Большой секрет
Москвичам показали тайны Советского Союза.
Любой из нас в жизни своей копит немало секретов. Но любовь к ним прежних руководителей государства «зашкаливает» за разумные пределы. На протяжении долгих десятилетий в Советской России секретили буквально все подряд. И лишь теперь документы той поры, хранящиеся в закрытых отделах архивов, становятся доступны. Некоторые из этих «свидетельств времени» представлены в экспозиции, открывшейся сегодня в Выставочном зале федеральных архивов.
В соответствии с государственным законом «О государственной тайне» сейчас проводится активная работа по рассекречиванию архивных фондов. Многие ранее секретные материалы опубликованы в тематических сборниках. За период 1992 – 2007 г. г. с участием архивных учреждений РФ издано 1123 таких сборника. Часть из них демонстрируется на выставке вместе с некоторыми подлинными документами.
Вот, например, «Кроки оперативной сводки 22 апреля 1922 года об изъятии церковных ценностей». На нескольких страницах убористого машинописного текста срупулезно перечислены все «трофеи», добытые новыми властями в 27 московских храмах.
«…Из Казанского собора — серебра 15 пудов 29 фунтов 4 золотника (в переводе на привычные нам меры — около 250 килограммов); 2 жемчужные ризы; 12 рубинов; 5 сапфиров; 3 крупных бриллианта и 36 мелких розочек.
Из церкви Ирины Мученицы — серебра 14 п. 14 ф. 44 зол.; 1 золотой крест; 5 жемчужин; 108 бриллиантов.
Из церкви Троицы в Сыромятниках — серебра 9 п. 14 ф. 35 зол.; 1 розочка с 10-тью драгоценными камнями; 25 шт. Жемчуга — 1 ф. 25 зол. …»
О некоторых подробностях еще одного «большого советского секрета» — разработке ракетной техники — можно узнать из другого выставленного документа:
«Реактивный научно-исследовательский институт начальника вооружений РККА 7 октября 1933 г. Секретно.
…Первая советская ракета на жидком горючем пущена 17 августа сего года. К Октябрьской Годовщине РНИИ выпустит в воздух еще 4 объекта на высоту подъема до 12 км и на дальность до 20 км. Значительные трудности в настоящее время испытывает РНИИ вследствие отсутствия у него достаточного транспорта. Необходима грузовая или легковая машина для проведения испытаний на полигоне, находящемся в 40 км от Москвы. …
Зам. начальника РНИИ РККА Королев»
(Вот так, оказывается, будущему Главному конструктору советских космических ракет тогда не на чем было даже доставить свои «объекты» на полигон!)
Представленный в экспозиции подлинник докладной записки на имя Сталина, подписанной Берией, содержит информацию о проведенной нашими спецслужбами вскоре после войны операции, связанной с осуществлением атомного проекта. Сотрудники госбезопасности под видом группы специалистов, разыскивающих увезенное немцами оборудование советских научных учреждений, прибыла в Данию и провела там конспиративную встречу со знаменитым ученым Нильсом Бором «для получения от него информации по проблеме атомной бомбы».
А вот это уже совсем из другой области. — Из области «спортивного закулисья»:
«ЦК КПСС 21 января 1972 г. Секретно.
На чемпионате Европы по фигурному катанию на коньках 1972 г. в Гетеборге (Швеция) судья из польской народной республики М. Зухович предложил судье Н. Нестегиной (СССР) вывести польскую пару Османска—Бродецкий на 6-е место, а польский судья, в свою очередь, дает 4-е место советской паре Н. Черняевой—В. Благову.
Следует заметить, что в принципе такого рода договоренности широко практикуются между судьями. Однако после исполнения произвольной программы Зухович (ПНР) поставил нашу пару, которая выступала раньше польской, на 7-е место. Это была самая низкая оценка, которая была дана советской паре. Естественно, советский судья Н. Нестегина не могла менее техничную польскую пару поставить на 6-е место.
К сожалению, следует отметить, что на прошедшем чемпионате имелись и другие случаи, когда судьи из ПНР и ГДР выносили явно заниженные оценки советским фигуристам. … Это в основном определило совершенно незаслуженное выведение танцевальной пары из ФРГ на первое место, в то время как советские спортсмены Л. Пахомова—А. Горшков оказались на втором месте.
Председатель Комитета по физической культуре и спорту при СМ СССР С. Павлов.»
Процесс рассекречивания архивных фондов еще далек от завершения. Специалисты Росархива признают, что еще множество документов находится в закрытых спецхранах. Например, около половины документов, находящихся в Российском государственном архиве новейшей истории до сих пор не избавились от грифа «Секретно». Процедура «превращения тайного в явное» порой может затягиваться на полтора—два года. Не всегда эксперты в итоге дают положительное заключение, и тогда документы остаются «под спудом» — «исходя из интересов государства».