В истории казахов нет, пожалуй, более интересного на сегодняшний день вопроса, чем вопрос об истории жузов. Жузы притягивают к себе внимание еще и потому, что мало кто сомневается в том, что они по сей день играют огромную роль в политической жизни страны. При этом историческая наука даже не смогла установить, что же все-таки означает слово “жуз”. Хотя многие ученые и полагают, что это слово арабского происхождения и переводится как ветвь или часть, все же их выводы далеко не бесспорны. Зачем, спрашивается, кочевникам было прибегать к малопонятным заимствованиям, если собственный язык предлагал в этом отношении множество самых различных вариантов. Наверное, на этом же основании многие отечественные историки настаивают на казахском происхождении этого термина, толкуя его как “лик” или “сотня”, хотя эти версии также выглядят малоубедительными. Но какие бы еще варианты перевода не предлагались, этимология этого слова – в данном случае есть дело десятое, поскольку смысл его понятен. “Жуз” значило то же самое, что и “улус”. С этим, к счастью, согласны практически все историки.
Гораздо более важным выглядит вопрос о времени образования жузов, поскольку совершенно очевидно, что, не имея на него ответа, мы не можем понять общей логики событий казахской истории. Разумеется, что на этот счет ученые тоже выдвигали множество самых разнообразных версий. В качестве примера можно привести следующие точки зрения.
“Три союза племен казахов, называемые жузами… начали образовываться в период тюркского каганатства (V-VIII вв.) и в основном оформились в X-XII вв.”, – считал, например, советский ученый С.Аманжолов.
А выдающийся российский востоковед В. Вельяминов-Зернов писал: “… Не следует ли именно к эпохе владычества киргиз-кайсаков над Ташкентом и Туркестаном, т.е. XVII столетию, отнести это загадочное деление. Часть киргиз-кайсаков, сидевшая в завоеванном крае, так сказать полуоседлая, должна была поневоле отделиться от кочевой части, занимавшей степи. Само собой явились Орды. Ташкент и Туркестан с прилегавшей страною, лежавшие в центре, составили Среднюю Орду. В городах остались властвовать потомки прежних коренных ханов, члены старшего дома, Ядикова или Шигаева: Ишим, Джегангир, Тявка и др. По сторонам образовались Орды: Малая и Большая. В первой утвердился род Булякай-куянов или Усяков. Вторая также имела своих ханов”.
Как может убедиться читатель, разброс в датах получается очень большим. Для полноты картины можно привести и мнение казахстанского “фоменко” - Калибека Даниярова. “Казахское ханство до смерти Тауке-хана в 1718 году было единым государством и распалось на три части в 1718 году, после его смерти”, – пишет он в книге “История Казахского государства”.
При этом ни предложенные мнения, ни версии многих других историков не подтверждаются никакими фактами, являясь, по сути, только лишь частными умозаключениями. Впрочем, некая “общепринятая”, хотя и расплывчатая, точка зрения все же существует. Еще в советское время в коллективных многотомных трудах по истории Казахстана образование жузов стали датировать XVI веком. По всей вероятности, это мнение было основано на данных казахского фольклора, которые утверждали, что автором идеи подобного дробления Казахского ханства был хан Хак-Назар. Правда, непонятно, почему в таком случае не были приняты во внимание другие народные легенды, которые приписывали образование жузов едва ли не пророку Мухаммеду.
Между тем, если рассматривать известные, хотя и скудные, исторические факты, можно прийти к интересным выводам. Самое первое упоминание о жузах содержится в летописи Махмуда бен Вали “Бахр ал-асрар”. Вот что пишет автор, описывая биографию одного из чингизидов XIII века: “Повелев собраться близким родственникам, племенам и четырем каучинам, он выбрал для зимовок и летовок Ак-Орду, которая также известна как Йуз-Орда” (каз. Жуз-Орда – Р. Т.).
Конечно, нормальным историкам этот источник был известен достаточно давно. Просто, видимо, ученых мужей сбивало с толку непонятное и непривычное словосочетание – “Жуз-Орда”. Тем более что историки до сих пор не могут найти ответа на вопрос, какая же из орд называлась Белой, а какая – Синей, поскольку источники откровенно противоречат друг другу. К тому же Махмуд бен Вали явно говорил об одном жузе, и потому исследователи предпочитали и предпочитают игнорировать его сообщение.
И действительно, термин Жуз-Орда выглядит не совсем логичным, поскольку сами казахи никогда не смешивали эти два разных понятия – “жуз” и “орда”. Тем не менее, расшифровать данное название можно. Судя по всему, этот термин произошел не от слова “орда”, а от имени первого хана Восточного Кипчака – Орда-Ежена (сына Джучи, внука Чингисхана). То есть, это название надо понимать как “жуз Орды”. В таком случае все становится на свои места. Причем, в подобном названии нет ничего удивительного, поскольку обычай называть государство именем его первого (или просто могущественного) правителя был широко распространен в Великой степи. Вспомним улус Джучи, улус Чагатая, улус Бату и т.п. Да и Казахское ханство ногайские беки в переписке с московскими царями называли “Урусовым царевым юртом”.
Тем же историкам, которые привыкли считать, что Ак-Орда являлась улусом Шибана, следует уяснить, что этот сын хана Джучи никогда не являлся даже относительно самостоятельным правителем, каковым являлся, например, его брат Орда-Ежен. Все же встречающиеся на страницах различных летописей россказни о существовании могущественного ханства Шибана были сочинены придворными историографами его потомков.
Вероятнее всего, что на кипчакский лад название улуса звучало как “Орда-Жуз” (возможно, с разными вариантами окончаний) и впоследствии превратилось в ныне хорошо известное “Орта жуз” (Центральный или Средний Жуз). Естественно, что первоначально в состав Центрального Жуза могли входить совершенно разные роды и племена. Кочевники всегда спокойно перемещались из улуса в улус, но все-таки костяк оставался одним и тем же. Наряду с другими впоследствии исчезнувшими племенами, в источниках, описывающих начальный период истории Казахского ханства, постоянно упоминаются кипчаки, аргыны, найманы, кереи, конраты, уаки. И это понятно, поскольку племена, впоследствии образовавшие Старший и Младший жузы, в то время входили в состав Моголистана и Ногайской орды соответственно.
“Кипчаки, найманы, алшины, аргыны-каракесеки, уйсуны и табыны! О дай благоденствие этим шестерым!”, - гласила одна из надписей на “Тамгалы-Тас”. Наш знаменитый ученый А.Маргулан считал, что названия этих племен были увековечены в связи с тем, что именно они были причастны к образованию Казахского ханства. Автор этих строк вообще-то не считает, что из подобного минимального объема информации можно делать какие-либо далеко идущие выводы, но даже если согласиться с трактовкой А.Маргулана, все равно получается, что половина из этих шести племен представляли Средний Жуз. А табыны вошли в состав Младшего жуза лишь в конце XVII – начале XVIII вв.
С алшинами же в казахской истории вообще царит полная неразбериха. Многие современные историки, писатели, публицисты называют племена Младшего жуза собирательным именем “алшин”, возводя их историю напрямую к тюркам-ашина и даже к мифическим алазонам времен Геродота. В то же время эти авторы, судя по всему, просто не знают о некоторых вещах.
Во-первых, именем “алшин” именовались не все племена, а только объединения Байулы и Алимулы. Жетыру, вошедшее в состав Младшего жуза позже других, к числу алшинов не относилось. Во-вторых, существовал еще и отдельный род с тем же именем – алшин, который и упоминался на страницах средневековых хроник, а также в процитированной наскальной надписи. Не случайно П.Рычков, перечисляя крупнейшие роды Младшего жуза, подчеркивал: “Роды ж, или аймаки, знатнейшие в сей орде: 1) Алчинский, в котором настоящие алчинцы”. В книге Х. Маданова “Родословная Младшего жуза” приводятся данные по генеалогии этого рода.
Видимо, алшины действительно являлись одним из мощных родов, вследствие чего их самоназвание впоследствии распространилось на другие племена Младшего жуза, так же как это произошло с аргынами в Среднем, и уйсунами в Старшем жузах.
Впрочем, вполне вероятна и другая версия возникновения этого названия. Известно, что в Золотой Орде термин “алшин” применялся по отношению к ханским зятьям. Понятно, что за кого попало принцесс-чингизидок замуж не выдавали, и таким правом обладали лишь избранные, такие, например как правители ногайцев – Едыге и его потомки. Может быть, именно вследствие этого “казахи” (то есть представители Среднего Жуза) стали иронически прозывать “ногайцев” (выходцев из Младшего жуза) зятьками-алшинами. В истории ведь очень часто бывало так, что даже подчас оскорбительные прозвища народов становились впоследствии их этнонимами.
Термины Ак-Орда, Юрт Уруса, Казахское ханство, Орта жуз долгое время являлись синонимами. Впоследствии потомки хана Уруса, пользуясь благоприятным геополитическим раскладом, сумели прихватить значительную часть Моголистана и Ногайской орды, населению которых была предоставлена определенная политическая автономия, выразившаяся в праве образования своих жузов. Кстати, вполне мог бы возникнуть и четвертый жуз, но попытка султана Ураз-Мухаммеда в 1588 г. подчинить Сибирское ханство провалилась.
Таким образом, автор считает необходимым предложить следующую хронологию образования жузов.
1. XIII в. – Образование Центрального Жуза (Ак-Орды), на базе которого впоследствии возникло Казахское ханство.
2. XVI-XVII вв. – Расширение территории Казахского ханства и образование Старшего и Младшего жузов.
Вероятно, некоторые читатели не согласятся с автором этой статьи, поскольку достаточно широко распространено мнение, что названия Старший, Средний и Младший обозначают не что иное, как очередность появления жузов на исторической арене. Мол, Старший жуз образовался раньше других, и это обусловило его привилегированное положение. Это мнение частенько высказывают и многие современные политологи, объясняя тот факт, что в политической жизни страны, ведущие роли играют именно выходцы из Старшего жуза. При этом игнорируется то обстоятельство, что вообще-то засилье “южан” в государственных органах, которое возникло еще в советское время и наблюдается в наши дни, напрямую связано с тем, что удары коллективизации и сталинских репрессий пришлись в основном по казахам Среднего и Младшего жузов.
На самом деле нет никаких серьезных сведений, свидетельствующих об исключительной роли Старшего жуза в истории Казахского ханства. Даже широко распространенная казахская пословица предлагает отдать труд Старшему жузу, власть – Среднему жузу, а войну – Младшему жузу. Племена юго-восточного Казахстана были теснее связаны со среднеазиатскими государствами, нежели с другими жузами. Не случайно батыр Бокенбай в 1731 г. в беседе с русским послом Тевкелевым отмечал, что Старший жуз находится “в дальнем расстоянии к бухарам и с Средней и Малой Ордой не съезжается и у них же хан особливый именем Чолбарс”. В принципе, к сепаратизму были точно так же склонны и племена Младшего жуза, где пользовались популярностью идеи откочевки на Северный Кавказ для объединения с ногайцами. В то время как Средний жуз по ордынским представлениям являлся “Тахт Ели” (Престольным владением). И потому именно ханы Среднего жуза являлись старшими, то есть общеказахскими, ханами.