Сердечная тайна императора (ФОТО)
Москвичам показывают возвращенные из–за рубежа исторические реликвии
Под Новый год подарочная тема как никогда актуальна. Людей, собравшихся в Выставочном зале федеральных архивов, привлекли сюда "презенты" совсем особого рода. Открывшаяся в зале экспозиция представляет новые поступления в Государственный архив РФ, переданные из зарубежья за минувшие 10 лет.
Рукописи, автографы известных исторических лиц, фотографии, документы… – радетели дела сохранения российской истории добровольно возвращают нам ее неизвестные страницы. Практически все эти бесценные реликвии – сохраненные в семейных архивах, выкупленные на аукционах, – были переданы в ГАРФ совершенно безвозмездно.
Среди выставленной сотни раритетов особый интерес представляют документы, касающиеся династии Романовых.
Семья баронов Ротшильдов приобрела в свое время личный архив княгини Е. Юрьевской (Долгоруковой) – несостоявшейся второй жены императора Александра II. Благодаря этому подарку знаменитых банкиров теперь мы можем узнать историю "тайной любви" русского царя, который, будучи уже женат, вынужден был ждать много лет возможности официально узаконить свои отношения с любимой женщиной.
Из воспоминаний Е. Юрьевской: "…24 декабря 1865 года счастливый случай позволил мне встретить императора в Летнем саду… Этот день стал памятным для нас, ибо, без всяких слов и даже непонятно почему, вся жизнь теперь состояла из наших встреч… С этой минуты я приняла решение… посвятить всю свою жизнь тому, чтобы составлять счастье Того, которого любила… 1 июля у нас было первое свидание, и мы решились более не скрывать того, что нас переполняло, счастливые возможностью любить друг друга… С этого дня мы встречались каждый день… Он поклялся мне перед образом, что предан мне навсегда и что единственная его мечта – жениться на мне, если когда-нибудь он будет свободен…"
Из письма Александра II 6 марта 1867 г.: "…мои мысли ни на миг не отвлекались от моей обожаемой шалуньи… Мне бы хотелось броситься на моего Ангела, прижать его крепко к моему сердцу и расцеловать его всего и везде... Вот уж точно я тобою только и дышу, и все мысли мои… постоянно с тобою и не покидают меня ни на минуту…"
Из дневника Александра II: "…Четверг, 22 мая 1880. Императрица тихо кончалась… Сегодня кончилась моя двойная жизнь. Буду ли я счастлив в будущем? Я очень опечален, а Она не скрывает своей радости; она говорит уже о легализации ее положения… Я сделаю для нее все, что будет в моей власти, но я не смогу пойти против интересов родины…"
Несколько выставленных в витринах документов относятся к секретному делу, которое вели о скандально знаменитом "старце" и "друге семьи" царя Николая II – крестьянине Тюменского уезда Григории Распутине.
"…Указ священнику Слобода-Покровской церкви Тюменского уезда Федору Кунгурову. …Тобольская духовная консистория предписывает Вам… секретно сообщать Его Преосвященству продробные, точные и верные сведения о жизни, деятельности и учении крестьянина слободы Покровской Григория Распутина-Новых, …произведя с этой целью совершенно секретные дознания и наблюдения о Григории Распутине. 1912 года, сентября, 27 день"
В ГАРФе появились документы из архива белогвардейского следователя Н. Соколова, изучавшего по горячим следам обстоятельства расстрела царской семьи летом 1918 года. В числе подаренных князем Лихтенштейна Хансом-Адамом II реликвий той трагедии – кусок обоев со стены подвальной комнаты дома Ипатьева в Екатеринбурге. На этом обрывке кто-то из "смертников" (возможно, сама императрица Александра Федоровна) за несколько дней до гибели написал по-немецки пророческую фразу – цитату из поэмы Г. Гейне: "Валтасар сегодня ночью был убит своими слугами". Рядом в витрине – черновик телеграммы президиума Уралсовета о расстреле Николая II. Текст написан простым карандашом на бланке Президиума: "…Ввиду приближения контр-революционных банд к красной столице Урала – Екатеринбургу… исполняя волю революции постановили расстрелять бывшего царя Николая Романова, виновного в бесчисленных кровавых насилиях над русским народом. В ночь с 16 на 17 июля (числа исправлены красной ручкой – авт.) приговор приведен в исполнение…" На бумажном листочке – "мандат" за подписью областного комиссара П. Войкова – распоряжение о выдаче серной килоты, необходимой для уничтожения трупов: "Предлагаю немедленно без всякой задержки и оговорок выдать с Вашего склада пять пудов серной кислоты предъявителю сего".
Есть в экспозиции и другие, очень неожиданные экспонаты. Например, подложный паспорт, по которому въехал в 1910 году на территорию России известный боевик-революционер Борис Савинков (документ оформлен на имя некоего крестьянина Орловской губернии Е. Бородина). Балетные туфли и платье знаменитой балерины и "покорительницы великокняжеских сердец" Матильды Кшесинской. "Нансеновский" паспорт, выданный уехавшему в эмиграцию генералу А. Деникину и тут же – листочек со стихами, написанными будущим предводителем Белой армии в восьмилетнем возрасте.
Выставка-презентация "Архивная Россика. Новые поступления 1997-2007 г.г." открыта для посетителей всего два дня – 25 и 26 декабря.