЛАРИНА: Вам этот герой приятен и интересен?
М.СИЛАЕВА: Нет, вы знаете, я как историк люблю уравновешенные точки зрения, потому что, как известно, истина лежит посередине.
К.ЛАРИНА: Ну, тогда вот ваш портрет Александра Первого? Что бы вы могли добавить к тому, что мы уже сегодня успели сказать?
М.СИЛАЕВА: Вы знаете, этот человек был глубоко уязвимым. Действительно, искренне хотел объединить людей в России. И причем, как мне кажется, на правильной основе. Но, к сожалению, его собственные нравственные основы были очень шаткими и нетвердыми. И поэтому в результате получился не просто бардак, а очень многие люди были уведены с истинного пути. И он прекрасно это понял в конце жизни. И, скажем так, то, что называют консервативным периодом жизни Александра, это была жизнь человека, который наконец-то обрел себя. То есть, как личность он мне понятен, и он очень русский в этом смысле, несмотря на то, что о нем говорят как о человеке, который постоянно находился под влиянием западных идей, но нет, он кажется очень русским человеком.
К.ЛАРИНА: А как это повлияло на культуру русскую того периода?
М.СИЛАЕВА: Вы знаете, очень важно повлияло, потому что дело в том, что масонство, как я сказала, заняло уже нишу вот этого слабого, не справляющегося со своей пастырской обязанностью православия. И в то же время не будем забывать, что масоны дали пример мощного общественного движения. То есть, дворянство нам только кажется, что оно было таким образованным, на самом деле это было не так, конечно. А вот масонство дало пример и административного, и пытливого, хоть и мистического или полунаучного, но, тем не менее, тяги к знаниям. Не случайно современные ученые-каббалисты, в частности, считают, что масоны дали возможность России, вернее русским масонам и околомасонским организациям усвоить те знания древние, которые к этому моменту в России просто не были известны. И они успели это сделать за достаточно краткий срок. И плюс, не будем забывать про личностное самосознание. То есть, общественное и личностное самосознание в это время пробуждается и не только на политической или на интеллектуальной почве светской, а именно и на религиозной, в том числе.
К.ЛАРИНА: Ну что же, большое спасибо. Маргарита Силаева, старший научный сотрудник Государственного Исторического музея была сегодня нашим гидом.
Ну, и мы завершаем нашу программу традиционной рубрикой: «В ФОКУСЕ».
К.БАСИЛАШВИЛИ: Да. И хранитель отдела живописи XIX века Исторического музея Наталья Перевезенцева расскажет об одном портрете кисти Боровиковского, но тоже близкого к масонам.
М.СИЛАЕВА: Да, не близкого, а просто активного масона.
В НАШЕМ ФОКУСЕ
Н.ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВА: В собрании музея есть произведение Боровиковского, который сам был известным масоном, и связан был с Академией художеств естественным образом как живописец. А известно, что большинство преподавателей Академии были масонами.
Итак, Боровиковский в Историческом музее – это несколько портретов.
Портрет митрополита Санкт-Петербургского, Эстляндского, Финляндского Михаила (Десницкого) был создан художником в 1818 году.
Портретов Десницкого существует не один.
Реплики с этого портрета, по-видимому, произведенные художником не раз и не два, где выполнены в нескольких экземплярах, делались для ближних. Вообще, масонское искусство – это искусство ближнего круга. И эти маленькие портреты напоминают те портреты, которые создавались духовниками для своих духовных чад, и именно так относились друг к другу братья-масоны.
В собрании Исторического музея небольшой, исполненный на картоне, это не эскиз и не этюд, а повторение большеформатного портрета из собрания Русского музея.
Говорит ли здесь что-либо о принадлежности персоны и художника к масонской культуре? И да, и нет.
С одной стороны, искусство эпохи Александра Первого - это все насквозь (неразборчиво) и классицистическое по духу, оно было как бы отражением идеологии масонства само по себе. Это и античная символика, это и более древние восточные символические знаки. И вот в портрете Михаила Десницкого присутствуют та размеренность, любовь к правильности, геометричности я бы сказала, построения композиции, которая свойственна классицизму, и которые невольно отражают и масонские притязания наследования идеальному, на стремление к свету, истине, добру. К тому, что считало масонство основой своей деятельности.
Знаки внешнего масонства: перстни, особая манера поведения, - они были ведомы непосвященным. Они были взглядом извне на это тайное общество.
Внутри общества масоны не стремились выразить себя как-либо внешне. Главным было духовое начало.
Митрополит прожил очень сложную жизнь. И эта персона тоже вот знамение времени: получил двойное образование. И, кроме того, что он учился в Академии, он учился и в переводческой семинарии, (неразборчиво) Шварц-верк масонов. И впоследствии он стал одним из деятелей Российского Библейского общества и возглавил работы по переводу книг священного писания на русский язык. То есть, это величайшая просветительская деятельность.
Источник:
http://echo.msk.ru/programs/museum/523523-echo/
Все новости
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги