Глумление над памятью
Долгожданный выход 8-го тома Книги памяти жертв политических репрессий "Память и предупреждение будущему" омрачился скандалом. Множество ошибок и искажений, допущенных при ее издании, возмутило членов иркутского клуба жертв политических репрессий "Встреча". Они решили просить областную администрацию уничтожить бракованный том и издать его заново.
В 2004 году под началом редколлегии, куда входили видные историки и архивисты, был издан 7-й том. Эта же редколлегия (не получая за свой труд ни копейки!) подготовила оригинал-макеты оставшихся трех томов. В 2005 году планировался выпуск 8-го и 9-го томов. Но в результате подковерных интриг редколлегию неожиданно отстранили от работы. Без объяснения причин издание было поручено Ассоциации жертв политических репрессий в лице ее председателя господина Сафронова. Интересная деталь, за полгода до этого ассоциация была ликвидирована по суду, но это не смутило начальника Главного управления социальной защиты населения Иркутской области Семена Крутя, и он подписал соответствующее распоряжение.
В ноябре прошлого года 8-й том был издан, но когда специалисты взяли его в руки, они ужаснулись. Группа экспертов под руководством профессора истории Владимира Томилова нашла множество грубейших ошибок, среди которых несоответствие дат ареста, вынесения приговора, расстрела и реабилитации, отсутствие дат рождения, искажение фамилий, частые дублирования одного и того же материала, ошибки в номерах уголовных дел, пропущенные сведения в справках, отсутствие указания мест исполнения приговора и т. д. Результаты экспертизы были представлены иркутской общественности, в том числе и членам клуба жертв массовых политических репрессий "Встреча". Небрежное отношение к исторической памяти возмутило репрессированных. На заседании клуба, которое прошло 14 февраля, они решили вмешаться в ситуацию, чтобы не допустить подобного в дальнейшем.
- Я нашел очень много ошибок, - заявил Иннокентий Кузнецов, член клуба, - там получается, что человек сначала был расстрелян, а потом арестован, но это же невозможно, или есть такие моменты, что человек сначала реабилитирован, а потом осужден. Таких ляпов очень много. Нет указания места и даты расстрела, а человеку очень важно, где его отец расстрелян, кто его судил.
Ирина Терновая, директор Музея истории города Иркутска, сообщила, что ей довелось работать над 7-м томом. Отзывы об этой работе были положительные.
- Мне кажется странным, - сказала Ирина Терновая, - что нам не дали возможность издать до конца все тома. На издание 8-го тома было затрачено 600 тысяч рублей. И, как мы видим, подтвердились претензии, высказанные специалистами в его адрес. Очень много ошибок. Эту книгу читают не только репрессированные, ее читают также граждане в других городах, она необходима ученым, архивистам. Что делать с этим томом? Честно говоря, не знаю.
В итоге большинством голосов участники клуба "Встреча" приняли решение просить администрацию Иркутской области переиздать 8-й том полностью, а издание следующих передать той редакции, которая уже работала над созданием предыдущих томов.
Елизавета Старшинина, friday@pressa.irk.ru
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги